Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска. Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов насилия в семье группы риска………………..……….……………………………………………….….14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….………………………………....16
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы……………………….....……………26
Приложение…………………….……………………………………..……..28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Курсовая работа по дисциплине «Технологии в социальной работе»
Тема: «Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска»
Выполнила: студентка
очной формы обучения
по направлению 040100.62 – Социальная работа
Психолого-педагогического факультета
Денисова Елизавета
.
Курагина Г.С.
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов
насилия в семье группы риска………………..……….…………………………………
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….……………………………….
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………….....……………
Приложение…………………….……………………………
Введение
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны, растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди убивают друг друга.
Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.
Тревожная статистика случаев избиения жен мужьями и жестокого обращения с детьми и престарелыми доказывает, что насилие в семье стало столь же обычным, как насилие на улицах городов.
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные.
Актуальность, выбранной темы заключается в том, что :
- насилия вызывают
тяжелые психологические
- помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь
- непрекращающееся акты
насилия привлекают все больше
внимания исследователей во
Объект – факторы, провоцирующие насилие в семьях группы риска.
Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска.
Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.
Вот как определяет насилие известный российский философ А.А. Гуссейнов в своей статье «Понятие насилия»: «насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы» [1]. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе.
Итак, что же такое насилие? Философский словарь И. Т. Фролова определяет насилие как «общественное отношение в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность» [2; с 349].
Термин "насилие", согласно "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, может быть истолкован как:
«1) принуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы;
2) принудительное воздействие на кого-либо;
3) притеснение, беззаконие".
Формы контроля над насилием
в обществе можно подразделить
на первичные, к которым
Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его физическое принуждение. Оно связано со специфическими средствами, представляющими собой прямую или косвенную угрозу жизни, предназначенными для её разрушения и уничтожения.
Есть средства, которые сами по себе являются знаком насилия и в определенных случаях достаточны для его идентификации, следует подчеркнуть, что в целом без соотнесения с мотивами, целями определить насилие невозможно.
Мотивы и цели в понятии насилия играют настолько большую роль, что в определенных случаях в качестве насильственных могут выступать даже действия направленные на поддержание жизни, например, принудительное кормление человека, объявившего голодовку.
Насилие - внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их воле того ( или тех ), кто осуществляет такое воздействие. Оно представляет собой узурпацию человеческой свободы в её наличном бытии, внешнем выражением. Собственно говоря, механизм, технология насилия состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого воздействия.
Насилие следует отличать от природной агрессивности, воинственности, представленных в человеке в виде определенных инстинктов. Эти инстинкты, как и противоположные им инстинкты страха, могут играть свою роль и даже изощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее, само насилие есть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как акт сознательной воли, ищет для себя оправдывающие основания.
От других форм принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственно природной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует к праву, справедливости, человеческим целям и ценностям. В этом смысле насилие можно охарактеризовать как право сильного или как возведение силы в закон человеческих отношений.
Под насилием так или иначе чаще всего подразумевают физическое воздействие, но не следует, делать ошибку, которую совершают многие, - забывать, что человек существо не только телесное, а и духовное и психологическими средствами человека, будь-то ребенок или взрослый, можно измучить не меньше, чем физическим насилием.
Основные формы насилия
В англоязычной психологической литературе основными терминами в области проблематики насилия являются собирательные термины «abuse» (обида, ругань, оскорбления, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, отсутствие заботы).
К настоящему времени сложилась эмпирическая типология форм «abuse & neglect», которую составляют:
- физическое насилие
- преднамеренное
- сексуальное насилие
- преднамеренное
- психологическое (
Соотношение трех данных
форм «abuse & neglect» таково: по своему
объему понятие «сексуальное насилие»
больше, чем понятие «
В нашей стране достаточно
широкое распространение
- физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
- сексуальное насилие
- это использование ребенка или
подростка другим лицом для
получения сексуального
- пренебрежение - это
хроническая неспособность
- психологическое насилие
- хронические паттерны
Так же, следует отметить, что есть такое понятие как «латентное насилие». Термин «латентный» происходит от латинского слова «latens», которое означает скрытость, недоступность внешнему наблюдению. Таким образом, латентное насилие понимается как скрытое насилие [6].
Помимо перечисленных выше типов насилия и их характеристик, многие авторы выделяют экономическое или финансовое насилие (M.Chang и F.Lewenthal) квалифицируемое в случае попытки одного взрослого члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также в случае экономического давления в отношении несовершеннолетних детей.
Семья считается одним
из четырех фундаментальных
Семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально - классовым признакам. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие [7; с 255].