Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска. Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов насилия в семье группы риска………………..……….……………………………………………….….14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….………………………………....16
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы……………………….....……………26
Приложение…………………….……………………………………..……..28

Работа содержит 1 файл

Kursovaya ай нэ нэ.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. А. А. Гусейнов "Понятие насилия" // Философия, наука, цивилизация. М., 1999.
  2. Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова. - 7-е издание, перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
  4. Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

http://www.fineref.ru/50/711/index1.3.html

  1. Руководство по предупреждению насилия над детьми/ Под ред. Н.К. Асановой. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997.
  2. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.  2006г.,  672 с.
  3. Социальная работа: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2003. – 428с.
  4. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н.Ф.Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
  5. Тест Кеттелла

http://www.psychologos.ru/Тест_Кеттелла

  1. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет)

http://vsetesti.ru/249/

  1. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. - Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. - 107 с.
  2. Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - 76с.
  3. Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. - М., 2002. - 123 c.
  4. Защита прав семьи и детей в программе действий Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия: человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998- 67c.
  5.   Платонов Ю.П. Социальные статусы и социальные роли - Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru), 2007 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Вопросы 
1. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника: 
а) бандитом; 
в) святым; 
с) тучей. 
2. Когда я ложусь спать, я:  
а) засыпаю быстро; 
в) нечто среднее; 
с) засыпаю с трудом. 
3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы: 
а) пропустить вперед большинство машин;  
в) не знаю; 
с) обогнать все идущие впереди машины. 
4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:  
а) верно; 
в) трудно сказать;  
с) неверно. 
5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:  
а) верно; 
в) иногда; 
с) нет. 
6. Я скорее занимался бы:  
а) фехтованием и танцами;  
в) затрудняюсь сказать;  
с) борьбой и баскетболом. 
7. Меня забавляет, что- то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом: 
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:  
а) да; 
в) не знаю;  
с) нет. 
9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом: 
а) верно; 
в) не знаю;  
с) неверно. 
10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-то работы, чем придерживаться испытанных приемов: 
а) верно;  
в) не знаю;  
с) неверно. 
11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:  
а) верно; 
в) иногда;  
с) нет. 
12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:  
а) верно; 
в) затрудняюсь сказать;  
с) неверно. 
13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения: 
а) верно;  
в) не знаю;  
с) неверно.

Конец 1-го столбца.

14. Я думаю, что слово,  противоположное по смыслу противоположности  слова "неточный" – это: 
а) небрежный; 
в) приблизительный; 
с) тщательный. 
15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо: 
а) да; 
в) трудно сказать;  
с) нет. 
16. Меня больше раздражают люди, которые: 
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;  
в) затрудняюсь ответить; 
с) создают неудобства для меня, опаздывая на установленную встречу. 
17. Я думаю, что: 
а) не все надо делать одинаково тщательно; 
в) затрудняюсь сказать; 
с) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись. 
18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:  
а) да; 
в) возможно; 
с) нет. 
19. Мои друзья чаще: 
а) советуются со мной; 
в) делают то и другое поровну;  
с) дают мне советы. 
20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его: 
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю: 
а) верно; 
в) затрудняюсь ответить;  
с) неверно. 
22. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:  
а) да; 
в) не знаю;  
с) нет. 
23. Если бы я одинаково хорошо умел то и другое, то я бы предпочел: 
а) играть в шахматы;  
в) трудно сказать;  
с) играть в городки. 
24. Мне нравятся общительные компанейские люди:  
а) да; 
в) не знаю;  
с) нет. 
25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми: 
а) да; 
в) трудно сказать;  
с) нет. 
26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо: 
а) да; 
в) иногда;  
с) нет.

Конец 2-го столбца.

27. Какое слово не  связано с другими:  
а) "кошка"; 
в) "близкое"; 
с) "солнце"? 
28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:  
а) раздражает меня:  
в) нечто среднее; 
с) не беспокоит меня совершенно. 
29. Если бы у меня было много денег, то я: 
а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти; 
в) не знаю; 
с) жил бы, не стесняя себя ни в чем. 
30. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:  
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
31. Мне говорили, что ребенком я был:  
а) спокойным и мог оставаться один;  
в) не знаю; 
с) живым и подвижным. 
32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:  
а) да; 
в) не знаю; 
с) нет. 
33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:  
а) да; 
в) трудно сказать; 
с) нет. 
34. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей: 
а) верно; 
в) не знаю;  
в) неверно. 
35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать: 
а) верно; 
в) не знаю;  
с) неверно. 
36. В музыке, я наслаждаюсь: 
а) маршами в исполнении военных оркестров;  
в) не знаю; 
с) скрипичными соло. 
37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:  
а) в деревне с одним или двумя друзьями; 
в) затрудняюсь сказать; 
с) возглавляя группу в туристическом лагере. 
38. Усилия, затраченные на составление планов: 
a) никогда не лишние;  
в) трудно сказать; 
с) не стоят этого. 
39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают: 
а) неверно; 
в) не знаю;  
с) неверно.

Конец 3-го столбца.

40. Дом так относится  к комнате, как дерево к:  
а) к лесу; 
в) растению; 
с) листу. 
41. То, что я делаю, у меня не получается:  
а) редко; 
в) иногда; 
с) часто. 
42. В большинстве дел я: 
а) предпочитаю рискнуть;  
в) не знаю; 
с) предпочитаю действовать наверняка. 
43. Мне больше нравится человек: 
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен; 
в) трудно сказать; 
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам. 
44. Я принимаю решения: 
а) быстрее, чем большинство людей;  
в) не знаю; 
с) медленнее, чем другие люди. 
45. На меня большое впечатление производят:  
а) мастерство и изящество;  
в) трудно сказать; 
с) сила и мощь. 
46. Я считаю, что я – человек, склонный к сотрудничеству: 
а) да; 
в) нечто среднее; 
с) нет. 
47. Я предпочитаю: 
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;  
в) затрудняюсь сказать;  
с) советоваться с друзьями. 
48. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость: 
а) верно; 
в) не знаю;  
с) неверно. 
49. В школьные годы я больше всего получил знаний: 
а) на уроках; 
в) трудно сказать;   
с) читая книги. 
50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:  
а) верно; 
в) иногда;  
с) неверно. 
51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:  
a) заняться другим вопросом;  
в) затрудняюсь ответить; 
с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос. 
52. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д., казалось бы, без видимой причины: 
а) да; 
в) иногда;  
с) нет.

Конец 4-го столбца.

53. Я думаю, что правильное  число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 5, 6 будет:  
а) 10; 
в) 5;  
с) 7.

54. Иногда у меня  бывают непродолжительные приступы  тошноты и головокружения без  определенной причины: 
а) да; 
в) иногда или не знаю; 
с) нет. 
55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство: 
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
56. На вечеринке мне нравится: 
а) принимать участие в интересной работе;  
в) затрудняюсь ответить; 
с) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому. 
57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:  
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
58. Если бы смог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться: 
а) с Колумбом; 
в) не знаю; 
с) с Пушкиным. 
59. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела: 
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным: 
а) да; 
в) трудно сказать; 
с) нет. 
61. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:  
а) сразу же думаю, что у него плохое настроение;  
в) не знаю; 
с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил. 
62. Все несчастья происходят из-за людей: 
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов; 
в) не знаю; 
с) которые отметают новые, многообещающие предложения.

63. Я получаю большое  удовольствие, рассказывая местные  новости: 
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
64. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной: 
а) верно;  
в) иногда;  
с) нет. 
65. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей: 
а) верно; 
в) не знаю;  
с) неверно.

Конец 5-го столбца.

66. Если стрелки часов  встречаются ровно через 65 минут,  отмеренные по точным часам,  то эти часы:  
а) отстают; 
в) идут правильно;  
с) спешат. 
67. Мне бывает скучно:  
а) часто; 
в) иногда;  
с) редко. 
68. Люди говорят, что мне нравится делать все своими оригинальными способами:  
а) верно; 
в) иногда; 
с) нет. 
69. Дома, в свободное время, я: 
а) болтаю и отдыхаю; 
в) затрудняюсь ответить; 
с) занимаюсь интересующими меня делами. 
70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми: 
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
71. Я считаю, что-то, что люди говорят стихами, можно точно так же выразить прозой:  
а) да; 
в) иногда; 
с) нет. 
72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной: 
а) да, в большинстве случаев;  
в) иногда; 
с) нет, редко. 
73. Я думаю, что было бы интереснее быть: 
а) натуралистом, работать с растениями;  
в) не знаю; 
с) страховым агентом. 
74. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, некоторым животным: 
а) да; 
в) иногда;  
с) нет. 
75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир: 
а) да, 
в) трудно сказать;  
с) нет. 
76. Я предпочитаю игры: 
a) где надо играть в команде или иметь партнера;  
в) не знаю; 
с) где каждый играет сам за себя. 
77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны: 
а) да; 
в) иногда;  
с) нет 
78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:  
а) да; 
в) иногда;  
с) нет.

Конец 6-го столбца.

79. Если мать Марии  является сестрой отца Александра, то кем является Александр  по отношению к отцу Марии? 
а) двоюродным братом;  
в) племянником; 
с) дядей.

14с

27в

40с

53а

66с

79в

2ав

15ав

28вс

41ав

54вс

67вс

 

3вс

16вс

29вс

42ав

55вс

68ав

 

4ав

17вс

30ав

43вс

56ав

69вс

 

5ав

18вс

31вс

44ав

57ав

70вс

 

6ав

19ав

32вс

45ав

58вс

71вс

 

7ав

20вс

33вс

46вс

59ав

72ав

 

8вс

21ав

34ав

47ав

60вс

73ав

 

9вс

22ав

35вс

48ав

61вс

74ав

 

10ав

23ав

36вс

49вс

62вс

75ав

 

11ав

24вс

37ав

50ав

63вс

76вс

 

12ав

25ав

38ав

51вс

64вс

77вс

 

13ав

26вс

39вс

52ав

65вс

78ав

 

3а ответы а – 2 балла, в  – 1 балл, с – 2 балла. Баллы  необходимо суммировать по каждой горизонтальной строке (фактору).

Обозначение

Среднее 
значение

На 1 – 1,5 балла 
ниже среднего

На 1 – 1,5 балла 
выше среднего

В

4,05

Интеллект: конкретный

Абстрактное мышление

С

7,5

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная стабильность

Е

5,5

Подчиненность, застенчивость

Доминантность, самоуверенность, авторитарность

G

7,8

Приспособляемость, беспринципность, подверженность влиянию случая, асоциальным  действиям

Принципиальность, придерживается правил поведения, морали

H

7,7

Робость, осторожность, сдержанность

Смелость, склонность к риску, легко  переносит жизненные препятствия

I

7,8

Жёсткость, самоуверенность, практичность

Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность

L

4,3

Доверчивость, уживчивость, легко  ладит с людьми

Подозрительность, эгоистичность, осторожность

N

5,5

Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность

Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность

O

6,58

Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность

Тревожность, депрессивность

Q1

8,1

Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает их на веру

Радикализм, тяга к новому, критически настроенный. Аналитически мыслящий

Q2

5,7

Конформизм, зависимость от группы

Независимость, предпочитает собственное  решение, не считается с общественным мнением

Q3

6,3

Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинён собственным страстям

Высокий контроль своих эмоций и  поведения, точность в выполнении социальных требований

Q4

6,0

Расслабленность, вялость, спокойствие, лень

Высокая активность, напряженность, деятельность


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опросник Басса-Дарки 

 

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие  виды реакций:

Информация о работе Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска