Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска. Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов насилия в семье группы риска………………..……….……………………………………………….….14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….………………………………....16
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы……………………….....……………26
Приложение…………………….……………………………………..……..28
30 % опрошенных выросли в полной и благополучной семье, 70 % росли с одной матерью или отцом.
Судя по моим наблюдениям и разговору с семьями, среди них нет явных отклонений в поведении, отношения на первый взгляд ровные и спокойные, хотя факты говорят о скором появлении девиантного поведения у членов семей.
Таким образом, на основе полученной информации я делаю вывод о том, что большинство опрошенных клиентов имеют определенный социальный статус, планы на будущее, здоровые отношения среди членов семьи, и имеют представления о том, как нужно строить крепкую семью.
Беседа с членами семьи
В результате разговора с семьями я, во-первых, смогла установить контакт для дальнейшей работы с ними. Во-вторых, выяснила, какие проблемы их тревожат.
60% опрощенных имеют
сложности с воспитанием
Когда разговор зашел об отношении к ребенку, выяснилось, что в 75% семей ребенок испытывает одинаковую заботу и любовь как со стороны матери, так и со стороны отца. В одной же семье, ребенок отметил, что «его больше любит папа».
Таким образом, на основе
полученной информации я могу сделать
вывод о том, что все почти
все семьи молоды и неопытны, имеют
трудности в межличностном
Метод психодиагностики личности Кеттелла
Опросник Кеттела содержит 187 вопросов. На них необходимо ответить: «да», «нет», «не знаю». Обработку данных производят с помощью «ключа». Полученное значение переводят в стены. 3атем строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. Показателям в первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивают знак «-», а во второй половине (от 5,5 до 10) - знак «+». При интерпретации уделяют внимание самым высоким и самым низким показателям. Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений. Испытуемому нужно брать один из трех вариантов ответа, указав букву а, в, или с.
Результаты таковы:
60% клиентов имеют абстрактное мышление. В то время как 40% - конкретное. Почти у всех испытуемых (90%) отмечена эмоциональная неустойчивость. 50% родителей присуще доминантность, самоуверенность, авторитарность в характере. У большинства (особенно матерей) замечена приспособляемость, беспринципность, подверженность влиянию случая, асоциальным действиям. А так же робость, осторожность и сдержанность. Среди мужчин же, довольно высокий показатель имела шкала жёсткости, самоуверенности, практичности. Стоит отметить, что у 80% отмечается повышенная недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинённость собственным страстям. Остальные же показатели слегка превышают среднего уровня.
Таким образом, можно разглядеть зарождающиеся факторы, которые могут спровоцировать насилие в семье. Эмоциональная неустойчивость большинства родителей могут привести к жестокому обращению, насилию и неправильному воспитанию в целом.
Тест-опросник Басса-Дарки
Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. Родителям предлагается оценить по 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка.
В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителями для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после проведения с родителями тренинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений).
Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выражены физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следующей причине.
Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотации», «поучения», «критика», «предупреждения» и т.п. Эти способы воздействия на ребенка могут быть проявлениями вербальной агрессии, а могут и не быть, т.к. разные родители вкладывают в слова «критика», «предупреждение» и т.п. различный смысл. То, характерна ли для родителей вербальная агрессия, можно с большей достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы опросника Басса-Дарки. Опросник используется в коротком варианте, включавшем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это: Шкала 1. Физическая агрессия.
Шкала 2. Косвенная агрессия
Шкала 3. Раздражение.
Шкала 7. Вербальная агрессия.
В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса.Время заполнения опросника -10-15 минут. Время заполнения анкеты - 5 минут. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.
Показателями нарушения прав ребенка считаются:
1) высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки.
2) констатация факта
использования физических
По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки.
В ходе опроса было выявлено что почти во всех семьях присутствует физическая агрессия и раздражение. Так же высокие показатели имели и другие шкалы: вербальная и косвенная агрессии. Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство семей находятся в группе риска и в них присутствует насилие в той или иной степени.
Методика PARI. ( Шеффера и Р. Белла)
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к различным сторонам семейной жизни (семейной роли).
В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон жизни в семье и отношения к ребенку. Отношение к семейной роли описывается с помощью семи признаков:
- ограниченность интересов
женщины рамками семьи и
- ощущение самопожертвования в роли матери;
- семейные конфликты;
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома;
- «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи;
- доминирование женщины;
- зависимость / несамостоятельность женщины.
Отношение к ребенку
рассматривается как
Каждый признак измеряется с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Методика состоит из 40 суждений, которые расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа:
А – полностью согласен;
Б – скорее согласен, чем не согласен;
В – скорее не согласен, чем согласен;
Г – полностью не согласен.
Обработка результатов
При выбранном испытуемым варианте (А; Б; В; Г) начисляется определенное количество баллов (4; 3; 2; 1). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам конкретной шкалы. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Так, максимальная выраженность признака – 20, минимальная – 5; 18, 19, 20 – высокие оценки; соответственно, 8, 7, 6, 5 – низкие.
Результаты таковы:
У 70% женщин отмечается ограниченность интересов рамками семьи и заботами исключительно о семье, 50% имеют ощущение самопожертвования в роли матери и «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи. 30% отмечают неудовлетворенность ролью хозяйки дома.
Алгоритм – это последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние.
Для алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие необходимы:
- Организационный этап
Сбор и обработка первичной информации о специалистах с помощью литературных источников о сущности агрессивности. Необходимо познакомиться со специалистами и объяснить им цель проведения исследования.
Специалисты на данном этапе: психологи, семья и друзья клиента, его коллеги или окружающие люди.
Для создания доверительных отношений необходимо подчеркнуть, что вся информация полученная в ходе исследования конфиденциальна. При проведении исследования нужно создать благоприятные условия для апробации.
- Этап реализации
После знакомства со специалистами нужно приступить к проведению методик.
Порядок проведения методик:
1. Определение социального статуса клиента
На данном этапе работают специалисты по социальной работе, так как данная методика относится именно к социальной работе.
2. Беседа с членами семьи
Работают психолог и частично соцработник. Функция специалиста по социальной работе – составление вопросов и плана беседы, а психолога - сама беседа.
3. Метод психодиагностики личности Кеттелла
Могут работать как психолог, так и социальный работник. Само проведение данной методики может лечь на специалиста по соцработе, а интерпретация результатов исследования - на психолога.
4. Тест-опросник Басса - Дарки
Могут работать как психолог, так и социальный работник. Само проведение данной методики может лечь на специалиста по соцработе, а интерпретация результатов исследования - на психолога.
5. Методика PARI. ( Шеффера и Р. Белла)
Совместная работа психолога и специалиста по социальной работе.
- Заключительный этап
Исследователь обрабатывает данные по каждой методике и разрабатывает рекомендации по профилактике возникновения факторов, провоцирующих насилие.
Выводы по 2 главе: таким образом, проведенные методики, предназначенные для выявления факторов, провоцирующих насилие в семье группы риска, показали, что испытуемые семьи имеют проблемы с налаживанием контактов среди членов семьи, воспитанием ребенка и общением между супругами. Последняя методика помогла выяснить то, что многие матери неопытны и не имеют полного представления о том, как нужно воспитывать ребенка. Мужчины же считают что доминирование отца в семье необязательно, либо наоборот уделяют этому слишком большое внимание, что приводит к агрессии и раздражительности в случае непослушания ребенка. Неспокойная обстановка во всех семьях влечет за собой появление конфликтов.
Заключение
В ходе теоретического изучения феномена насилия было замечено, что многими учеными оно понимается как «общественное отношение в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность». А так же, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.
Практическое изучение показало, что у большинства испытуемых в семьях присутствуют факторы, провоцирующие насилие, несмотря на то, что ярко-выраженных черт и примеров нет. Учитывая то, что все семьи молодые и имеют невысокий социальный статус, мы можем сделать предположение, что причины заключаются именно в этом. Неопытность родителей, а так же финансовые, жилищные и т.д. проблемы могут повлиять на внутресемейные отношения и являться причиной появления насилия в семье. Про всю исследуемую группу можно сказать: во всех семьях здоровая атмосфера, несмотря на внешние проблемы, но все же, большинство находится в критическом состоянии и требует немедленного внимания соцработника или психолога. а так же конкретной и целенаправленной работы с каждым членом семьи.
Таким образом, проведенное
исследование позволило гармонично
соединить и сопоставить