Автор: a*********@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.
Введение
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
1.2 Организация и содержание психологической работы
1.3 Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины
2 Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1 Задачи перевоспитания
2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания
Заключение
Список использованной литературы
- обеспечивают войсковых психологов методическими материалами;
- осуществляют подбор и расстановку кадров психологов в войсках округа (флота), военных комиссариатах;
- принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках (силах).
В армии (флотилии), корпусе (эскадре):
- планируют и организуют психологическую работу в соединениях и частях (на кораблях), проводят ее в частях непосредственного подчинения;
- организуют мероприятия психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы;
- проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав соединений и частей (кораблей);
- организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, участвуют в выработке мер по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и организованности;
- анализируют состояние психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), обобщают и распространяют передовой опыт психологической работы;
- обеспечивают психологов соединений и частей (кораблей) методическими материалами;
- изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.
В соединении:
- проводят мероприятия по разработке и выполнению плана боевой подготовки по вопросам психологической подготовки личного состава;
- организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, вырабатывают меры по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению организованности и воинской дисциплины;
- проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав частей и подразделений;
- обеспечивают участие психологов в мероприятиях профессионального психологического отбора военнослужащих и их рациональном распределении;
- проводят мероприятия по повышению профессионального уровня психологов частей, обеспечивают их методическими материалами;
- организуют систему информирования о психологической работе в частях и подразделениях, анализируют и обобщают полученную информацию, доводят ее в виде рекомендаций и предложений до командования, начальников родов войск и служб соединения, распространяют передовой опыт психологической работы;
- оказывают психологическую помощь военнослужащим, членам семей, гражданскому персоналу управления соединения;
- проводят психологическую работу в частях и подразделениях непосредственного подчинения, где отсутствует штатный психолог;
- изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.
В полку (на корабле 1 ранга) психологическую работу проводит психолог в соответствии с должностными обязанностями и этическими нормами профессиональной деятельности.
Он
подчиняется заместителю
Психологи несут персональную ответственность за качество, обоснованность и достоверность психологических заключений и рекомендаций.
Органы и должностные лица воспитательной работы, обязанности которых не определены настоящим Руководством, выполняют задачи и обязанности, предусмотренные для соответствующих органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов (флотов), армий (флотилий), корпусов (эскадр), дивизий, к которым они приравнены.
Психологическая работа в полку (на корабле 1 ранга) организуется и проводится по направлениям:
- изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;
- изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;
- психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий;
- психологическая работа по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной служб;
- психологическая подготовка личного состава;
- профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;
- психологическое просвещение личного состава;
- психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.
Изучение
индивидуально-психологических
а) При этом решаются следующие задачи:
- определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности;
- выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;
- индивидуализация воспитательного процесса и повышение эффективности служебно-боевой деятельности;
-
комплектование воинских подразделений,
подбор военнослужащих на должности младших
командиров в соответствии с их индивидуально-психо-
Изучение военнослужащих проводится в составе групп (подразделений) и индивидуально.
При изучении личного состава используются разнообразные методы психологических исследований: анализ документов, биографический метод, анкетирование, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, наблюдение, опрос и др.
Психолог полка перед прибытием в часть вновь прибывающего пополнения по указанию командира полка (корабля 1 ранга) проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава.
Изучение
индивидуально-психологических
б) Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.
в) По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.
г) Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения; направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины; а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью.
Лица,
нуждающиеся в углубленном
Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.
Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.
Сведения
о военнослужащих с нервно-психической
неустойчивостью психолог части
заносит в “Журнал
д) Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения.
Психолог
части по итогам изучения индивидуально-психологических
особенностей личного состава заполняет
социально-психологическую
Изучение
социально-психологических
При этом решаются следующие задачи:
- оценка психологических последствий управленческой деятельности органов военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;
- поддержание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
- прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др.
Один раз в период обучения по указанию соответствующего командира психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.
Изучение
социально-психологических
Во вновь сформированных подразделениях изучение социально-психологических процессов и явлений проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов и явлений оценивается по результатам двух - трехкратного обследования в период обучения. Изучение целесообразно осуществлять в подразделениях численностью не более 25-30 военнослужащих в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Изучение
социально-психологических
Результаты изучения представляются командиру части и его заместителю по воспитательной работе в виде справки-доклада, в которой указываются: наименование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных проблем, выводы и предложения. Командирам подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в части, касающейся его подразделения в устной форме. Содержание индивидуальных ответов обследуемых на конкретные вопросы не разглашается.