Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
1.1 Понятия «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение»……….6
1.2 Основные факторы девиантного поведения молодежи…………………….13
1.3 Формы девиантного поведения молодежи…………………………………..16
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36
· Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.
Выделяют два уровня мер социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне – одно из направлений социальной политики государства. Из внедряемых в практику технологий общесоциального контроля можно назвать следующие:
В числе технологий общесоциального контроля – система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (состоявшиеся девианты). Это:
Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля – это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной роботе были рассмотрены наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении сущности отклоняющегося поведения молодёжи. Был проведен анализ понятия «девиантного поведения», его основных факторов и форм проявления в молодежной среде.
Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
Недоступность для части членов общества нормативных средств достижения разделяемых целей толкает их на путь девиантного поведения. Прежде всего, это противоречие между растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения. Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам. Противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к несовершеннолетним и молодежи особенно острый характер в силу противоречия между повышенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а, следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным) социальным статусом.
Несовершеннолетние
и молодежь особенно нуждается в
социальном признании и самоутверждении,
а неудовлетворенная
Таким
образом, основными причинами
1)
Социально-экономический
2) Социальное отчуждение, негативное отношение к честному труду, готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, вовлечение взрослыми несовершеннолетних в преступную деятельность, особенно в преступный бизнес и проституцию;
3) Отверженность в семье и среди сверстников, низкая самооценка, агрессивность, переходящая в постоянную озлобленность, нежелание соблюдать социальные нормы, безнаказанность в правовом отношении;
4)
Социальное сиротство,
5)
Манипулирование сознанием,
6)
Отсутствие медицинской помощи,
рост числа психических
Особую
остроту эта проблема приобретает
в переходном обществе, где все сферы
общественной жизни претерпевает серьезные
изменения и происходит девальвация прежних
норм поведения. Все это создает конфликтные
ситуации, а они приводят к девиациям.
Кто забывается в бутылке, кто забывается
в наркотическом дурмане, а кто послабее
сводит счеты с жизнью. По этой причине
крайне важным для общественной системы
в переходный период является социальный
контроль за деятельностью отдельных
личностей и социальных общностей, слоев,
групп и т.п.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ