Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска. Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов насилия в семье группы риска………………..……….……………………………………………….….14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….………………………………....16
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы……………………….....……………26
Приложение…………………….……………………………………..……..28

Работа содержит 1 файл

Kursovaya ай нэ нэ.doc

— 355.00 Кб (Скачать)
  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  5. Не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  15. Часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. В раздражении хлопаю дверьми.
  19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. От злости иногда бываю мрачным.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Дерусь не реже и не чаще других.
  56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  60. Ругаюсь только от злости.
  61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  67. Часто думаю, что живу неправильно.
  68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре часто повышаю голос.
  74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов  и интерпретация

Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67


Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика PARI Е. Шеффера  и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет)

 

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена  для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к различным  сторонам семейной жизни (семейной роли).

В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон жизни в семье и отношения к ребенку. Отношение к семейной роли описывается с помощью семи признаков:

  1. ограниченность интересов женщины рамками семьи и заботами исключительно о семье;
  2. ощущение самопожертвования в роли матери;
  3. семейные конфликты;
  4. неудовлетворенность ролью хозяйки дома;
  5. «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи;
  6. доминирование женщины;
  7. зависимость / несамостоятельность женщины.

Отношение к ребенку рассматривается  как выраженность эмоциональной  неустойчивости, то есть вспыльчивость, раздражительность матери.

Каждый признак измеряется с  помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности  и смыслового содержания. Методика состоит из 40 суждений, которые расположены  в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Каждому утверждению соответствуют  четыре варианта ответа:

  • А – полностью согласен;
  • Б – скорее согласен, чем не согласен;
  • В – скорее не согласен, чем согласен;
  • Г – полностью не согласен.

Текст методики

  1. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни.
  2. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
  3. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
  4. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
  5. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
  6. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
  7. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми все происходило бы менее организованно.
  8. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
  9. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
  10. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка
  11. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
  12. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
  13. Постоянное пребывание с детьми убеждает <span cla

Информация о работе Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска