Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска. Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов насилия в семье группы риска………………..……….……………………………………………….….14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….………………………………....16
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы……………………….....……………26
Приложение…………………….……………………………………..……..28

Работа содержит 1 файл

Kursovaya ай нэ нэ.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

30 % опрошенных выросли в полной и благополучной семье, 70 % росли с одной матерью или отцом.

Судя по моим наблюдениям  и разговору с семьями, среди  них нет явных отклонений в  поведении, отношения на первый взгляд ровные и спокойные, хотя факты говорят о скором появлении девиантного поведения у членов семей.

Таким образом, на основе полученной информации я делаю вывод  о том, что большинство опрошенных клиентов имеют определенный социальный статус, планы на будущее, здоровые отношения среди членов семьи, и имеют представления о том, как нужно строить крепкую семью.

Беседа с членами  семьи

В результате разговора  с семьями я, во-первых, смогла установить контакт для дальнейшей работы с  ними. Во-вторых, выяснила, какие проблемы их тревожат.

60% опрощенных имеют  сложности с воспитанием ребенка,  либо в отношениях с супругом (супругой), что можно объяснить  неопытностью родителей в ведении  семейной жизни. В воспитании  ребенка трем семьям помогают  родители или родственники. Во всех опрощенных семьях один ребенок в возрасте около 7-10 лет.

Когда разговор зашел  об отношении к ребенку, выяснилось, что в 75% семей ребенок испытывает одинаковую заботу и любовь как со стороны матери, так и со стороны  отца. В одной же семье, ребенок отметил, что «его больше любит папа».

Таким образом, на основе полученной информации я могу сделать  вывод о том, что все почти  все семьи молоды и неопытны, имеют  трудности в межличностном общении, что может являться причиной возникновения  факторов, провоцирующих насилие в семье.

Метод психодиагностики личности Кеттелла

Опросник Кеттела содержит 187 вопросов. На них необходимо ответить: «да», «нет», «не знаю». Обработку  данных производят с помощью «ключа». Полученное значение переводят в  стены. 3атем строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. Показателям в первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивают знак «-», а во второй половине (от 5,5 до 10) - знак «+». При интерпретации уделяют внимание самым высоким и самым низким показателям. Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений. Испытуемому нужно брать один из трех вариантов ответа, указав букву а, в, или с.

Результаты таковы:

60% клиентов имеют абстрактное  мышление. В то время как 40% - конкретное. Почти у всех испытуемых (90%) отмечена эмоциональная неустойчивость. 50%  родителей присуще доминантность, самоуверенность, авторитарность в характере. У большинства (особенно матерей) замечена приспособляемость, беспринципность, подверженность влиянию случая, асоциальным действиям. А так же робость, осторожность и сдержанность. Среди мужчин же, довольно высокий показатель имела шкала жёсткости, самоуверенности, практичности. Стоит отметить, что у 80% отмечается повышенная недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинённость собственным страстям. Остальные же показатели слегка превышают среднего уровня.

Таким образом, можно  разглядеть зарождающиеся факторы, которые могут спровоцировать насилие  в семье. Эмоциональная неустойчивость большинства родителей могут привести к жестокому обращению, насилию и  неправильному воспитанию в целом.

Тест-опросник Басса-Дарки

Анкета содержит вопросы  относительно частоты применения различных  воспитательных мер к ребенку. Родителям  предлагается оценить по 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка.

В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также  и те, которые нарушением прав ребенка  не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителями для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после проведения с родителями тренинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений).

Опросник Басса-Дарки  используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выражены физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следующей причине.

Анкетирование не позволяет  выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотации», «поучения», «критика», «предупреждения» и т.п. Эти способы воздействия на ребенка могут быть проявлениями вербальной агрессии, а могут и не быть, т.к. разные родители вкладывают в слова «критика», «предупреждение» и т.п. различный смысл. То, характерна ли для родителей вербальная агрессия, можно с большей достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы опросника Басса-Дарки. Опросник используется в коротком варианте, включавшем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это: Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 7. Вербальная агрессия.

В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса.Время заполнения опросника -10-15 минут. Время заполнения анкеты - 5 минут. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.

Показателями нарушения прав ребенка считаются:

1) высокий балл по  любой из использованных нами  шкал опросника Басса-Дарки.

2)  констатация факта  использования физических наказаний  (оценка частоты использования  физических наказаний в анкете  в 2 балла, что соответствует их применению "в исключительных случаях" и выше).

По результатам этого  этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права  ребенка. Это те семьи, в которых  хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет  высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

В ходе опроса было выявлено что  почти во всех семьях присутствует физическая агрессия и раздражение. Так же высокие показатели имели  и другие шкалы: вербальная и косвенная  агрессии. Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство семей находятся в группе риска и в них присутствует насилие в той или иной степени.

Методика PARI. ( Шеффера и Р. Белла)

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена  для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к различным сторонам семейной жизни (семейной роли).

В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон жизни в семье и  отношения к ребенку. Отношение  к семейной роли описывается с  помощью семи признаков:

- ограниченность интересов  женщины рамками семьи и заботами  исключительно о семье;

- ощущение самопожертвования  в роли матери;

- семейные конфликты;

- неудовлетворенность  ролью хозяйки дома;

- «безучастность мужа»,  его невключенность в дела  семьи;

- доминирование женщины;

- зависимость / несамостоятельность  женщины.

Отношение к ребенку  рассматривается как выраженность эмоциональной неустойчивости, то есть вспыльчивость, раздражительность  матери.

Каждый признак измеряется с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности  и смыслового содержания. Методика состоит из 40 суждений, которые расположены  в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним  отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Каждому утверждению  соответствуют четыре варианта ответа:

А – полностью согласен;

Б – скорее согласен, чем не согласен;

В – скорее не согласен, чем согласен;

Г – полностью не согласен.

Обработка результатов

При выбранном испытуемым варианте (А; Б; В; Г) начисляется определенное количество баллов (4; 3; 2; 1). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам конкретной шкалы. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Так, максимальная выраженность признака – 20, минимальная – 5; 18, 19, 20 – высокие оценки; соответственно, 8, 7, 6, 5 – низкие.

Результаты таковы:

У 70% женщин отмечается ограниченность интересов рамками семьи и заботами исключительно о семье, 50% имеют ощущение самопожертвования в роли матери и «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи. 30% отмечают неудовлетворенность ролью хозяйки дома.

2.3. Разработка алгоритма  диагностической технологии, направленной  на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска.

Алгоритм – это  последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое  состояние.

Для алгоритма диагностической  технологии, направленной на выявление  факторов, провоцирующих насилие необходимы:

- Организационный этап

Сбор и обработка  первичной информации о специалистах с помощью литературных источников о сущности агрессивности. Необходимо познакомиться со специалистами  и объяснить им цель проведения исследования.

Специалисты на данном этапе: психологи, семья и друзья клиента, его коллеги или окружающие люди.

Для создания доверительных  отношений необходимо подчеркнуть, что вся информация полученная в  ходе исследования конфиденциальна. При  проведении исследования нужно создать  благоприятные условия для апробации.

- Этап реализации

После знакомства со специалистами  нужно приступить к проведению методик.

Порядок проведения методик:

1. Определение социального  статуса клиента

На данном этапе работают специалисты по социальной работе, так как данная методика относится именно к социальной работе.

2. Беседа с членами  семьи

Работают психолог и  частично соцработник. Функция специалиста  по социальной работе – составление  вопросов и плана беседы, а психолога - сама беседа.

3. Метод психодиагностики личности Кеттелла

Могут работать как психолог, так и социальный работник. Само проведение данной методики может лечь на специалиста по соцработе, а интерпретация  результатов исследования - на психолога.

4. Тест-опросник Басса  - Дарки

Могут работать как психолог, так и социальный работник. Само проведение данной методики может лечь на специалиста по соцработе, а интерпретация результатов исследования - на психолога.

5. Методика PARI. ( Шеффера  и Р. Белла)

Совместная работа психолога  и специалиста по социальной работе.

-  Заключительный этап

Исследователь обрабатывает данные по каждой методике и разрабатывает  рекомендации по профилактике возникновения  факторов, провоцирующих насилие.

Выводы по 2 главе: таким  образом, проведенные методики, предназначенные для выявления факторов, провоцирующих насилие в семье группы риска, показали, что испытуемые семьи имеют проблемы с налаживанием контактов среди членов семьи, воспитанием ребенка и общением между супругами. Последняя методика помогла выяснить то, что многие матери неопытны и не имеют полного представления о том, как нужно воспитывать ребенка. Мужчины же считают что доминирование отца в семье необязательно, либо наоборот уделяют этому слишком большое внимание, что приводит к агрессии и раздражительности в случае непослушания ребенка. Неспокойная обстановка во всех семьях влечет за собой появление конфликтов.

 

 

Заключение

 

В ходе теоретического изучения феномена насилия было замечено, что  многими учеными оно понимается как «общественное отношение  в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность». А так же, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.

Практическое изучение показало, что у большинства испытуемых в семьях присутствуют факторы, провоцирующие  насилие, несмотря на то, что ярко-выраженных черт и примеров нет. Учитывая то, что все семьи молодые и имеют невысокий социальный статус, мы можем сделать предположение, что причины заключаются именно в этом. Неопытность родителей, а так же финансовые, жилищные и т.д. проблемы могут повлиять на внутресемейные отношения и являться причиной появления насилия в семье. Про всю исследуемую группу можно сказать: во всех семьях здоровая атмосфера, несмотря на внешние проблемы, но все же, большинство находится в критическом состоянии и требует немедленного внимания соцработника или психолога. а так же конкретной и целенаправленной работы с каждым членом семьи.

Таким образом, проведенное  исследование позволило гармонично соединить и сопоставить теоретические  основы интересующего социально-психологического феномена насилия (заметим, что именно социально-психологического, возникающего в условиях положения людей в социуме) с их экспериментальным изучением.

Информация о работе Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска