Девиантное поведение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
1.1 Понятия «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение»……….6
1.2 Основные факторы девиантного поведения молодежи…………………….13
1.3 Формы девиантного поведения молодежи…………………………………..16
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - Девиантное поведение молодежи.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     · Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

     Выделяют  два уровня мер  социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне – одно из направлений социальной политики государства. Из внедряемых в практику технологий общесоциального контроля можно назвать следующие:

  • технологии, направленные на сокращение безработицы;
  • технологии, направленные на расширение доступа и законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • технологии, направленные на замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной деятельностью. Так, например, если потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, надо искать альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций (если алкоголь – для поднятия настроения – надо находить и предполагать что-то другое для поднятия настроения). Это же относится и употреблению наркотиков. В этой связи важное значение имеют программы поддержки семьи и детей, программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем.

     В числе технологий общесоциального контроля – система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (состоявшиеся девианты). Это:

  • создание домов-приютов временного содержания для тех, у кого возникли конфликты в семье;
  • увеличение числа обществ и групп взаимопомощи, содействующих избавлению от алкогольной или наркотической зависимости («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы» и т.д.);
  • создание организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества;
  • развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности;
  • уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение улиц);
  • оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь, моральная и материальная поддержка);
  • развитие системы психологической помощи преступникам, которая должна включать в себя семейное консультирование, использование механизмов психотерапии.

     Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля – это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

      Итак, в данной роботе были рассмотрены  наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении сущности отклоняющегося поведения молодёжи. Был проведен анализ понятия «девиантного поведения», его основных факторов и форм проявления в молодежной среде.

      Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

     Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое  разнообразие, имеют некоторые общие  причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

     Недоступность для части членов общества нормативных  средств достижения разделяемых  целей толкает их на путь девиантного  поведения. Прежде всего, это противоречие между растущими потребностями  и существенно различными возможностями их удовлетворения. Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам. Противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к несовершеннолетним и молодежи особенно острый характер в силу противоречия между повышенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а, следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным) социальным статусом.

     Несовершеннолетние  и молодежь особенно нуждается в  социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность  в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя в негативных поступках, преступлениях или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) — как форме пассивного протеста.

     Таким образом, основными причинами девиантного  поведения несовершеннолетних и  молодежи являются:

     1) Социально-экономический провал, утрата  в результате «реформ» гарантированного  права на честный труд, безопасность  жизни, бесплатное образование,  организованный досуг, жилье,  достойный для человека уровень  жизни; 

     2) Социальное отчуждение, негативное отношение к честному труду, готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, вовлечение взрослыми несовершеннолетних в преступную деятельность, особенно в преступный бизнес и проституцию;

     3) Отверженность в семье и среди  сверстников, низкая самооценка, агрессивность, переходящая в постоянную озлобленность, нежелание соблюдать социальные нормы, безнаказанность в правовом отношении;

     4) Социальное сиротство, жестокость  и равнодушие взрослых, формирующие  желание отомстить им и обществу  за отнятое и поруганное детство, за отсутствие жизненных перспектив и бесцельность существования;

     5) Манипулирование сознанием, постоянная  ложь и обман, навязывание американского  образа жизни в голливудском  исполнении, растлевающее воздействие  СМИ (особенно телевидения и Интернета), навязывание культа жестокости и насилия;

     6) Отсутствие медицинской помощи, рост числа психических заболеваний,  приводящих к неспособности контролировать  свои эмоции и агрессивность  и др.

     Особую  остроту эта проблема приобретает  в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. Все это создает конфликтные ситуации, а  они приводят  к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление  психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков).— Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.
  2. Гилинский Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. – 1991. - №4. - С. 74-81.
  3. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  4. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. - СПб.: Питер, 2008.
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - СПб., 1912.
  6. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения.  - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. - 2010. - № 3. – С.124-128.
  8. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Интер, 2004.
  10. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Колесникова Г.И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевия. – Ростов н / Д: Феникс, 2007.
  12. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1997.
  13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2005.
  14. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов.  Академический Проект. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  15. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  16. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  17. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учеб. пособие. /Научный ред. В.Т.Лисовский. - М.: Березники, 1998.
  18. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Научный ред. А.А. Деркач. – М., 1996.
  19. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  20. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2007.
  21. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  22. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Трикста, 2005.

Информация о работе Девиантное поведение молодежи