Автор: a*********@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.
Введение
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
1.2 Организация и содержание психологической работы
1.3 Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины
2 Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1 Задачи перевоспитания
2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания
Заключение
Список использованной литературы
Перевоспитание предполагает совместное, организованное и одновременное воздействие армейских воспитателей на сознание и поведение военнослужащих с негативными личностными качествами. Офицеры, организуя процесс перевоспитания, стремятся наиболее полно и всесторонне воздействовать на воинов с негативными качествами личности, для того чтобы достичь положительных результатов в их перевоспитании, а в случае необходимости корректируют свою деятельность по перевоспитанию при получении информации по каналам обратной связи.
Деятельность военнослужащих с устойчивыми негативными качествами (объект перевоспитания) - другая сторона рассматриваемого процесса. В ходе перевоспитания военнослужащим необходимо изменить сложившиеся ошибочные позиции и установки, сформировать новые динамические стереотипы поведения, положительные качества личности. Воспринимая внешние воздействия, они перерабатывают их, опираясь на свои взгляды, убеждения, установки. При перевоспитании повышается роль самоисправления, в данном случае воины выступают по отношению к самим себе уже как субъекты перевоспитания.
Исследования показывают, что процесс перевоспитания более специфичен по своим целям, задачам и содержанию педагогической деятельности, нежели другие виды воспитательной работы.
Цель перевоспитания конкретизируется как специфическая педагогическая деятельность воспитателей по выявлению и искоренению негативных проявлений и на этой основе формированию положительных качеств личности, когда становятся достижимыми общие цели воспитания российских воинов.
Характерной
особенностью российской государственности
в настоящее время является глобальный
преобразовательный процесс, охвативший
все составные части
Изучение и анализ литературы, обобщение разнообразных определений дают основание сделать вывод, что система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающая интегративными качествами и выполняющая определенные функции по отношению к внешней среде и ее составным частям. В обобщенном виде основные признаки системы можно представить следующим образом:
1. Компонентный состав.
2. Организация и содержание.
3. Структура.
4. Методика.
5. Оценка и учет результатов.
Основанный на признании данных структурных элементов, теоретический анализ показал, что перевоспитание военнослужащих является, прежде всего, системой, поскольку имеет все признаки социально-педагогических и системных образований.
Во-первых, система перевоспитания имеет компонентный состав: цель, задачи, объект, субъект, педагогическую технологию, учет и оценку результатов воспитательной деятельности и др.
Во-вторых,
компоненты (элементы, система воспитания)
соединены определенной структурой,
внутренними системно-
В-третьих,
будучи объединенными структурой, компоненты
системы, приобретают способность
целенаправленно и
В-четвертых, перевоспитание обладает такими стержневыми признаками системы как единство и целостность. Единство обеспечивается общими для ВС целями и задачами перевоспитания, его организационными и методическими нормами, охватом воспитательным влиянием всего личного состава и каждого человека конкретно. Целостность перевоспитания состоит в том, что все структурные элементы закономерно обусловлены и объективно необходимы.
В-пятых, воспитание как системное образование является управляемым явлением. Его компоненты в определенных рамках могут адаптироваться, сохранять относительную устойчивость и самостоятельность, и поэтому они не остаются неизменными. Исходя их данных положений, а также с учетом существующих в общей и военно-педагогической литературе определений, под системой перевоспитания личного состава Вооруженных Сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений. Специфические задачи перевоспитания состоят в необходимости:
-
установления причин
- использования воспитательных возможностей армейской службы для исправления допущенных ошибок в доармейском воспитании военнослужащих;
-
определения системы способов
и путей перестройки
- интенсификации положительного развития личности;
-
активизации возможностей
Цели и задачи перевоспитания определяют содержание данного процесса, включающего в себя выявление и искоренение негативных качеств, восстановление и развитие положительных черт характера и качеств, всестороннее и гармоничное развитие личности воина. Содержание перевоспитания состоит не только в борьбе с недостатками в нравственном развитии военнослужащих, но и в нормализации всей психической жизни воина, в ускоренном развитии положительного в личности.
Проблема использования методов и приемов перевоспитания особо значима в педагогической деятельности офицера. Войсковая практика требует в работе с трудными воинами выбирать оптимальные методы и приемы перевоспитания. Надо отметить, однако, что достаточно известные и практически необходимые методы и приемы перевоспитывающих воздействий не находят должного освещения в психолого-педагогической литературе, повседневного применения в педагогической деятельности воспитателей.
Применение в процессе перевоспитания только известных методов воспитания: убеждения, примера, упражнения и т.п. - по общему мнению, не всегда дает положительные результаты в работе с трудными воинами. Некоторые воспитатели увлекаются либо преимущественно методами убеждения и переубеждения, либо принуждения и наказания. Отдельные офицеры отказываются от методов "взрыва", "реконструкции характера", перевода в другое подразделение, считая их ошибочными.
Возникающие
у офицеров сложности в работе
с трудными военнослужащими часто
вызываются незнанием специфических
методов и приемов процесса перевоспитания.
2.2
Основные методы
и способы перевоспитания
военнослужащих
Под методами перевоспитания понимаются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и перевоспитуемых по искоренению негативных и формированию положительных личностных качеств. Эта деятельность осуществляется в подразделениях на основе: интеграции перевоспитывающих воздействий всех категорий воспитателей, гуманизации и усиления внимания к личности каждого трудновоспитуемого воина; дифференциации и индивидуализации педагогических влияний на социально и педагогически запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих; демократизации и создания предпосылок для развития активности, инициативы и взаимодействия объекта и субъекта процесса перевоспитания.
В основу классификации методов и приемов перевоспитания положена совокупность различных сторон данного процесса, прежде всего его основные функции: восстановительная, компенсирующая, корректирующая, исправительная, стимулирующая, побуждающая к самоисправлению. Такой подход обеспечивает всестороннюю обоснованность выбора и оптимальное сочетание методов соответственно конкретной ситуации и поставленной цели.
В реализации восстановительной функции процесса перевоспитания в педагогическом эксперименте главным является метод переубеждения. Переубеждение понимается как целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение трудного воина в целях восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств. Данный метод направляется на изменение сознания, жизненного опыта и личностных качеств у перевоспитуемых военнослужащих.
Метод переубеждения реализуется на практике с помощью различных приемов педагогического воздействия, позволяющих дифференцировать подход к социально и педагогически запущенным, трудновоспитуемым воинам. В педагогической деятельности наиболее часто используются такие приемы, как разъяснение, доказательство, опровержение, аргументация, и др. Успешное применение этих приемов предполагает высокую эрудицию воспитателей, их умение вести полемику с перевоспитуемыми, оперировать убедительными доказательствами, опровергать ошибочные взгляды и суждения воинов с негативными качествами личности.
В
педагогической практике по перевоспитанию
трудных военнослужащих переубеждение
дополняется методом
В практике перевоспитания отучение предполагает запрет, контроль и проверку выполнения различных педагогических требований и рекомендаций. Параллельно с отучением осуществляется приучение с целью сформировать и развить у трудных воинов положительные качества и привычки. При этом воспитатели, создавая для перевоспитуемых определенные трудности, заботятся о строгом соблюдении ими уставного порядка, распорядка дня. отдании воинской чести, заправке обмундирования, соблюдении опрятного внешнего вида.
Переучивание в педагогической практике опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом "реконструкции характера". Метод "реконструкции характера" способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении трудного воина. Данный метод заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воина, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного развития личности на основе выявленных качеств, в процессе изменения отрицательных качеств, которые воин ложно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность превратить в уверенность, критиканство - в критичность, леность - в упорство и трудолюбие). С помощью приемов переоценки качеств, повседневной регламентации поведения, составления программы "реконструкции" и т.д. происходит накопление социально ценного опыта и отношений, которые способствуют развитию положительных качеств.
Как
показывают исследования, метод "реконструкции
характера" более длителен по времени,
чем переубеждение или