Автор: a*********@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.
Введение
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
1.2 Организация и содержание психологической работы
1.3 Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины
2 Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1 Задачи перевоспитания
2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания
Заключение
Список использованной литературы
Сущность
метода "взрыва" заключается во
внезапном раскрытии воину
На практике метод "взрыва" осуществляется в естественных и специально организованных условиях, посредством таких приемов, как:
- нагнетание отрицательных переживаний до предела;
- доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны;
- столкновение ложных идеалов с настоящими;
- осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.
В реализации исправительной и компенсирующей функций процесса перевоспитания наряду со "взрывом" используется метод перевода трудного воина в другой коллектив. Данный метод осуществляется путем перемещения воина внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение, в другую часть и т.д.
Корректирующая функция процесса перевоспитания реализуется через методы критики и самокритики и опосредованного педагогического воздействия. Метод критики и самокритики направляется воспитателями подразделений на устранение у трудных воинов негативных личностных качеств, на развитие у них высокого чувства ответственности за свое поведение и состояние воинской дисциплины. Метод критики и самокритики осуществляется приемами тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самосознания и другими.
В деятельности по перевоспитанию применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных подчиненных, офицеры подразделений вместо своего непосредственного воздействия на них могут обращаться к помощи коллектива роты (батареи), взвода, отделения. При этом создавать такую обстановку, когда в процессе перевоспитания участвует уже весь воинский коллектив.
Практика свидетельствует о различном характере отношения перевоспитуемых воинов к опосредованным педагогическим воздействиям: бесконфликтное принятие мнения коллектива; внешнее согласие с его требованиями при внутреннем расхождении; открытое неприятие требований коллектива; самоопределение, характеризующееся сознательной солидарностью с мнениями и взглядами товарищей по коллективу, и др.
В целях перевоспитания помимо уставных дисциплинарных мер офицеры подразделений применяют педагогические приемы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, похвала, выражение положительного отношения, забота, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, упрек, предупреждение, запрет, возмущение и др.). Особенности использования данных приемов педагогических воздействий в процессе перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым воином, включать его в деятельность воинского коллектива, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества такого воина, четко аргументировать педагогические меры воздействия и вызывать соответствующее психологическое состояние перед тем, как объявить то или иное поощрение либо взыскание.
Наряду с названными методами и приемами в процессе перевоспитания можно использовать различные средства и формы педагогических воздействий на трудных воинов. Как показывает практика, в условиях воинской деятельности они достаточно разнообразны и позволяют успешно решать задачи воспитания и перевоспитания. Их применение в каждом конкретном случае перевоспитания трудных воинов в подразделениях зависит от характера педагогической трудности воинов, причин наличия у них отрицательных качеств, реальных возможностей армейской службы. Практика показывает, что комбинации методов, приемов, средств и форм процесса перевоспитания, определяющих основные его пути, могут быть многочисленными и разнообразными. Это позволяет добиться определенных результатов в искоренении у трудных военнослужащих негативных качеств личности.
Таким
образом, овладение содержанием, организацией
и методикой индивидуальной воспитательной
работы с военнослужащими является важным
направлением психолого-педагогической
деятельности офицера в подразделении.
Степень участия должностных лиц подразделения
в проведении индивидуально-воспитательной
работы и степень охвата ею военнослужащих
подразделения могут служить одним из
критериев эффективности функционирования
воспитательной системы подразделения.
Перечисленные методы и приемы перевоспитания
трудных военнослужащих могут служить
надежной методической базой осуществления
данного процесса в подразделении, а сама
готовность коллектива к перевоспитанию
- выступать в качестве еще одного критерия
эффективности воспитательной работы
в подразделении.
2.3
Деятельность заместителя
командира роты
по воспитательной
работе по изучению
лиц, требующих повышенного
психолого-педагогического
внимания
В период прохождения стажировки в 15 мотострелковом полку, 2 мотострелковой дивизии, в должности заместителя командира роты материального обеспечения по воспитательной работе, проводил работу по изучению лиц склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ. Также была проведена работа по изучению лиц склонных к суициду, дезертирству и уклонений от воинской службы.
Были проведены тесты с данными военнослужащими, собранны автобиографии с лиц требующих повышенного психолого-педагогического внимания, проведены беседы с отдельными военнослужащими. Также была проанализирована работа командиров взводов и командира роты с данными категориями военнослужащих.
Практика показывает, что мерами организационного и воспитательного характера возможно предотвращение многих суицидов на стадии формирования суицидальных замыслов. В интересах выработки наиболее эффективных мер в профилактике самоубийств прежде всего необходимо разобраться в причинах и условиях их совершения. В то же время, работа офицера в соединении (части) осуществляется на основе план - задания, утвержденного старшим воинским начальником. Этот план является алгоритмом действия при расследовании суицидального происшествия
В заключении хочу обратить внимание на то, что "трудный" - это широкое, обобщенное понятие, которое включает различные типы военнослужащих с отклонениями в социально-педагогическом, психологическом и физическом развитии, отличающихся дисгармоничным соотношением положительных и отрицательных качеств. Также необходимо акцентировать внимание на сущностных характеристиках основных этапов педагогической диагностики, и особое внимание сосредоточить на следующих положениях:
а) воспитательную работу с "трудными" военнослужащими нельзя сводить к отдельным мерам, необходима система педагогических воздействий всех категорий офицеров;
б)
воспитательная работа должностных
лиц подразделения (части) результативна
в тех случаях, когда она четко
спланирована и опирается на основы
педагогической науки.
Заключение
Командиры
и их заместители по воспитательной
работе должны четко видеть взаимосвязь,
различия и взаимообусловленность
таких понятий, как дисциплина и
дисциплинированность. Это даст им
возможность правильно
Авторитарность командиров находится в прямой зависимости от их авторитета, отражает воздействие командира на подразделение, а авторитет- это своеобразная форма взаимоотношений. Под авторитетом принято понимать социально психологическое влияние одного человека ( или группы лиц) на других людей, например руководителя на подчиненных, учителя на учеников, командира на солдат, коллектива на личность вышестоящего органа на подчиненную организацию и т.п.
Командиру важно знать содержание и качество коллективных мнений, существующих в подразделении: по каким проблемам позиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачам повышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнения находятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов и отношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива
Список использованной
литературы
1.
Абдурахманов Р. Военная
2. Анцупов А., Ковалев В. Конфликты в подразделениях, основные способы их предупреждения и разрешения // Ориентир. - 2002. - № 2.
3. Буранов С. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. - 2004. - № 7.
4. Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир и подчинённые. М.: Воениздат, 2000.- 423 с.
5.
Гурин В. Социально-
6. Жомини Г. Очерки воинского искусства. М.: Воениздат, 2000 г. Т.1.-156.
7. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология М.: Питер. - 2006 г.-457.
8.
Кулаков В.Д. Воинский
9.
Маклаков А. Военная
10.
Урбанович А. Современная