Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
1.1 Понятия «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение»……….6
1.2 Основные факторы девиантного поведения молодежи…………………….13
1.3 Формы девиантного поведения молодежи…………………………………..16
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36
I. Преступность
Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связана с возрастными группами от 14-29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).
Специфическими чертами преступности несовершеннолетних и молодежи являются:
1) во-первых его высокая латентность (т.е. неполнота выявленных преступлений). Из-за нее фактический уровень преступности в два три раза выше зарегистрированного. Латентность связана со следующими факторами:
2) во-вторых, в среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1/5 раза превышает аналогичный показатель среди других молодежных групп;
3) в-третьих, преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер – три из пяти совершаемых преступлений;
4) в-четвертых, преступность несовершеннолетних и молодежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, "чувствительна" к мерам борьбы с ней, к уровню контроля со стороны семьи, социальных служб, воспитательных учреждений, общественности, тем более, что до 80% преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведениях и общежитиях. Около половины преступлений несовершеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля.
В целом молодые люди от 14-20 лет совершают 57% всех зарегистрированных преступлений, молодежная преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер6.
Помимо общих причин девиантного поведения можно выделить и специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи:
1) отрицательное влияние в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних, установлено отрицательное влияние родителей и старших членов семьи. Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки;
2) отрицательное влияние в ближайшем окружении: в бытовом, производственном со стороны как сверстников, так и взрослых;
3) проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности);
4) рост криминогенного значения неумения или не желание педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии, экстремизма;
5) распад системы трудоустройства подростков и молодежи и воспитания их в трудовых коллективах.
Эти обстоятельства формируют криминогенную личность, для которой характерны утрата интересов к учебе, узкоутилитарное отношение к профессии, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственно и правового сознания, в частности, толкования долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентация на сиюминутное удовольствие, равнодушие к страданиям других людей, жесткость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, незадумываясь, совершает его.
Говоря о факторах, формирующих преступную психологию, аморальность, нужно особо отметить СМИ, которые, используя криминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как к обыденному атрибуту современной жизни.
II. Молодежь в сфере криминального влияния
Усиление групповых проявлений молодежной преступности многие специалисты считают самым главным фактором при оценке развития криминогенного влияния на молодежь.
Неуважение к закону, представление о нем как о факторе второстепенной важности, правовой нигилизм, снижение нравственных и правовых барьеров, отделяющих молодежь от криминального мира, объясняют рост численности криминальной молодежи в целом.
В результате роста криминогенного влияния на молодежь происходят важные изменения в ее сознании и поведении. Во-первых, существенно трансформируется ее социальное самочувствие. Во-вторых, отмечается нежелание большинства молодых людей содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью. Не случайно среди молодежи широко распространенны в основном презрительные клички работников милиции. В-третьих, не менее важно проявление криминогенного влияния на молодежь, является проникновение в ее сознание и поведение элементов криминальной субкультуры, прежде всего "блатного жаргона", уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами. В-четвертых, существенное значение имеет в современных условиях ослабление правовых регуляторов поведения молодежи.
Социологические исследования показывают, что юноши более подвержены криминогенному влиянию, чем девушки. "Рубежным", с точки зрения криминогенного влияния на молодежь, является 15-16 летний возраст. К этому следует добавить, что по большинству показателей криминогенному влиянию подвержена прежде в первую очередь молодежь в возрасте от 16-21 года.
III. Наркомания
Наркотики
известны человечеству с незапамятных
времен. Древние источники
Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:
1) морфий и героин – алколойды опиума;
2) снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
3) гашиш (анаша, план, марихуана);
4) стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы;
5) кокаин – алколойд растения кока.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого "букета" соматических и психических заболеваний.
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии "ломки" наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.
Значительное
место в этнологии причин наркомании
занимает личность наркомана. Имеются
в виду демографические, возрастные
и социально-медицинские
Мотивы наркомании и токсикомании:
1) удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
2) испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
3) выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
4) познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
5) достижение "ясности мышления" или "творческого вдохновения";
6) достижение чувства полного расслабления;
7) уход от чего-то гнетущего.
Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих.
Токсикомания
– заболевание, вызванное потреблением
токсических веществ, т.е. таблеток
транквилизаторов, кофеина, полученного
от крепкого чая – чигиря, вдыханием
ароматических веществ бытовой
химии. В состоянии опьянения
кроме эйфории возникают
IV. Алкоголизм
XIX в. породил, XX в. усугубил, а XXI в. развивает весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов время препровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, почти 40% других преступлений связано с опьянением. Убийство, грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов тесно связано с пьянством.
Ранняя алкоголизация опасна по ряду причин:
В последние годы уровень потребления алкоголя в России существенно возрос во всех возрастных категориях, включая детей моложе 12 лет, и составил в 2009 году 6% среди 13-14 летних, 13% среди 15-16 летних и 26% среди молодежи, не достигшей 18 лет8.
V. Проституция
В современной России ряды проституток пополняются в основном за счет бедноты, как было и раньше, но к ним присоединяются и значительное число представительниц из более обеспеченных слоев. Растущее число разводов толкает некоторых попавших в нужду девушек к проституции.
Часто
в проституцию вовлекаются