Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление факторов, провоцирующих насилие в семьях группы риска. Задачи:
1. Раскрыть феномен насилия;
2. Выявить характерологические особенности членов семьи, группы риска;
3. Проанализировать методы и методики, направленные на выявление насилия в семье;
4. Разработать алгоритм диагностической технологии, направленной на выявление насилия в семье.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1.Сущность феномена насилия...………………………………………....5
1.2.Характерологические особенности клиента……...... ……………........9
1.3.Анализ методики по выявлению факторов насилия в семье группы риска………………..……….……………………………………………….….14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1.Организация исследования………….………………………………....16
2.2.Выявление факторов, провоцирующих насилие в семье ..…………..17
2.3.Разработка алгоритма диагностической технологии, направленной на выявление факторов, провоцирующих насилие в семье……………...……....23
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы……………………….....……………26
Приложение…………………….……………………………………..……..28
Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации - успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.
Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает [8; с 60].
Функции и типы семей.
Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоле-ния трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, за-висят благополучие и долголетие семьи.
Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.
Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.
Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.
Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или малодетных семьях.
По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи.
1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство.
2. Нетрадиционная (эксплуататорская)
семья: при установках на
3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.
Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи [8; с 58-59].
Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.
Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях.
Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [11; с 64]
Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:
- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
- устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
- убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
- жестокое обращение с детьми (побои);
- побеги из дома, конфликты со сверстниками [12; с 56].
Семьи группы риска характеризуются:
1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
3. Засильем в семье
эмоций, связанных с достижением
власти, доминированием, агрессией
в противовес эмоциям,
4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [13; с 123].
Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [14; с 12].
Методика «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)»
Автор: А.Я. Варга, В.В. Столин.
Цель: выявление ошибок в родительском воспитании.
Клиент: отец или мать ребенка.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда-Шмишека для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
В моей работе была использована и проведена методика анкетирования Басса-Дарки для определения частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. Именно поэтому я посчитала нецелесообразным использовать аналогичную методику во второй раз.
Выводы к главе 1: Таким образом, мы выяснили, что существует многообразие концепций и теорий, посвященных поиску причин происхождения феномена латентного насилия, сделали попытку рассмотреть наиболее знаменитые из них. Анализ этих подходов показал, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.
Также стало ясным, что насилие следует отличать от природной агрессивности, воинственности, представленных в человеке в виде определенных инстинктов. Эти инстинкты, как и противоположные им инстинкты страха, могут играть свою роль и даже изощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее, само насилие есть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как акт сознательной воли, ищет для себя оправдывающие основания.
Также мы дали характеристику семьи и описали методику на выявление насилия в ней, которая не подошла к нашей работе.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛАТЕНТНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ.
2.1. Организация исследования
Проанализировав литературу по данной проблеме, а также методы и методики, мы провели исследование на выявление латентного насилия в семье. Цель: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление латентного насилия в семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подобрать методы и методики исследования;
2. Апробировать методики;
3. Описать условия поведения исследования;
4. Обработать полученные результаты;
5. Описать алгоритм.
Исследование проводилось на государственного областного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД». В исследовании принимало участие 5 семей, находящимся в средней возрастной категории, 25-40 лет. Проводились в марте в стенах учреждения, а некоторая часть методик - в онлайн-режиме.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:
Цель - выявить степень включения клиента в различные группы, а также положение, которое он занимает в каждой из них [15].
Цель - узнать о проблемах, тревожащих семью и её членов; об отношении между ними; установить контакт.
Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем [10].
Цель – выявление
родительского отношения к
Цель - изучение отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) [11].
Определение социального статуса клиента
В результате проведения данной методики выяснилось следующее: 70 % клиентов родились и проживают в городе Мурманске, а 30 % приехали из других городов, либо живут в области.
У 40% опрошенных имеется свое собственное жилье, а 60 % проживают с родителями.
Также выяснилось, что у 60% клиентов нет постоянного места работы, и соответственно, отсутствует стабильных доход. Откуда появляются финансовые проблемы.
В результате исследования семейного статуса выяснилось, что 50 % семей находятся в длительных отношениях, планировали создание семьи и ждали рождения ребенка. А остальные опрошенные были вынуждены создать семью по причине беременности.