Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
1.1 Понятия «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение»……….6
1.2 Основные факторы девиантного поведения молодежи…………………….13
1.3 Формы девиантного поведения молодежи…………………………………..16
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36
То, что не соответствует норме, обозначается словом «отклонение». В настоящее время отклонения от нормы условно делят на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Дадим их краткие характеристики.
Физические отклонения от нормы связаны в основном со здоровьем человека и определяются наличием тех или иных медицинских показателей, данных исследований, результатов анализов и т.п. Если касаться детей и подростков, то в России у медиков для каждой возрастной и половой группы определены свои «стандартные» показатели (рост, вес, объем грудной клетки и т.п.). По соответствию этим показателям показателей конкретного ребенка или подростка и судят о его здоровье и развитии. Но, несмотря на свою усредненность, фактически это оказываются идеальные показатели, и вряд ли можно найти ребенка, который бы в точности им соответствовал. К отклонениям в физическом развитии детей могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы связаны, прежде всего с умственным развитием ребенка, его недостатками. Здесь обычно выделяют задержку психического развития (ЗПР) и умственную отсталость. К психическим отклонениям относят, кроме того, нарушения речи разной степени сложности.
Педагогические отклонения. Педагогическая нормой, а другими словами, норма образования – это стандарты общего образования, принятые в данной стране. В России, согласно Закону об образовании РФ, обязательным является общее среднее образование. И недополучение такого образования будет считаться педагогическим отклонением от нормы.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. 2 Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения.
Социальные
нормы выполняют функции
Социальные нормы исторически обусловлены и подвижны. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Таким образом, границы между нормативным и отклоняющимся от норм поведением в обыденной жизни оказываются размытыми. Поэтому довольно сложно дать исчерпывающую характеристику поступкам, которые не соответствуют привычным поведенческим требованиям.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям3.
Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. deviation –отклонение) – это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе.
Различают
первичную и вторичную
Речь идет не об отдельных поступках, а о более или менее стабильном выработанном стереотипе поведения или даже о «стиле жизни», тесно связанном с устойчивыми личностными особенностями субъектов такого поведения.
Девиантным будет и поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. Разновидности аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатологии и др.
Отклоняющееся поведение предполагает наличие, по меньшей мере, трех основных компонентов:
– человека, которому свойственен этот тип поведения;
– нормы или ожидания общества (группы), которые являются критерием оценки поведения с точки зрения его девиации;
– некоего органа, учреждения или личности, реагирующих на данное поведение, принимающих решения, нормально это поведение или девиантно, а также определяющих санкции.
Учитывая эти три компонента, девиантным является поведение, отклоняющееся от групповой нормы и влекущее за собой санкции: изоляцию, лечение, наказание, осуждение и другие виды порицания нарушителя5.
Социально-отклоняющееся
поведение может иметь для общества разные
значения. Нередко оно выступает как средство
развития системы, преодоления консервативных
и реакционных стандартов поведения, т.е.
является позитивным в историческом смысле.
Негативные же формы социальных отклонений
– это социальная патология. К ним относятся
преступность, алкоголизм, наркомания,
проституция. Эти проявления характеризуются
значительным ущербом для конкретной
личности и общества в целом.
Можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение в молодежной среде:
1. Биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Здесь речь идет о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у лица психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Явно выраженная психопатия, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, требует вмешательства психиатров. Люди с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии девианта является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам молодежного алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение девианта к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
Таким
образом, девиантное поведение предстает
как ответная реакция на ненормальные
для молодежи условия (социальные или
микросоциальные), в которых она оказалась,
и в то же время как язык общения с социумом,
когда другие социально приемлемые способы
общения исчерпали себя или недоступны.
Классификация форм девиантного поведения связана со значительными трудностями, так как любое отклоняющееся поведение, будь то убийство или драка, пристрастие к спиртным напиткам или курение, можно считать и девиантным, и не девиантным. Кроме того, представления об отклоняющемся поведении может меняться с течением времени и в зависимости от конкретно-исторических условий.
В
дореволюционной России, например,
к девиантному поведению
К основным формам девиантного поведения в современных условиях с достаточной степенью условности можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, суицид и проституцию. Попробуем охарактеризовать каждую из этих форм девиации молодежи.