Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска. Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов насилия в семье группы риска………………..……….……………………………………………….….14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….………………………………....16
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы……………………….....……………26
Приложение…………………….……………………………………..……..28

Работа содержит 1 файл

Kursovaya ай нэ нэ.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Семья имеет большое  значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации - успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который  выполняет функцию обеспечения  безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает [8; с 60].

Функции и типы семей.

Для семьи как малой  социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоле-ния трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, за-висят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье  отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая  из родителей и детей, находящихся  на их иждивении, или супружеской  пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

Если семейная структура  помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или малодетных семьях.

По характеру распределения  семейных обязанностей и по тому, кто  в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи.

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство.

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское  лидерство, жестком распределении  мужских и женских в семье,  ролей в семье, разграничении  обязанностей между супругами,  за женщиной закрепляется еще и право на: участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья  (семья равных), в которой домашние  обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи [8; с 58-59].

Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях.

Существенные изменения  социально-политических, экономических  условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние  на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается  или как первейшая обязанность  родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [11; с 64]

Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

- устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

- убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

- жестокое обращение с детьми (побои);

- побеги из дома, конфликты со сверстниками [12; с 56].

Семьи группы риска характеризуются:

1. Слабой способностью  членов этих семей к анализу  того, что происходит в семье,  неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

2. Слабой способностью  обсуждать словесно проблемы  семьи; члены этих семей плохо  понимают, когда психолог пытается  им объяснить на словах, как  можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье  эмоций, связанных с достижением  власти, доминированием, агрессией  в противовес эмоциям, связанным  с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью  риска по отношению к проблеме  приема алкоголя и наркотиков [13; с 123].

Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих  близких. Поэтому первым и необходимым  этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [14; с 12].

1.3. Анализ методов  и методик, направленных на  выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска.

Методика «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)»

Автор: А.Я. Варга, В.В. Столин.

Цель: выявление ошибок в родительском воспитании.

Клиент: отец или мать ребенка.

Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом  с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".

При подсчете баллов на каждой шкале  опросника Леонгарда-Шмишека для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

В моей работе была использована и  проведена методика анкетирования Басса-Дарки для определения частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. Именно поэтому я посчитала нецелесообразным использовать аналогичную методику во второй раз.

Выводы к главе 1: Таким  образом, мы выяснили, что существует многообразие концепций и теорий, посвященных поиску причин происхождения  феномена латентного насилия, сделали попытку рассмотреть наиболее знаменитые из них. Анализ этих подходов показал, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.

Также стало ясным, что насилие следует отличать от природной агрессивности, воинственности, представленных в человеке в виде определенных инстинктов. Эти инстинкты, как и противоположные им инстинкты страха, могут играть свою роль и даже изощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее, само насилие есть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как акт сознательной воли, ищет для себя оправдывающие основания.

Также мы дали характеристику семьи и описали методику на выявление насилия в ней, которая не подошла к нашей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛАТЕНТНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ.

 

2.1. Организация  исследования

Проанализировав литературу по данной проблеме, а также методы и методики, мы провели исследование на выявление латентного насилия в семье. Цель: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление латентного насилия в семье.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

   1. Подобрать методы и методики исследования;

   2. Апробировать методики;

   3. Описать условия поведения исследования;

   4. Обработать полученные результаты;

   5. Описать алгоритм.

Исследование проводилось  на государственного областного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД». В исследовании принимало участие 5 семей, находящимся в средней возрастной категории, 25-40 лет. Проводились в марте в стенах учреждения, а некоторая часть методик - в онлайн-режиме.

Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:

  1. Определение социального статуса клиента

Цель - выявить степень включения клиента в различные группы, а также положение, которое он занимает в каждой из них [15].

  1. Беседа с членами семьи

Цель - узнать о проблемах, тревожащих семью и её членов; об отношении между ними; установить контакт.

  1. Метод психодиагностики личности Кеттелла

Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей  свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем [10].

  1. Тест-опросник Басса-Дарки

Цель – выявление  родительского отношения к ребенку. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выражены физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность.

  1. Методика PARI. ( Шеффера и Р. Белла)

Цель - изучение отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) [11].

2.2. Выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска.

Определение социального  статуса клиента

В результате проведения данной методики выяснилось следующее: 70 % клиентов родились и проживают в городе Мурманске, а 30 % приехали из других городов, либо живут в области.

У 40% опрошенных имеется свое собственное жилье, а 60 % проживают с родителями.

Также выяснилось, что у 60% клиентов нет постоянного места работы, и соответственно, отсутствует стабильных доход. Откуда появляются финансовые проблемы.

В результате исследования семейного статуса выяснилось, что 50 % семей находятся в длительных отношениях, планировали создание семьи и ждали рождения ребенка. А остальные опрошенные были вынуждены создать семью по причине беременности.

Информация о работе Диагностическая технология, направленная на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска