Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
1.1 Понятия «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение»……….6
1.2 Основные факторы девиантного поведения молодежи…………………….13
1.3 Формы девиантного поведения молодежи…………………………………..16
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной
работы в профилактике и коррекции
девиантного поведения………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или в социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Актуальность исследуемой темы объясняется тем, что в современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, – эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов – девиантной личности (девианта).
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают представители молодежной среды. Девиантное поведение молодежи является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Родители подростков сформировались в условиях социализма и несут в своих воспитательных требованиях те ценности, которые были усвоены ими в прошлом. При этом, повседневная жизнь, в которой уже господствуют иные моральные, правовые регуляторы, требует от подростков усвоения новых ценностных ориентаций, установок, которые позволят эффективнее адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям. В итоге возникает раздвоение в ценностной системе воспитания подрастающего поколения, которое может послужить причиной формирования девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект —девиация молодежи – изучен в меньшей степени. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; Э. Дюркгейма, Р. Мертона; А. Миллера, Э. Сатерленда; Г. Беккера; С. Линга, Р. Харре. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Объект исследования – молодежная девиация в современном обществе.
Предметом исследования данной курсовой работы являются типичные формы девиантного поведения молодежи и особенности влияния различных факторов на их поведение, ценностные ориентации и установки.
Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать понятие «девиантное поведение»;
- определить основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;
- раскрыть основные факторы девиантного поведения;
-
выявить типичные формы
-
разработать рекомендации по
профилактике девиантного
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении раскрывается актуальность темы курсовой работы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования.
Первая глава «Девиантное поведение как социальное явление» состоит из трех параграфов. Первый параграф раскрывает концептуальное содержание понятий «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение». Второй параграф посвящен основным подходам к объяснению девиантного поведения: биологический, психологический, социологический. Факторы, влияющие на девиантное поведение, отражены в третьем параграфе.
Во
второй главе «Девиантное поведение
молодежи как объект социальной работы»
дается классификация молодежных девиаций,
описывается технология социальной работы
в профилактике и коррекции
девиантного поведения.
Глава I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятия «нормативное поведение»
и
«отклоняющееся поведение»
В психологии термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале ХХ в, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. В современном понимании поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
Под внешними действиями (или внешней активностью) человека понимаются движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции.
В своем поведении личность может находиться в четырех сферах: нормативное поведение, социально-психологическая адаптация, отклоняющееся (девиантное) поведение и поведение противоправное. Адаптация личности является одной из социально-психологических проблем, позволяющих раскрыть закономерности взаимодействия личности и социума.
Человек, оценивая жизненные события с позиции получаемых приобретений и потерь, решает, к каким из них ему следует приспосабливаться, какие он может игнорировать, а с какими необходимо вступать в противоборство. Иначе говоря, основным показателем единства человека и социальной среды выступает уровень реализации жизненно важных потребностей личности.
Каждый человек вырабатывает свою стратегию адаптивного поведения, но можно выделить типы адаптации личности.
Тип адаптации – структурно-организованная совокупность относительно устойчивых социально-психологических характеристик личности, обеспечивающих реализацию жизненно важных потребностей.
По позиции человека в социуме можно выделить такие варианты социальной адаптации:
В процессе социально-психологической адаптации человек стремится удовлетворить актуальные потребности доступными ему способами. Как правило, способы реализации потребностей, достижения цели задаются обществом в соответствии с нормативной системой и являются наиболее распространенными. Однако если такие способы, с точки зрения личности, неэффективны, она может отдать предпочтение социально-неприемлемым вариантам удовлетворения потребностей. Тогда и говорят о девиантной адаптации.
Под нормативным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. В сфере нормативного поведения человек должен придерживаться установленных норм, закрепленных в различных нормообразующих документах (законы, инструкции и т. п.). Нормативность закреплена также в обычаях и традициях данного народа.
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все что находится за их пределами, определяется как «ненормальное». На практике – осознанно или неосознанно – происходит своеобразное оценивание поведения индивидов по признаку соответствия или несоответствия некой норме, которая и определяет эти границы.
В настоящее время наиболее распространены несколько основных подходов к понятию «норма». Соответственно, патологией будет считаться то, что в рамках этих понятий норме не соответствует.
1. Статистический подход. В рамках этого подхода норму для любого явления определяют с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается, т.е. нормой принято считать то, что чаще всего проявляется в психической жизни, т.е. является наиболее типичным. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается не реже чем в 50 % случаев. Т.о. в рамках этого подхода нормой считается средний вариант проявления, а всякое отклонение от него в положительную или отрицательную сторону рассматривается как девиация.
2.
Качественно-количественный
3. Медицинский подход. Сторонники этого подхода нормой считают все то, что не является болезнью в медицинском смысле слова (со своими симптомами, формами протекания и т.д.). И лишь болезнь считается отклонением от нормы, т.е. патологией.
4. Гомеостатический подход. В этом случае нормой считается все то, что обеспечивает наилучшую адаптацию конкретного организма к условиям окружающей среды. Соответственно, патология – это все то, что либо вообще не способствует наилучшей адаптации, либо способствует ей в недостаточной степени.
5.
Статистически-адаптационный
Сложность определения понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. К примеру, нравственные нормы просто не могут быть раз и навсегда зафиксированы в абсолютно всех сообществах людей. Это легко можно объяснить. Во-первых, сообщества людей, как правило, имеют национальную специфику, а во-вторых, с течением времени они изменяются, модифицируются. Здесь хотелось бы отметить очень важный с нашей точки зрения момент: чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам поведения (или проявления личности). А вот тоталитарные режимы предпочитают строго регламентировать поведение человека, жестко, а порой и жестоко его наказывать, если он допускает отклонение от предписанных норм1.