Психологическая работа подразделения

Автор: a*********@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.

Содержание

Введение
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
1.2 Организация и содержание психологической работы
1.3 Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины
2 Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1 Задачи перевоспитания
2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психологическая работа подразделения.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

      - обеспечивают войсковых психологов методическими материалами;

      - осуществляют подбор и расстановку кадров психологов в войсках округа (флота), военных комиссариатах;

      - принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках (силах).

      В армии (флотилии), корпусе (эскадре):

      - планируют и организуют психологическую работу в соединениях и частях (на кораблях), проводят ее в частях непосредственного подчинения;

      - организуют мероприятия психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы;

      - проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав соединений и частей (кораблей);

      - организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, участвуют в выработке мер по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и организованности;

      - анализируют состояние психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), обобщают и распространяют передовой опыт психологической работы;

      - обеспечивают психологов соединений и частей (кораблей) методическими материалами;

      - изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.

      В соединении:

      - проводят мероприятия по разработке и выполнению плана боевой подготовки по вопросам психологической подготовки личного состава;

      - организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, вырабатывают меры по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению организованности и воинской дисциплины;

      - проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав частей и подразделений;

      - обеспечивают участие психологов в мероприятиях профессионального психологического отбора военнослужащих и их рациональном распределении;

      - проводят мероприятия по повышению профессионального уровня психологов частей, обеспечивают их методическими материалами;

      - организуют систему информирования о психологической работе в частях и подразделениях, анализируют и обобщают полученную информацию, доводят ее в виде рекомендаций и предложений до командования, начальников родов войск и служб соединения, распространяют передовой опыт психологической работы;

      - оказывают психологическую помощь военнослужащим, членам семей, гражданскому персоналу управления соединения;

      - проводят психологическую работу в частях и подразделениях непосредственного подчинения, где отсутствует штатный психолог;

      - изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.

      В полку (на корабле 1 ранга) психологическую работу проводит психолог в соответствии с должностными обязанностями и этическими нормами профессиональной деятельности.

      Он  подчиняется заместителю командира  полка по воспитательной работе; по специальным вопросам - информирует психолога вышестоящего органа воспитательной работы.

      Психологи несут персональную ответственность  за качество, обоснованность и достоверность  психологических заключений и рекомендаций.

      Органы  и должностные лица воспитательной работы, обязанности которых не определены настоящим Руководством, выполняют задачи и обязанности, предусмотренные для соответствующих органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов (флотов), армий (флотилий), корпусов (эскадр), дивизий, к которым они приравнены.

      Психологическая работа в полку (на корабле 1 ранга) организуется и проводится по направлениям:

      - изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;

      - изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;

      - психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий;

      - психологическая работа по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной служб;

      - психологическая подготовка личного состава;

      - профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;

      - психологическое просвещение личного состава;

      - психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.

      Изучение  индивидуально-психологических качеств личного состава проводится всеми должностными лицами полка (корабля 1 ранга).

      а) При этом решаются следующие задачи:

      - определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности;

      - выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;

      - индивидуализация воспитательного процесса и повышение эффективности служебно-боевой деятельности;

      - комплектование воинских подразделений, подбор военнослужащих на должности младших командиров в соответствии с их индивидуально-психо-логическими качествами.

      Изучение  военнослужащих проводится в составе  групп (подразделений) и индивидуально.

      При изучении личного состава используются разнообразные методы психологических  исследований: анализ документов, биографический метод, анкетирование, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, наблюдение, опрос и др.

      Психолог  полка перед прибытием в часть  вновь прибывающего пополнения по указанию командира полка (корабля 1 ранга) проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава.

      Изучение  индивидуально-психологических особенностей военнослужащих включает первичное, углубленное  и последующее изучение.

      б) Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.

      в) По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.

      г) Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения; направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины; а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью.

      Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом  обследовании, изучаются с помощью личностных опросников "НПН-А", “Адаптивность”, а также других психологических методик, конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.

      Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.

      Заключение  о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.

      Сведения  о военнослужащих с нервно-психической  неустойчивостью психолог части  заносит в “Журнал динамического  наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости” и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части.

      д) Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения.

      Психолог  части по итогам изучения индивидуально-психологических  особенностей личного состава заполняет  социально-психологическую карту  личности на военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, (при необходимости и на другие категории), разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

      Изучение  социально-психологических процессов  и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом части совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе.

      При этом решаются следующие задачи:

      - оценка психологических последствий управленческой деятельности органов военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;

      - поддержание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

      - прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др.

      Один  раз в период обучения по указанию соответствующего командира психолог проводит инструктивно-методическое занятие  с должностными лицами по формам и  методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

      Изучение  социально-психологических процессов  и явлений в воинских коллективах  проводится в плановом порядке или  по указанию командира части, его  заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригрупповая напряженность, межличностные или межгрупповые конфликты и т.п.

      Во  вновь сформированных подразделениях изучение социально-психологических  процессов и явлений проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов и явлений оценивается по результатам двух - трехкратного обследования в период обучения. Изучение целесообразно осуществлять в подразделениях численностью не более 25-30 военнослужащих в соответствии с предъявляемыми требованиями.

      Изучение  социально-психологических процессов  и явлений включает в себя оценку уровня развития коллектива и его  структуры, характера межличностных  отношений, психологической совместимости и сплоченности военнослужащих, уровня их удовлетворенности пребыванием в данном коллективе, стиля управленческой деятельности командиров.

      Результаты  изучения представляются командиру  части и его заместителю по воспитательной работе в виде справки-доклада, в которой указываются: наименование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных проблем, выводы и предложения. Командирам подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в части, касающейся его подразделения в устной форме. Содержание индивидуальных ответов обследуемых на конкретные вопросы не разглашается.

Информация о работе Психологическая работа подразделения