Девиантное поведение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
1.1 Понятия «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение»……….6
1.2 Основные факторы девиантного поведения молодежи…………………….13
1.3 Формы девиантного поведения молодежи…………………………………..16
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - Девиантное поведение молодежи.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

      То, что не соответствует норме, обозначается словом «отклонение». В настоящее время отклонения от нормы условно делят на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Дадим их краткие характеристики.

      Физические  отклонения от нормы связаны в основном со здоровьем человека и определяются наличием тех или иных медицинских показателей, данных исследований, результатов анализов и т.п. Если касаться детей и подростков, то в России у медиков для каждой возрастной и половой группы определены свои «стандартные» показатели (рост, вес, объем грудной клетки и т.п.). По соответствию этим показателям показателей конкретного ребенка или подростка и судят о его здоровье и развитии. Но, несмотря на свою усредненность, фактически это оказываются идеальные показатели, и вряд ли можно найти ребенка, который бы в точности им соответствовал. К отклонениям в физическом развитии детей могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

      Психические отклонения от нормы связаны, прежде всего с умственным развитием ребенка, его недостатками. Здесь обычно выделяют задержку психического развития (ЗПР) и умственную отсталость. К психическим отклонениям относят, кроме того, нарушения речи разной степени сложности.

      Педагогические  отклонения. Педагогическая нормой, а другими словами, норма образования – это стандарты общего образования, принятые в данной стране. В России, согласно Закону об образовании РФ, обязательным является общее среднее образование. И недополучение такого образования будет считаться педагогическим отклонением от нормы.

     Социальные  отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей,  социальных групп, социальных организаций. 2 Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения.

     Социальные  нормы выполняют функции обеспечения  общества стандартами поведения и функции стабилизации отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы в качестве образца поведения, создает механизмы их соответствующей общественной, моральной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствующих санкций по линии общественного и государственного воздействия.

     Социальные  нормы исторически обусловлены и подвижны. Но                  интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях        различны. Во все времена общество пыталось    подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Таким образом, границы между нормативным и отклоняющимся от норм поведением в обыденной жизни оказываются размытыми. Поэтому довольно сложно дать исчерпывающую характеристику поступкам, которые не соответствуют привычным поведенческим требованиям.

      Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям3.

      Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. deviation –отклонение) – это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе.

      Различают первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида; стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.). Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение4.

      Речь идет не об отдельных поступках, а о более или менее стабильном выработанном стереотипе поведения или даже о «стиле жизни», тесно связанном с устойчивыми личностными особенностями субъектов такого поведения.

      Девиантным  будет и поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. Разновидности аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатологии и др.

      Отклоняющееся поведение предполагает наличие, по меньшей мере, трех основных компонентов:

      – человека, которому свойственен этот тип поведения;

      – нормы или ожидания общества (группы), которые являются критерием оценки поведения с точки зрения его девиации;

      – некоего органа, учреждения или личности, реагирующих на данное поведение, принимающих решения, нормально это поведение или девиантно, а также определяющих санкции.

      Учитывая  эти три компонента, девиантным является поведение, отклоняющееся от групповой нормы и влекущее за собой санкции: изоляцию, лечение, наказание, осуждение и другие виды порицания нарушителя5.

      Социально-отклоняющееся  поведение может иметь для общества разные значения. Нередко оно выступает как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. является позитивным в историческом смысле. Негативные же формы социальных отклонений – это социальная патология. К ним относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. Эти проявления характеризуются значительным ущербом для конкретной личности и общества в целом. 
 
 

    1.   Основные факторы девиантного поведения молодежи
 
 
 

      Можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение в молодежной среде:

      1. Биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Здесь речь идет о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

  • генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

      2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у лица психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Явно выраженная психопатия, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, требует вмешательства психиатров. Люди с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

      3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

  • учебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
  • школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
  • социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
  • криминализации среды свободного времяпрепровождения.

      Важным  фактором отклонений в психосоциальном развитии девианта является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;
  • нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

      4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

      5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам молодежного алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение девианта к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

      Таким образом, девиантное поведение предстает  как ответная реакция на ненормальные для молодежи условия (социальные или микросоциальные), в которых она оказалась, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.  
 

    1. Формы девиантного поведения молодежи
 
 
 

      Классификация форм девиантного поведения связана со значительными трудностями, так как любое отклоняющееся поведение, будь то убийство или драка, пристрастие к спиртным напиткам или курение, можно считать и девиантным, и не девиантным. Кроме того, представления об отклоняющемся поведении может меняться с течением времени и в зависимости от конкретно-исторических условий.

      В дореволюционной России, например, к девиантному поведению молодых  людей относились бродяжничество, жестокость, половая развращенность, воровство. Остальные особенности поведения  считались естественными у психически здоровых детей. В первые послереволюционные годы отклоняющимся поведением считались анархизм, жестокость, воровство, недоверие к советской власти. В последующие десятилетия сферу социально-психологической адаптации постоянно сужали, и фактически исследователи стали рассматривать только нормативное и отклоняющееся поведение.

      К основным формам девиантного поведения  в современных условиях с достаточной  степенью условности можно отнести  преступность, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, суицид и проституцию. Попробуем охарактеризовать каждую из этих форм девиации молодежи.

Информация о работе Девиантное поведение молодежи