Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семьи и семейно-брачных ориентаций и проанализировать как они изменялись на протяжении веков.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие семьи и ее функции
Проанализировать историю изучения семьи
Рассмотреть основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии
Проанализировать эволюцию семьи и брака
Проследить изменения в институте семьи начиная с традиционного периода и кончая сегодняшним днем
Проанализировать изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3-4
Глава 1. Изучение и эволюция семьи…………………………………………5
1.1 Понятие семьи, ее функции……………………………………...……….5-8
1.2 История изучения семьи………………………………………………...8-16
1.3 Основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии……………………………………………………………….......16-19
1.4 Эволюция семьи и брака………………………………………………19-28
Глава 2. Изучение семейных ориентаций……………………………….…..28
2.1 История семьи: от традиционной семьи к современной…………..28-36
2.2 Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России ………………………………………………………………………..36-42
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

курсач соц семьи.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

     Другая, также влиятельная концепция  семьи и брака разработана  С. И. Голодом. Она трактует и оценивает социальные изменения, которым подвергаются в современном обществе брак и семья с позиций парадигмы эволюционизма. Центр анализа перемещается на внутреннюю структуру семьи и брака, на характеристику взаимоотношений супругов. Если для функционалистов главный объект - семья в единстве трех ее отношений (супружество, родительство, родство), то здесь - брак, супружество, отношения мужа и жены. С. Голод считает, что в истории последовательно сменяют друг друга патриархальная, детоцентристская и супружеская семья. Главной тенденцией современного общества выступает движение к доминированию супружеской семьи, хотя все названные моногамные типы могут неконфликтно функционировать параллельно в одном историческом времени, образуя широкий спектр моделей. В данной концепции роль процесса социальной эмансипации женщин и женского движения в трансформации семьи и брака также получает свою оценку. Изменение в двадцатом столетии положения женщин, их экономического и культурного статуса, борьба за равноправие расцениваются как исторические предпосылки возникновения супружеской семьи. В теории и политической практике феминизма видятся как позитивные аспекты, так и те, которые могут быть подвергнуты критике.

     К описываемым сложившимся в российской социологии концепциям семьи и брака, помимо используемых здесь определений (функционализм и эволюционизм) применяются  и другие определения - алармистская и либеральная. Алармистская концепция  основана на идее утраты важнейших, цементирующих  семью ценностей, а либеральная - на идее прогресса и возвышения ценности свободного выбора. Обе эти концепции  представляют собой противоположные  оценки процесса модернизации семьи, которые  присутствуют и в западной социологии.

     В последние годы все более серьезную  методологическую альтернативу и функционализму, и эволюционизму, постепенно создал гендерный подход. В тоже время, несмотря на успехи гендерных исследований в  других областях (рынок труда, занятость, политическое участие), проблема брака в нем не стала ведущей, или, по крайней мере, такой, которой уделяется достаточное внимание. Это связано с тем, что семейная проблематика оказалась более востребованной, чем проблематика брака. В западной социологии гендерный подход к анализу семьи и брака сложился между 70-80-ыми годами ХХ столетия. В российской социологии он начал применяться с начала 90-х гг. ХХ в., а для анализа семьи - ближе к середине 90-х гг. ХХ в., что было связано с началом освоения зарубежных гендерных теорий и феминистских концепций [2].

     1.4 Эволюция семьи  и брака

     История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых  сложных и дискуссионных областей современной науки. История семьи  переплетена с антропогенезом -- становлением человека и социогенезом -- возникновением социума, общества. Семья  в начале человеческой истории была основным социальным основанием, формой отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок древнего общества [6].

     Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически  шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов -- пищевого и полового. Именно поэтому система  отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

     Антропогенез  неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь  закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации  людей, которые вели его к социализации.

     Существуют  две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную  эпоху человечества с групповым  браком, вторая -- отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака [12].

     В наше время большинство исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли  стадный образ жизни, связанный  с промискуитетом (в переводе с латыни "общий, смешанный"). Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отсутствовали половые запреты. Сторонники теории промискуитета считают этот порядок вещей зарождением определенных социальных норм [1].

     В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью  и постоянством. Стабильность стада  обеспечивалась общественной дисциплиной  и взаимопомощью. Стадные отношения  предлюдей не были зоологическим  хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными  правилами и нормами социального  поведения. Таким образом, промискуитет -- это одна из самых ранних форм организации.

     От  стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме -- родовой. Открытие рода было великим вкладом Л. Моргана в науку. Если существование промискуитетного стада подвергается рядом исследователей древности сомнению, то наличие родовой организации -- исторический факт, подтвержденный огромным этнографическим материалом. Род -- универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития.

     Л. Морган связывал появление рода с  экзогамией. Экзогамия -- полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива. Кроме экзогамных запретов существуют агамные правила. Агамия -- абсолютный запрет половых отношений. Современный научный материал говорит о том, что агамные заперты - табу - имеют древнее происхождение. Вероятно, первые половые табу были известны в стаде и распространялись на всех членов коллектива.

     Кровосмешение, то есть половая связь между близкими кровными родственниками, называется инцестом. Табу на инцест, по словам А. И. Кравченко, действует в каждом обществе, начиная с примитивного, поэтому он называется универсальной культурной нормой, формирующей структуру семьи. Современные ученые сомневаются в том, что первобытные люди наложили табу на кровосмешение из-за боязни физического вырождения, так как болезни или отклонения в организме, вызванные кровосмешением, развиваются столь медленно, что их невозможно обнаружить при жизни одного или двух поколений. Причины появления табу кроются, скорее всего, в другом: 1) он предупреждал внутрисемейные конфликты, которые могли возникать на почве сексуальных отношений, напpимеp, между мужем и женой в случае половой связи с дочерью; 2) он предотвращал смешение pолей и родственных отношений (так, отпрыск, появившийся в результате половой связи отца и дочери, считался бы одновременно сыном и внуком отца); 3) запрет кровосмешения между близкими родственниками вынуждал искать брачного партнера из другого рода или общины. В результате укреплялись межобщинные связи и сотрудничество разных семей [6].

     Запрет  кровосмешения представляет собой  важную историческую веху в эволюции человеческого общества. Это первая в истории социальная санкция, наложенная на чисто биологические взаимоотношения  полов. Табу на инцест является исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь  пралюдей регулировалась только инстинктами, и браком как социально pегулиpуемым  отношением между полами.

     Современная наука предполагает, что процесс  родообразования шел двумя путями: делением внутри стада на две брачные  экзогамные группы и взаимодействием  между стадами, каждое из которых  становилось экзогамным. Главным  историческим событием родообразования  было появление человека современного типа -- Homo sapiens ("человека разумного"). Вероятно, что скачок от неандертальца к Homo sapiens произошел благодаря возникновению дуально-родовой системы брака примерно 40 тыс. лет назад. Экзогамия способствовала процессу очеловечивания. Запрет браков внутри рода превратил род в основу общественного порядка.

     Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в  силу естественного разделения между  полами первоначальный род возник как  материнский. При таком родовом  строе не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. При рождении ребенок переходил  в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей  были все взрослые мужчины и женщины  рода. Отсутствовало понятие социального  отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови. Таким  образом, имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство -- все, что привычно ассоциируется с семейным укладом, не имело отношение к родовой  семье, а было атрибутами рода.

     Примерно  десять тысяч лет назад, в эпоху  неолита, произошла так называемая неолитическая революция -- появилось  земледелие и скотоводство. Она оказала  огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция  привела к кризису и в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата человечество шагнуло  к патриархату. Род стал отцовским, патриархальным.

     Непосредственным  следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к  индивидуальному. В обществе стали  накапливаться богатства. Индивидуальна  семья была более приспособленной  группой для обладания собственностью [12].

     Исследования  установили, что переходная семья  между родовой и соседской  была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или  домовых, общин. Домовая община -- большая  патриархальная семья, возглавляемая  старшим мужчиной. Численность домовой  общины составляла до 200--300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности -- общественной и обособленной. Домовая  община состояла из малых семей, которые  стремились выделиться и владеть  собственностью. Противоречие между  домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.

     В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой  индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце. Мужчина  почувствовал необходимость знать  своих детей, чтобы передать собственность  по наследству. С введением института  наследования собственности детьми впервые появилась возможность  строго моногамной семьи. Моногамия -- единобрачие.

     С точки зрения материалистического  понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические  условия, а именно победа частной  собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая  прогрессивную сущность смены "первобытного коммунизма" классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс наряду с возникновением классовых антагонизмов выделил антагонизм между полами. Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским [13].

     Помимо  экономической предпосылки возникновения  моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой  человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

     Ф. Энгельс рассмотрел роль субъективного  фактора в становлении моногамии, считая, что переход к единобрачию  совершился главным образом благодаря  женщинам. Ему принадлежит очень  тонкое наблюдение, касающееся нравственного  прогресса: с развитием новых  экономических отношений унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный  характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому  женщины должны были добиваться избавления права на целомудрие, на временный  или постоянный брак лишь с одним  мужчиной. «С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего  хозяйства утратило свой общественный характер. Женщина была устранена  от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства» [13].

     С возникновением стратифицированного  общества, сменившего эгалитарное, -- общества социального неравенства, моногамной семьи -- религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение  женщины. В связи с появлением моногамии оформляются моральные  требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии  в условиях группового брака требование "не пожелай жены ближнего своего" было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия и мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

Информация о работе Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе