Автор: a*********@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.
Введение
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
1.2 Организация и содержание психологической работы
1.3 Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины
2 Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1 Задачи перевоспитания
2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания
Заключение
Список использованной литературы
- проводит занятия по обучению военнослужащих воинской части методам психической саморегуляции;
- обучает должностных лиц полка выявлению признаков боевых психических травм, методам психологической помощи военнослужащим;
- оценивает степень психологической устойчивости личного состава к воздействию психотравмирующих факторов;
- прогнозирует уровни профессиональной и психологической подготовленности военнослужащих после завершения учебных занятий;
- формирует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности специалистов и использует его в дальнейшем в системе психологической подготовки личного состава;
- вырабатывает рекомендации командирам по повышению эффективности боевой учебы.
е) Командиры подразделений, начальники служб и родов войск:
- планируют набор приемов, способов и средств моделирования факторов боевой обстановки для воздействия на каждого военнослужащего;
- прогнозируют динамику развития психических состояний личного состава, уровни психической напряженности, предусматривают меры пре-дупреждения возможных негативных психических реакций у военнослужащих;
- обеспечивают сочетание и постепенное возрастание физической нагрузки и необходимого уровня психического напряжения военнослужащих в процессе учебно-боевой деятельности и в ходе занятий;
- контролируют и регулируют психические состояния военнослужащих, обучают их простейшим приемам психической саморегуляции в ходе занятий;
- анализируют и оценивают уровни профессиональной подготовленности, физической выносливости и психической устойчивости личного состава;
- подводят итоги боевой подготовки за неделю (по окончании занятий).
ж) Начальник физической подготовки и спорта:
- формулирует методический замысел занятий по формированию высокой физической выносливости и психологической устойчивости военнослужащих к физическим нагрузкам;
- планирует применение приемов, способов и средств регулирования психических состояний военнослужащих в ходе занятий;
- анализирует и оценивает уровень психической напряженности воинов при преодолении смоделированных трудностей по профессиональной деятельности, а также их способность преодолевать физические и психические нагрузки.
Цели
и задачи психологической подготовки
военнослужащих достигаются путем
максимального приближения
Профессиональный
психологический отбор и
Мероприятия
профессионального
Порядок
организации и содержание мероприятий
профессионального
Психологическое просвещение позволяет приобщить офицерский состав, других военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооруженных Сил к психологическим знаниям.
Психологическое просвещение достигается:
- проведением занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки по психолого-педагогическим вопросам;
- оказанием консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки по психолого-педагогической проблематике;
- организацией циклов лекций, вечеров вопросов и ответов по актуальной психологической проблематике для различных категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;
- проведением консультаций для командиров (начальников), других категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала по интересующим их вопросам психологии;
- привлечением к пропаганде психолого-педагогических знаний наиболее подготовленных в вопросах психологии военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
При этом решаются задачи:
- разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;
- поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;
- психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;
- психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.
Психологическая помощь оказывается психологом во время приема военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Порядок приема психологом в воинской части (на корабле) определяется приказом командира (начальника), в котором устанавливаются дни, часы и место приема.
Психолог обязан вести журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью (Приложение № 8 к настоящему Руководству).
Деятельность психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).
а) Диагностический этап включает:
- выяснение сути обращения (заявленной проблемы) военнослужащего;
- всестороннее изучение личности военнослужащего, постановку первичного психологического диагноза;
- анализ полученных данных, окончательное формулирование психологической проблемы (диагноза), выработку стратегии и тактики оказания психологической помощи.
б) Этап психологического воздействия планируется на основе результатов психодиагностики и предполагает целенаправленное взаимодействие с военнослужащим по оказанию ему помощи в решении психологических проблем, поиске вариантов оптимального выхода из трудных ситуаций, обучению приемам психической саморегуляции.
При этом психолог применяет специальные формы и методы работы:
психологическое консультирование;
различные формы индивидуальной и групповой работы психолога.
в) Этап психологического сопровождения включает:
- регулярное наблюдение со стороны психолога за поведением и служебной деятельностью лиц, состоящих у него на учете;
- проведение, при необходимости, дополнительных психологических консультаций;
- инструктирование и обучение ближайшего социального окружения военнослужащего, (командиров, сослуживцев, членов семей, близких родственников и знакомых) правилам поведения с ним, способам и формам оказания психологической поддержки;
- контроль за выполнением рекомендаций психолога.
Психологическая помощь носит психопрофилактическую или психокоррекционную направленность.
Психологическая профилактика предполагает:
- систематическую, согласованную работу психолога, других должностных лиц по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;
- создание и контроль благоприятных психологических условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждение психологической перегрузки личного состава;
- формирование здорового социально-психологического климата в воинской части (на корабле);
- оказание психологической поддержки военнослужащим, особенно молодым воинам в период адаптации к военной службе.
Психологическая коррекция предполагает организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части.
Психологическая
часть планируется и
Педагогическая часть осуществляется командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе на основании рекомендаций психолога полка (корабля 1ранга).
Рекомендации командирам, их заместителям по воспитательной работе должны быть конкретными и понятными.
Ответственность
за обоснованность рекомендаций и их эффективность
несет психолог.
2. Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1
Задачи перевоспитания
Сложности процесса перевоспитания обусловлены тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки воина, сформировать потребности в положительном поведении, практически отсутствуют ранняя педагогическая профилактика различных отклонений в поведении допризывной молодежи и информация об этом во время их воинской службы; степень сложности возрастает в зависимости от характера различных отклонений в поведении трудных военнослужащих и т.д.
В ситуации перевоспитания офицеру имеет дело с противоречивым внутренним миром подчиненного, не поддающимся обычным воспитательным воздействиям. Многие воспитатели испытывают недостаток опыта и умения работать с трудными воинами. Надо сказать, что в психолого-педагогической литературе эта проблема освещается недостаточно и на практике она еще не изучена. Кроме того, у армейских воспитателей нет возможности изолировать трудных военнослужащих от остальных, на которых первые оказывают негативное влияние.
Все это требует огромных затрат времени, сил, труда. В связи с этим офицер должен четко представлять сущность процесса перевоспитания, знать его психолого-педагогическую характеристику.
Под перевоспитанием понимается целенаправленный и организованный процесс совместной специфической деятельности воспитателей и перевоспитуемых, направленный на выявление и искоренение у воинов негативных качеств и на этой основе формирование у них положительных качеств личности, стремления к самоисправлению.
Такое понимание сущности перевоспитания дает возможность выделить его из системы воспитательных влияний в армейских условиях, показать его особенности по сравнению с воспитанием и индивидуальной воспитательной работой. Необходимо отметить, что если недостатки в сознании и поведении военнослужащего еще не стойкие, они поддаются искоренению при помощи других процессов воспитательной работы. В этом случав перевоспитание выступает одной из функций процесса воспитания.