Девиантное поведение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантном поведении и рассмотреть механизм социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………….6
1.1 Понятия «нормативное поведение» и «отклоняющееся поведение»……….6
1.2 Основные факторы девиантного поведения молодежи…………………….13
1.3 Формы девиантного поведения молодежи…………………………………..16
Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………..27
2.1 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…...36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - Девиантное поведение молодежи.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

      Можно выделить три основные категории  детей, занимающихся проституцией.

      1)    "Беглецы" – те, кто-либо  покидает дом и не разыскивается  родителями, либо упорно бежит  каждый раз, когда его находят  и возвращают родителям.

      2)    "Гуляки" – это те, кто в  основном живет дома, но определенные  периоды времени проводит вне его, пропадая, например, время от времени на несколько ночей.

      3)    "Отказники" – дети, родители  которых безразличны к тому, что  они делают, или активно отвергают  их.

      Все категории включают как мальчиков, так и девочек.

      Проблема  детской проституции приобрела межнациональный размах. Одни дети вынуждены заниматься проституцией для того, чтобы выжить, помочь своей семье, или заработать на одежду и другие вещи. Достаточно часто детей похищают и заставляют заниматься проституцией. Многие девочки и мальчики начинают торговать собой из-за плохого отношения в семье – на улице они оказываются из-за насилия дома.

      В длинном списке причин есть и международная  реклама детской секс-индустрии  с помощью технических новшеств. "Интернет" – это самый большой  источник детской порнографии.

      VI.   Молодежный суицид

      Самоубийство, суицид, суицидное поведение –  намеренное лишение себя жизни. В  русском языке слово "самоубийство" обозначается и индивидуальное и  относительно массовое, статистически  устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э.Дюркгейм. По его трактовке, самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах9.

      Самоубийство  свидетельствует о наличии в  обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может  или не считает обходимым разрешить  обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом. Покушение на самоубийство не редко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность. Самоубийство в истории общества было одним из способов выражения гнева, протестом против оскорбления, средством восстановления своей чести, доказательство верности другому человеку.

      В современном мире смертность от самоубийств  более чем в 3 раза превышает смертность от автокатастроф. При этом возрастная ось суицида смещается в сторону 24 – и даже 15 - летних.

      Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов, преломляющихся личностью самоубийцы. Первое приходящее на ум, казалось бы, здравое рассуждение о том, что чем лучше жить – сытнее, веселее и т.д., тем меньше людей, желающих свести с жизнью, оказывается несостоятельным как, впрочем, и другие, не менее разумные на первый взгляд предположения на счет того, что более подвержены стрессам и следовательно, риску покончить собой люди утонченные духовно, интеллектуалы либо, наоборот, социально опустившиеся – наркоманы, бомжи и т.д.

      Суицид  – явление молодое, так как  суицидальный возраст безразличия  пола, национальности, места проживания – 19-40 лет, т.е. период наибольшей жизненной активности человека. Смертность от самоубийства является третьей ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше. Суициды уменьшаются при общественном подъеме, при оживлении в политике, в экономике, культурной жизни общества и увеличивается при общественных спадах.

      На  первом месте из проблем, характерных  для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с  родителями (примерно в 70% случаев эти  проблемы непосредственно связаны  с суицидом), на втором месте - трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

      Сильнейшим  социальным фактором, определяющим уровень  самоубийств и непосредственно  связывающим прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Современными исследователями установлено, что в целом государство, где влияние религии слабее и религиозные нормы, связанны с самоубийством, мягче, процент суицидальных действии выше.

      Психотерапевт Ю.Поляков на основе длительных наблюдений выделил три основных типа самоубийств: демонстративное, аффективное и истинное.

      Демонстративный тип. Характеризуется стремлением  показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.

      Аффективный тип. Определяется тем, что попытка  самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, не продолжительна. Здесь также могут быть элементы демонстративности.

      Истинный  тип. В случае истинного самоубийства имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить собой. Применяются меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно.

      Примечательно, что значение разного рода проблем, приводящих к трагическому концу, не одинаково. Например, семейные проблемы послужили причиной демонстративного поведения в 52% случаев, аффективного – в 51%, истинного – 13%. Сексуальные проблемы – соотетственно в 24, 29, 61%; образовательная – 26-29% случаев суицидальных попыток. Эти цифры красноречиво говорят о том, что семейные и сексуальные проблемы являются ведущими во всех видах суицида10.

      Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и  нашей страны были созданы службы по предотвращению самоубийств. Это  новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стресса и являющихся потенциально суицидоопасными.

      Самоубийство  среди молодежи совершаются по различным  мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда  индивид не может разрешить такой конфликт. Необходимо создавать молодежные общества, объединения, организации, чтобы подростки не чувствовали себя одинокими, чтобы были общие идеи, цели, связывающие молодежь. 
 
 

Глава II. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 

      Социальная  работа – это работа по оказанию помощи человеку, оказавшемуся в трудной  жизненной ситуации. Поэтому очевиден вывод о том, что молодежь, с  присущими ей возрастными проблемами, является объектом социальной работы. Однако отличительная особенность молодежи как социальной группы и возникающих в этой среде проблем заключается в том, что они (проблемы) молодежной среды носят более динамичный характер по сравнению с теми же проблемами в других социальных группах. Причем, как во времени, так и в пространстве. Отсюда можно сделать вывод: оказание социальной помощи молодежи базируется на несколько иных методах работы.

      Молодежь  является «группой риска». Результаты социологических исследований в  РФ в области девиантного поведения  наглядно показывают, что причина отклонения молодежи от норм имеет слабую взаимосвязь с социальным статусом родителей, уровнем достатка, качеством образования и воспитания. Наркоманом или преступником может стать любой молодой человек. И произойти это может в любой момент. Иными словами, в других социальных группах переход к девиантному поведению происходит заметно медленнее и достовернее прогнозируется.

      Социальная  работа, по определению, должна носить профилактический, превентивный характер. И в случае работы с молодежью профилактика должна стать основным инструментом социальной работы. Связано это в первую очередь с тем, что зачастую проблему в молодежной среде достаточно трудно зафиксировать. Молодому человеку, уже оказавшемуся за чертой (начавшего принимать наркотики, совершившего преступление и т.п.) помочь очень тяжело вследствие объективных факторов, оказывающих на него непосредственное влияние (среда, возраст и т.п.). Кроме того, в оказания помощи особенно важен фактор своевременности.

      В результате в реальных условиях социальная работа с девиантной молодежью очень сложна. Поэтому социальная работа с молодежью, по нашему убеждению, должна быть профилактической и носить системный характер. Основным способом профилактической социальной работы должен стать метод «косвенного» воздействия на сознание молодого человека через системы СМИ, образования и т.п. Это позволит снизить количественные показатели перехода молодежи из группы риска в группу девиантов и существенно повысить эффективность деятельности социального работника.  
 

2.1 Технология социальной  работы 

в профилактике и коррекции  девиантного поведения 
 
 

     Общество  всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие  с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

     К институтам социального контроля относят  семью, государство и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и неформальный контроль. Формальный контроль (официальный) осуществляется компетентными организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) – обществом, общественным мнением.

     Методами  контроля выступают профилактика и  санкции. Проблема социального контроля сегодня является актуальной во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предупреждение, профилактику. Под профилактикой различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.

     Основные  принципы социального контроля:

     · Методы и средства  социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального  контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

     · Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит  личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и изменение условий содержания.

     · Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации  по принципу “самопомощи” (группы анонимных  алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

     · Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

     · Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

Информация о работе Девиантное поведение молодежи