Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семьи и семейно-брачных ориентаций и проанализировать как они изменялись на протяжении веков.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие семьи и ее функции
Проанализировать историю изучения семьи
Рассмотреть основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии
Проанализировать эволюцию семьи и брака
Проследить изменения в институте семьи начиная с традиционного периода и кончая сегодняшним днем
Проанализировать изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России
Введение……………………………………………………………………..….3-4
Глава 1. Изучение и эволюция семьи…………………………………………5
1.1 Понятие семьи, ее функции……………………………………...……….5-8
1.2 История изучения семьи………………………………………………...8-16
1.3 Основные подходы к изучению семьи в современной отечественной социологии……………………………………………………………….......16-19
1.4 Эволюция семьи и брака………………………………………………19-28
Глава 2. Изучение семейных ориентаций……………………………….…..28
2.1 История семьи: от традиционной семьи к современной…………..28-36
2.2 Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России ………………………………………………………………………..36-42
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список используемой литературы…
Другая, также влиятельная концепция семьи и брака разработана С. И. Голодом. Она трактует и оценивает социальные изменения, которым подвергаются в современном обществе брак и семья с позиций парадигмы эволюционизма. Центр анализа перемещается на внутреннюю структуру семьи и брака, на характеристику взаимоотношений супругов. Если для функционалистов главный объект - семья в единстве трех ее отношений (супружество, родительство, родство), то здесь - брак, супружество, отношения мужа и жены. С. Голод считает, что в истории последовательно сменяют друг друга патриархальная, детоцентристская и супружеская семья. Главной тенденцией современного общества выступает движение к доминированию супружеской семьи, хотя все названные моногамные типы могут неконфликтно функционировать параллельно в одном историческом времени, образуя широкий спектр моделей. В данной концепции роль процесса социальной эмансипации женщин и женского движения в трансформации семьи и брака также получает свою оценку. Изменение в двадцатом столетии положения женщин, их экономического и культурного статуса, борьба за равноправие расцениваются как исторические предпосылки возникновения супружеской семьи. В теории и политической практике феминизма видятся как позитивные аспекты, так и те, которые могут быть подвергнуты критике.
К
описываемым сложившимся в
В последние годы все более серьезную методологическую альтернативу и функционализму, и эволюционизму, постепенно создал гендерный подход. В тоже время, несмотря на успехи гендерных исследований в других областях (рынок труда, занятость, политическое участие), проблема брака в нем не стала ведущей, или, по крайней мере, такой, которой уделяется достаточное внимание. Это связано с тем, что семейная проблематика оказалась более востребованной, чем проблематика брака. В западной социологии гендерный подход к анализу семьи и брака сложился между 70-80-ыми годами ХХ столетия. В российской социологии он начал применяться с начала 90-х гг. ХХ в., а для анализа семьи - ближе к середине 90-х гг. ХХ в., что было связано с началом освоения зарубежных гендерных теорий и феминистских концепций [2].
1.4 Эволюция семьи и брака
История
семьи уходит в далекую древность,
она тесно связана с историей
первобытного общества, одной из самых
сложных и дискуссионных
Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов -- пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.
Антропогенез
неотделим от социогенеза. В ходе
эволюции человека в первую очередь
закреплялись и усиливались те наследственные
изменения биологической
Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную эпоху человечества с групповым браком, вторая -- отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака [12].
В
наше время большинство
В
отличие от стада животных человеческое
стадо отличалось стабильностью
и постоянством. Стабильность стада
обеспечивалась общественной дисциплиной
и взаимопомощью. Стадные отношения
предлюдей не были зоологическим
хаосом, а являлись первой социальной
формой жизни, связанной с определенными
правилами и нормами
От
стадной организации
Л. Морган связывал появление рода с экзогамией. Экзогамия -- полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива. Кроме экзогамных запретов существуют агамные правила. Агамия -- абсолютный запрет половых отношений. Современный научный материал говорит о том, что агамные заперты - табу - имеют древнее происхождение. Вероятно, первые половые табу были известны в стаде и распространялись на всех членов коллектива.
Кровосмешение, то есть половая связь между близкими кровными родственниками, называется инцестом. Табу на инцест, по словам А. И. Кравченко, действует в каждом обществе, начиная с примитивного, поэтому он называется универсальной культурной нормой, формирующей структуру семьи. Современные ученые сомневаются в том, что первобытные люди наложили табу на кровосмешение из-за боязни физического вырождения, так как болезни или отклонения в организме, вызванные кровосмешением, развиваются столь медленно, что их невозможно обнаружить при жизни одного или двух поколений. Причины появления табу кроются, скорее всего, в другом: 1) он предупреждал внутрисемейные конфликты, которые могли возникать на почве сексуальных отношений, напpимеp, между мужем и женой в случае половой связи с дочерью; 2) он предотвращал смешение pолей и родственных отношений (так, отпрыск, появившийся в результате половой связи отца и дочери, считался бы одновременно сыном и внуком отца); 3) запрет кровосмешения между близкими родственниками вынуждал искать брачного партнера из другого рода или общины. В результате укреплялись межобщинные связи и сотрудничество разных семей [6].
Запрет
кровосмешения представляет собой
важную историческую веху в эволюции
человеческого общества. Это первая
в истории социальная санкция, наложенная
на чисто биологические
Современная
наука предполагает, что процесс
родообразования шел двумя
Большинство
исследователей древности считают,
что при групповом браке в
силу естественного разделения между
полами первоначальный род возник как
материнский. При таком родовом
строе не было ни семейного хозяйства,
ни семейного жилья. Брачные группы
не были связаны ни совместным проживанием,
ни общей собственностью, ни производственной
деятельностью, ни воспитанием детей.
При рождении ребенок переходил
в род матери. Дети принадлежали
родовой общине. Воспитателями детей
были все взрослые мужчины и женщины
рода. Отсутствовало понятие
Примерно
десять тысяч лет назад, в эпоху
неолита, произошла так называемая
неолитическая революция -- появилось
земледелие и скотоводство. Она оказала
огромное влияние на развитие семьи.
Появление земледелия и скотоводства
резко усилило общественное значение
мужского труда. Неолитическая революция
привела к кризису и в
Непосредственным
следствием перехода от материнского
рода к отцовскому было разложение
дуально-родовой брачной
Исследования
установили, что переходная семья
между родовой и соседской
была гетерогенной. Гетерогенная община
состояла из нескольких семейных, или
домовых, общин. Домовая община -- большая
патриархальная семья, возглавляемая
старшим мужчиной. Численность домовой
общины составляла до 200--300 человек. Гетерогенность
выражалась в наличии двух форм собственности
-- общественной и обособленной. Домовая
община состояла из малых семей, которые
стремились выделиться и владеть
собственностью. Противоречие между
домовой общиной и малой семьей
окончательно расшатало общинные порядки.
Это привело к распаду
В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце. Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия -- единобрачие.
С
точки зрения материалистического
понимания истории основной предпосылкой
появления моногамной семьи было
появление частной
Помимо
экономической предпосылки
Ф.
Энгельс рассмотрел роль субъективного
фактора в становлении
С
возникновением стратифицированного
общества, сменившего эгалитарное, -- общества
социального неравенства, моногамной
семьи -- религия услужливо подтверждает
и закрепляет униженное положение
женщины. В связи с появлением
моногамии оформляются
Информация о работе Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе