Психологическая работа подразделения

Автор: a*********@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.

Содержание

Введение
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
1.2 Организация и содержание психологической работы
1.3 Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины
2 Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1 Задачи перевоспитания
2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психологическая работа подразделения.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

      - проводит занятия по обучению военнослужащих воинской части методам психической саморегуляции;

      - обучает должностных лиц полка выявлению признаков боевых психических травм, методам психологической помощи военнослужащим;

      - оценивает степень психологической устойчивости личного состава к воздействию психотравмирующих факторов;

      - прогнозирует уровни профессиональной и психологической подготовленности военнослужащих после завершения учебных занятий;

      - формирует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности специалистов и использует его в дальнейшем в системе психологической подготовки личного состава;

      - вырабатывает рекомендации командирам по повышению эффективности боевой учебы.

      е) Командиры подразделений, начальники служб и родов войск:

      - планируют набор приемов, способов и средств моделирования факторов боевой обстановки для воздействия на каждого военнослужащего;

      - прогнозируют динамику развития психических состояний личного состава, уровни психической напряженности, предусматривают меры пре-дупреждения возможных негативных психических реакций у военнослужащих;

      - обеспечивают сочетание и постепенное возрастание физической нагрузки и необходимого уровня психического напряжения военнослужащих в процессе учебно-боевой деятельности и в ходе занятий;

      - контролируют и регулируют психические состояния военнослужащих, обучают их простейшим приемам психической саморегуляции в ходе занятий;

      - анализируют и оценивают уровни профессиональной подготовленности, физической выносливости и психической устойчивости личного состава;

      - подводят итоги боевой подготовки за неделю (по окончании занятий).

      ж) Начальник физической подготовки и спорта:

      - формулирует методический замысел занятий по формированию высокой физической выносливости и психологической устойчивости военнослужащих к физическим нагрузкам;

      - планирует применение приемов, способов и средств регулирования психических состояний военнослужащих в ходе занятий;

      - анализирует и оценивает уровень психической напряженности воинов при преодолении смоделированных трудностей по профессиональной деятельности, а также их способность преодолевать физические и психические нагрузки.

      Цели  и задачи психологической подготовки военнослужащих достигаются путем  максимального приближения содержания учебно-боевой деятельности к условиям боевой обстановки.

      Профессиональный  психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих.

      Мероприятия профессионального психологического отбора психолог полка (корабля 1 ранга) проводит в составе нештатной  группы профотбора. Её состав, обязанности включенных лиц, сроки и порядок работы определяются приказом командира.

      Порядок организации и содержание мероприятий  профессионального психологического отбора должны соответствовать требованиям  Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.

      Психологическое просвещение позволяет приобщить офицерский состав, других военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооруженных Сил к психологическим знаниям.

      Психологическое просвещение достигается:

      - проведением занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки по психолого-педагогическим вопросам;

      - оказанием консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки по психолого-педагогической проблематике;

      - организацией циклов лекций, вечеров вопросов и ответов по актуальной психологической проблематике для различных категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;

      - проведением консультаций для командиров (начальников), других категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала по интересующим их вопросам психологии;

      - привлечением к пропаганде психолого-педагогических знаний наиболее подготовленных в вопросах психологии военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

      Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

      При этом решаются задачи:

      - разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;

      - поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

      - психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;

      - психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.

      Психологическая помощь оказывается психологом во время  приема военнослужащих, членов их семей  и гражданского персонала Вооруженных  Сил.

      Порядок приема психологом в воинской части (на корабле) определяется приказом командира (начальника), в котором устанавливаются дни, часы и место приема.

      Психолог  обязан вести журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью (Приложение № 8 к настоящему Руководству).

      Деятельность  психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).

      а) Диагностический этап включает:

      - выяснение сути обращения (заявленной проблемы) военнослужащего;

      - всестороннее изучение личности военнослужащего, постановку первичного психологического диагноза;

      - анализ полученных данных, окончательное формулирование психологической проблемы (диагноза), выработку стратегии и тактики оказания психологической помощи.

      б) Этап психологического воздействия планируется на основе результатов психодиагностики и предполагает целенаправленное взаимодействие с военнослужащим по оказанию ему помощи в решении психологических проблем, поиске вариантов оптимального выхода из трудных ситуаций, обучению приемам психической саморегуляции.

      При этом психолог применяет специальные  формы и методы работы:

      психологическое консультирование;

      различные формы индивидуальной и групповой работы психолога.

      в) Этап психологического сопровождения включает:

      - регулярное наблюдение со стороны психолога за поведением и служебной деятельностью лиц, состоящих у него на учете;

      - проведение, при необходимости, дополнительных психологических консультаций;

      - инструктирование и обучение ближайшего социального окружения военнослужащего, (командиров, сослуживцев, членов семей, близких родственников и знакомых) правилам поведения с ним, способам и формам оказания психологической поддержки;

      - контроль за выполнением рекомендаций психолога.

      Психологическая помощь носит психопрофилактическую  или психокоррекционную направленность.

      Психологическая профилактика предполагает:

      - систематическую, согласованную работу психолога, других должностных лиц по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

      - создание и контроль благоприятных психологических условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждение психологической перегрузки личного состава;

      - формирование здорового социально-психологического климата в воинской части (на корабле);

      - оказание психологической поддержки военнослужащим, особенно молодым воинам в период адаптации к военной службе.

      Психологическая коррекция предполагает организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части.

      Психологическая часть планируется и осуществляется специальными методами психологом полка (корабля 1ранга).

      Педагогическая  часть осуществляется командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе на основании рекомендаций психолога полка (корабля 1ранга).

      Рекомендации  командирам, их заместителям по воспитательной работе должны быть конкретными и  понятными.

      Ответственность за обоснованность рекомендаций и их эффективность несет психолог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема

2.1 Задачи перевоспитания 

      Сложности процесса перевоспитания обусловлены  тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки воина, сформировать потребности в положительном поведении, практически отсутствуют ранняя педагогическая профилактика различных отклонений в поведении допризывной молодежи и информация об этом во время их воинской службы; степень сложности возрастает в зависимости от характера различных отклонений в поведении трудных военнослужащих и т.д.

      В ситуации перевоспитания офицеру имеет  дело с противоречивым внутренним миром  подчиненного, не поддающимся обычным воспитательным воздействиям. Многие воспитатели испытывают недостаток опыта и умения работать с трудными воинами. Надо сказать, что в психолого-педагогической литературе эта проблема освещается недостаточно и на практике она еще не изучена. Кроме того, у армейских воспитателей нет возможности изолировать трудных военнослужащих от остальных, на которых первые оказывают негативное влияние.

      Все это требует огромных затрат времени, сил, труда. В связи с этим офицер должен четко представлять сущность процесса перевоспитания, знать его психолого-педагогическую характеристику.

      Под перевоспитанием понимается целенаправленный и организованный процесс совместной специфической деятельности воспитателей и перевоспитуемых, направленный на выявление и искоренение у воинов негативных качеств и на этой основе формирование у них положительных качеств личности, стремления к самоисправлению.

      Такое понимание сущности перевоспитания дает возможность выделить его из системы воспитательных влияний  в армейских условиях, показать его особенности по сравнению с воспитанием и индивидуальной воспитательной работой. Необходимо отметить, что если недостатки в сознании и поведении военнослужащего еще не стойкие, они поддаются искоренению при помощи других процессов воспитательной работы. В этом случав перевоспитание выступает одной из функций процесса воспитания.

Информация о работе Психологическая работа подразделения