Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семьи и семейно-брачных ориентаций и проанализировать как они изменялись на протяжении веков.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие семьи и ее функции
Проанализировать историю изучения семьи
Рассмотреть основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии
Проанализировать эволюцию семьи и брака
Проследить изменения в институте семьи начиная с традиционного периода и кончая сегодняшним днем
Проанализировать изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России
Введение……………………………………………………………………..….3-4
Глава 1. Изучение и эволюция семьи…………………………………………5
1.1 Понятие семьи, ее функции……………………………………...……….5-8
1.2 История изучения семьи………………………………………………...8-16
1.3 Основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии……………………………………………………………….......16-19
1.4 Эволюция семьи и брака………………………………………………19-28
Глава 2. Изучение семейных ориентаций……………………………….…..28
2.1 История семьи: от традиционной семьи к современной…………..28-36
2.2 Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России ………………………………………………………………………..36-42
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список используемой литературы…
Полученная
в результате опроса структура семей
по числу желаемых детей, по мнению
специалистов в данной области, не сможет
обеспечить даже простое воспроизводство
населения. Исследование зафиксировало,
что с уменьшением возраста респондентов
растет доля россиян, которые считают,
что брак - это пережиток прошлого,
он отжил свое. Кроме того, исследование
репродуктивных установок россиян
эмпирически подтвердило, что сокращение
рождаемости связано с
Особого внимания заслуживает также изучение специфики гендерных отличий жизненного самоопределения молодых людей. В 2002 г. было проведено такое исследование. В нем участвовало 1000 юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет (включительно); среди них были группы молодежи, различающиеся по полу, возрасту, семейному положению, материальному самочувствию и сфере занятости[11].
Ключевые вопросы исследования рассматривались сквозь призму гендерного подхода. Респондентам задавались вопросы об основаниях для создания семьи, ее назначении, главных составляющих семьи, о предпочитаемом разделении труда в семье [10].
Результаты
исследования позволили выявить, в
чем молодежь видит основания
для создания семьи: 1) в стремлении
проявить свою заботу и любовь к
близкому человеку (25,4% молодых людей
и 27,8% девушек); 2) в желании иметь
детей (соответственно: 18,4% и 19,3%); 3) в
реализации потребности во взаимопонимании,
психологической поддержке, защите
(15,5% и 21,7%); 4) в потребности почувствовать
свою самостоятельность (14,3% и 9,8%). Ассоциация
семейной жизни с удовлетворением
важнейших эмоционально-
По словам автора статьи, исследование стало яркой иллюстрацией, с одной стороны, живучести в России модели семьи, ориентированной на фигуру матери, а с другой, - влияния старой традиции, выстроенной вокруг фигуры мужа. На основании полученных результатов сделан следующий вывод: молодые люди имеют в большей мере установки на традиционный тип семейных отношений в быту, девушки же склоняются к эгалитарному типу, то есть хотят делить все обязанности поровну. Результаты позволяют говорить о том, что общественные противоречия способствуют консервации у молодых людей/мужчин традиционного культурного идеала гендерных отношений в семье, но эти же противоречия толкают девушек/женщин на поддержание эгалитарного типа семьи [11].
Необходимость
сравнения социальных представлений
в сфере семейно-брачных
Данные
исследования свидетельствуют о
том, что подавляющее число
Заключение
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой -- малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью.
Семья за всю свою историю существования прошла и продолжает проходить глобальные процессы изменений. В современной науке усиливается интерес к изучению семейных и брачных отношений. Это во многом обусловлено тем, что современные изменения семьи грандиозны по своим историческим последствиям.
Существуют
разные точки зрения насчет изменений,
происходящих в институтах семьи
и брака. Согласно функционалистскому
подходу современное состояние
и динамика семьи и брака расцениваются
как кризис, упадок, разрушение, деградация.
Сторонники эволюционистского подхода
убеждены, что семья и брак развиваются
в русле общеэволюционных процессов
[2]. Интересной представляется точка
зрения А. И. Антонова, который считает,
что институт семьи существует не
потому, что выполняет жизненно важные
для существования общества функции,
а потому, что «вступление в
брак, рождение, содержание и воспитание
детей отвечают каким-то глубоко
личным потребностям миллионов людей.
По-видимому, именно ослабление, угасание
этих личных мотивов и желаний
ярче всего раскрывает кризис семьи
как социального института и,
в этом смысле, кризис самого общества.
С другой стороны, факты невыполнения
основных функций семьи, фиксируемые
статистикой и данными
Исследования в данной области показывают, что в современном обществе происходит трансформация, изменение семейно-брачных установок и ориентаций. Это доказывает наличие множества негативных тенденций в развитии института семьи на данном этапе: уходят в прошлое ориентации на многодетную семью; идет распространение различных альтернативных форм брака; растет число разводов; сама ценность семьи и брака в современном мире ослабевает на фоне ценности личной свободы, карьеры, материального успеха, образования и т.д. Существуют различия в установках относительно модели семьи среди представителей обоих полов, а также между различными поколениями.
Развитие
семьи и брака в России, как
и во всех других странах, связано
с социальными, экономическими и
политическими процессами модернизации
общества. Так как институт семьи
обеспечивает трансляцию социальных ценностей
от поколения к поколению, весьма
актуальным представляется исследования
ценностных ориентаций современной
молодежи, играющей главную роль в
социально-демографическом
Анализируя
результаты исследования семейных отношений,
можно говорить о противоречиях,
существующих в современных взглядах
на положение семьи. Несмотря на то,
что институт семьи и брака
не исчезает с лица современного общества,
многие исследователи оценивают
нынешнее его состояние как кризисное.
Данная тема нуждается в дальнейшем,
более глубоком изучении и поиске путей
решения существующих проблем. По мнению
многих исследователей данной тематики,
под угрозой распада находятся сами устои
нашего общества, основой которых является
семья, что создает нестабильность самого
общества, невозможность воспитания подрастающего
поколения духовно, физически и нравственно
здоровым. В современной России проблемы
психологической готовности к браку, изменения
семейных ориентаций наибольшую остроту
приобрели в течение последних двух десятилетий,
для которых характерны радикальные преобразования
в социально-культурной сфере. Все это
ставит современных исследователей перед
необходимостью тщательного анализа не
только внешних, но и внутренних механизмов
формирования брачно-семейных отношений.
Ответы на вопросы о настоящем и будущем
института семьи невозможны без социологических
исследований.
Список используемой литературы
1.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология
семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во
Международного университета
2.
Бурханова Ф.Б. Брак с позиций
гендерного теоретико-
3.
Варламова С.Н. Семья и дети
в жизненных установках
4.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика
ценностных ориентаций в
5.
Голод С. И. Семья и брак:
историко-социологический
6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000.
7.
Долбик-Воробей Т.А.
8.
Иваненков С.П. Российская
9.
Лисовский В.Т. Молодежь:
10. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. Ред. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2007.
11.
Скутнева С.В. Гендерные
12.
Сорокина Татьяна Юрьевна.
13. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2004.
14.
Энгельс Ф. Происхождение
15. http://www.ecsocman.edu.ru.
16. http://www.enc-dic.com.
Информация о работе Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе