Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семьи и семейно-брачных ориентаций и проанализировать как они изменялись на протяжении веков.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие семьи и ее функции
Проанализировать историю изучения семьи
Рассмотреть основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии
Проанализировать эволюцию семьи и брака
Проследить изменения в институте семьи начиная с традиционного периода и кончая сегодняшним днем
Проанализировать изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3-4
Глава 1. Изучение и эволюция семьи…………………………………………5
1.1 Понятие семьи, ее функции……………………………………...……….5-8
1.2 История изучения семьи………………………………………………...8-16
1.3 Основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии……………………………………………………………….......16-19
1.4 Эволюция семьи и брака………………………………………………19-28
Глава 2. Изучение семейных ориентаций……………………………….…..28
2.1 История семьи: от традиционной семьи к современной…………..28-36
2.2 Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России ………………………………………………………………………..36-42
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

курсач соц семьи.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал  «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного

учреждения  высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный  морской

технический университет» в г. Северодвинске 
 
 

Кафедра социологии и философии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

Социология  семьи

на  тему:

«Динамика семейно-брачных  ориентаций в современном  обществе» 
 
 

                      Исполнитель: Ильина А.А.

                                                                                                Гр. 4403

                      Руководитель: Кузнецова О.С. 
                       

СЕВЕРОДВИНСК

2011 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3-4

Глава 1. Изучение и эволюция семьи…………………………………………5

1.1 Понятие семьи,  ее функции……………………………………...……….5-8

1.2 История изучения  семьи………………………………………………...8-16

1.3 Основные подходы  к изучению семьи в современной отечественной социологии……………………………………………………………….......16-19

1.4 Эволюция семьи  и брака………………………………………………19-28

Глава 2. Изучение семейных ориентаций……………………………….…..28

2.1 История семьи: от традиционной семьи к современной…………..28-36

2.2 Изучение семейно-брачных  ориентаций и установок  в современной  России ………………………………………………………………………..36-42

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список  используемой литературы……………………………….………45-46 
 
 
 
 

     Введение

     Семья и брак относятся к явлениям, интерес  к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность  человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе семья  выступала и выступает как  отчетливо выраженная социальная единица.

     Специалисты в области исследований семьи  подчеркивают, что история семьи  в России, как и во всех других странах мира, тесно связана с  социальными, экономическими и политическими  процессами модернизации общества. Процесс  развития и изменения семьи как  социального института, обеспечивающего  трансляцию социальных ценностей от поколения к поколению, тесно  связан с вопросами стабильности общества.

     Современные исследования в области семьи  говорят о наличии множества  негативных тенденций ее развития. Происходит усиление таких негативных процессов, как: деградация семейного  образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь  детей, рост числа разводов и т.д. Исследователи в своих мнениях  сходятся в том, что эти процессы свидетельствуют об изменении семейных ориентаций и ценностей в современном  обществе [4].

     В науке понятие социальной установки  введено У. Томасом и Ф. Знанецким, которые синтезировали его из философского понятия "ценность" и психологического "установка". В их концепции установка (социальная) - это индивидуальное отношение к  объекту, определяемому как ценность в данной социальной общности. Ценностные ориентации - это элементы внутренней структуры личности, сформированные в ходе процессов социализации, отграничивающие  значимое от незначимого через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве основополагающих целей жизни. Ценности же можно определить как общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности.

     Актуальность  данной темы связана с огромным значением  института семьи в обществе. Изучение семейно-брачных установок необходимо для выявления особенностей функционирования семьи в условиях современности. Важнейшая социальная функция современной  семьи - воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения  к брачно-семейным отношениям. Поэтому  в рассмотрении динамики семейных ориентаций современного общества особое место  занимает изучение семейных установок  молодежи, отношения к семье и  семейным ценностям, т.к. она выполняет  важную роль в замещении уходящих поколений и воспроизводстве  социально-демографической структуры  общества. Под понятием молодежи понимается особая социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, положение которой  определено социально-экономическим  состоянием общества. Тенденции и  перспективы развития молодого поколения  представляют для общества большой  интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее [9].

     Объект  курсовой работы: семейно-брачные ориентации в современном обществе.

     Предмет курсовой работы: динамика семейно-брачных ориентация в современном обществе.

     Цель  курсовой работы: рассмотреть понятие семьи и семейно-брачных ориентаций и проанализировать как они изменялись на протяжении веков.

     Для достижения цели ставятся следующие  задачи:

  1. Рассмотреть понятие семьи и ее функции
  2. Проанализировать историю изучения семьи
  3. Рассмотреть основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии
  4. Проанализировать эволюцию семьи и брака
  5. Проследить изменения в институте семьи начиная с традиционного периода и кончая сегодняшним днем
  6. Проанализировать изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России
 

     Глава 1. Изучение и эволюция семьи

     1.1 Понятие семьи,  ее функции

     Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества, - основанной на кровнородственных связях и регулирующей отношения между супругами и родственниками. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья - самый распространенный вид социальной организации.

     Существует  много определений семьи. Они  зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических  условий, так и от задач исследования. В. И. Добреньков и А. И. Кравченко  в своей работе предлагают следующее  определение семьи, в настоящее  время являющееся общепринятым: «Семья - это основанная на браке или  кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью  быта, взаимной помощью, моральной и  правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический  аспект, и приняли следующее определение. Семья - это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих  совместное хозяйство и находящихся  в отношениях родства, брака или  опекунства» [6].

     Когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт человеческого  общества. В свою очередь институт семьи включает множество более  частных институтов, а именно: институт брака, институт родства, институт материнства  и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства  и опеки и другие.

     Брак - институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

     Институт  семьи различен в каждом обществе, отражая специфику этого конкретного  общества. Но всем без исключения обществам  присуща общая черта. Возникновение  семьи связано с тем, что у  человеческих детенышей, в отличие  от всех других животных, самое протяженное  детство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развития цивилизации. Зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, поскольку она включает в себя не только обучение, тpениpовку, усвоение знаний, но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т. е. генеалогию. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адpесность - социальную "прописку" в данном обществе [5].

     Формы семьи ваpьиpуются от общества к  обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может  иметь один человек, правила выбора брачных паpтнеpов, pоль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения и генеалогию [6].

     К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

     1) воспроизводство населения - физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье;

     2) воспитательная функция - социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

     3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

     4) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

     5) функция духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

     6) социально-статусная - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

     7) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

     8) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

     9) функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми [5].

     1.2 История изучения  семьи

     Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна  Якоба Бахофена «Материнское право», поразившая всех своей оригинальностью. Бахофен проанализировал классическую литературу древности как исторический источник по истории семьи и одним  из первых увидел, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины  и женщины. В соответствии с этим Бахофен толкует «Орестею» Эсхила как драматическое изображение  борьбы между гибнущим материнским  правом и возникающим отцовским. Открытия Бахофена означали целую революцию  во взглядах на семью как на неизменный, установленный божественным промыслом  союз [13].

     Совершенно  независимо от Бахофена занимается предысторией семьи английский юрист и историк  Джон Фергюсон Мак-Леннан, главное сочинение  которого «Первобытный брак» появилось  в 1865 г. Мак-Леннан изучал ранние ступени  брака на основании точных этнографических  фактов из древнего быта греков, кельтов, германцев. Исследования Мак-Леннана  подтверждали открытия Бахофена о первоначальном материнском праве.

     Вслед за тем выступил Льюис Генри Морган с новым и во многих отношениях решающим материалом. Главное произведение Моргана «Древнее общество» появилось  в печати в 1877 г. Морган по праву является основателем науки о семье. Гениальный ученый-самоучка Л. Морган, наблюдая общественное устройство американских индейцев, их семейный быт, создал целую новую  отрасль социологии -- науку о  семье [13].

     Особое  место в его работах занимает концепция моногенизма -- единства происхождения  человечества, направленная против расистских теорий. С момента выхода в свет работы «Система родства и свойств  в человеческой семье» на Моргана  начались ожесточенные нападки. Особенно они усилились после публикации «Древнего общества». В этих произведениях  впервые была разработана научная  теория развития семьи. Учение Моргана  опровергало догматы теологической  антропологии о божественном происхождении  семьи, единобрачии как единственно  возможной и неизменной форме  семейных отношений. Л. Морган впервые  отнес семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно  сменивших друг друга форм семейно-брачных  отношений -- от группового брака до моногамии.

Информация о работе Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе