Портрет современного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

К важным профессиональным качествам руководителя необходимо отнести также умение вовремя принимать решения, доводить начатое дело до конца и следовать собственным указаниям. Кроме того, начальнику важно развивать в себе культуру общения с людьми - то есть быть вежливым и уметь объяснять неспециалистам сложные вопросы. И, конечно же, хороший руководитель не должен проявлять высокомерие к людям.

Содержание

Содержание

Введение

1.Личность руководителя.

2.Типы руководителя.

3. Имидж руководителя.

4. Авторитет руководителя.

5. Психологическая специфика труда руководителя.

6. Функции и роли руководителя.

7. Портрет современного руководителя.

8. Профессиональная этика руководителя.

9. Умение разбираться в людях.

10. Умение убеждать и организаторские способности.

11. Управленческий стиль руководителя.

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Портрет соврем руковод.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

  Процессуальную функцию руководителя иногда называют функцией принятия решений, но такая формулировка не точна, поскольку главное в деятельности руководителя не столько в том, чтобы принимать правильные решения, сколько в организации их безусловного выполнения. Более точно главный смысл деятельности руководителя схвачен в современной трактовке этой функции: руководитель решает проблемы во всех областях жизни и деятельности коллектива. Разница между выражениями "принимает решение" и ''решает проблемы" очевидна.   

 Содержание деятельности руководителя бесконечно многообразно, как бесконечно многообразна и многопланова жизнь коллектива Вопросы политики морали и культуры, семейных отношений и быта, воспитания детей и личных увлечений, отдыха и состояния здоровья, поведения и взаимоотношений в коллективе, социальной активности и многие другие сегодня невозможно отделить от сугубо производственной деятельности человека и исключить из сферы влияния руководителя - они тесно переплетены и взаимосвязаны Все эти и многие другие вопросы, иногда неожиданные, но вполне естественные в человеческих отношениях, в жизни любого коллектива, должны быть в сфере внимания руководителя, и решение их является его функцией   

  Главная же функция руководителя в плане содержания его деятельности -воспитательная Особенностью содержательных (смысловых) функций является то, что они ориентированы на перспективу, нацелены на причинное обуславливание будущего поведения и деятельности путем формирования относительно устойчивых психических образований как личности (убеждений, навыков, умений, свойств, привычек), так и коллектива (психологического климата, традиций, коллективного мнения), их конечная цель - изменение состояния сознания, сознательная регуляция поведения и деятельности   

 Управленческая деятельность руководителя, каждая ее функция носит системный характер, следовательно, состоит из элементов - частных функций, преследующих конкретные цели. В определенных условиях некоторые из частных функций могут приобрести социальный вес в управленческой деятельности, стать актуальными, а какие-то - утратить свое значение Например, специальной функцией руководителя коллектива является его деятельность по подбору соответствующих своему назначению кадров, расстановке людей с учетом их способностей и желания. Кроме того, на руководителя трудового коллектива возлагается еще одна обязанность, именуемая функцией полномочного представительства.   

 Классификация содержательных (смысловых) функций руководителя может осуществляться по различным основаниям, это могут быть функции служебные и неслужебные, общие и частные, производственные и социальные, объективные и субъективные, стратегические и сиюминутные, важнейшие, актуальные и второстепенные, определенные и неопределенные, однозначные и многозначные, благоприятные и неблагоприятные и т.п.   

 По существу любая обязанность руководителя, любая потребность в деятельности, в преодолении трудностей становится его функцией, если это прямо или косвенно затрагивает интересы коллектива. Более продуктивной является работа такого руководителя, в деятельности которого реализуется наибольшее количество различных функций, без разделения их на служебные и не служебные, формальные и не формальные, что свидетельствует о том, что руководитель своим влиянием охватывает широкий круг вопросов и проблем жизни и деятельности коллектива, глубоко и широко их знает, следовательно, может успешно управлять всеми внутриколлективными явлениями. Однако реальное выполнение каждым руководителем своих обязанностей в конкретной ситуации с учетом собственных способностей, индивидуальных особенностей людей и психологической атмосферы в коллективе будет различным, в этом случае руководитель будет играть социальную роль.   

  Социальная роль личности - соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, в коллективе. Повседневно выполняя основные управленческие функции -обучения, воспитания, сплочения коллектива и другие, руководитель, правильно оценив ситуацию в коллективе и учтя индивидуальные особенности людей, может выступать в различных ролях, например, педагога, политика, преподавателя, советчика, критика, наставника, режиссера, организатора, координатора, сценариста контролера, агитатора, товарища, психолога, дипломата, утешителя, защитника, исследователя, поверенного в тайнах, оратора, кадровика, дирижера, стратега, артиста, распорядителя, мыслителя, опекуна, полномочного представителя, следователя, психотерапевта, постановщика, рассказчика и т п   

 В том случае, когда руководитель недостаточно хорошо ориентируется в ситуации, не учитывает индивидуальных особенностей людей, не оценивает психологической атмосферы в коллективе, в результате чего не умеет найти нужную манеру поведения, нужный тон и стиль общения с людьми, выполняя свои функции, он может оказаться в роли неприглядной, например, проповедника, прокурора, бюрократа, надзирателя, диктатора, обманщика, зажимщика критики.   

 Безусловно, ни один руководитель не хочет специально играть роль затейника или надзирателя, но жизненные ситуации так непредсказуемы, что любой человек может оказаться и в комической и в трагической ситуации, однако роль шута или бюрократа закрепится лишь за тем, кто систематически, раз за разом будет не способен оценить сложившуюся ситуацию и выйти из нее этично и профессионально грамотно Следовательно, для успешного выполнения руководителем своих функций, ему кроме знания своих обязанностей необходимо умение их выполнять, сообразуясь с обстановкой он должен обладать такими качествами, как находчивость, сноровка, чувство юмора, такт, опыт, свое! о рода артистизм, способность ощущать ситуацию и понимать позиции всех действующих лиц в ней Только в таком случае роль руководителем будет сыграна правильно, принесет пользу делу и моральное удовлетворение ему самому   

 Главная функция руководителя в плане процессуальном -решение проблем во всех сферах жизни и деятельности коллектива Деятельность руководителя, независимо от конкретного ее содержания, это прежде всего мотивированная деятельность, направленная на разрешение проблем, поиск и нахождение решений, организацию и контроль выполнения трудящимися перед обществом и предприятием целей и задач.   

 Процедура решения проблемы или конкретной задачи состоит из трех последовательных этапов:    

 1) изучение состояния дел, определение проблемы и прогноз ее решения,   

 2) выработка и принятие решения, составление программы деятельности подчиненных,   

 3) организация коллективной деятельности на выполнение намеченной программы.   

 Решение проблем может протекать как в спокойной обстановке при достаточном количестве данных, планово, предусмотрительно, всесторонне обоснованно, так и в ситуации экстремальности, т е при дефиците времени, неполноте данных, отсутствии возможностей. В работе руководителя возникает проблемная ситуация В первом случае процедура решения проблемы будет развернутой, масштабной и каждый из этапов может иметь свою структуру, во втором - свернутой, краткой, когда все этапы как бы спрессовываются до конкретного исполнительного действия.   

  На первом этапе решения проблемы - этапе подготовки, руководитель изучает всю возможную и необходимую информацию о возникшей ситуации, черпает ее из всех возможных источников, анализирует с учетом местных условий и ограничений, в рамках которых проблема должна и будет разрешаться, и предполагает реальную возможность ее разрешения (наличие сил, средств, времени, способных людей, условий).   

 Этапу подготовки на практике и в литературе по управлению придавалось незаслуженно мало внимания Имевший широкое распространение директивный стиль руководства, отличающийся чрезмерной централизацией власти и жесткой регламентацией деятельности подчиненных, принизил значение подготовительного этапа В условиях, когда все до мелочей санкционировано сверху и руководитель ориентирован на указания старшего начальника, у него не возникает потребности изучать положение дел самостоятельно и он даже во внутренних делах занимает выжидательную позицию, считая, что дело ещё не "горит", проблема не обострилась и не заявила о себе конфликтом или другим затруднением. Как показывают специальные исследования, такого типа руководители не очень тяготеют к кропотливому труду по выработке долгосрочной стратегии. Многие больше склонны к активным действиям, а не анализу, быстро переходя от решения к решению, тек волевым действиям.    

 Внимательное, постоянное изучение условий труда, быта, отношений, настроений, успехов, неудач и других вопросов, связанных с жизнью и деятельностью коллектива, понимание тенденций развития всех внутриколлективных явлений позволит руководителю заблаговременно, еще по мало заметным признакам видеть назревание каких-то затруднений, изменений, событий, проблем, конфликтов и принимать решения профилактические, перспективные, предупреждающие неблагоприятное развитие событий.   

  Второй этап решения проблемы - это принятие собственно решения, его формулирование, определение стратегии и тактики действии руководителя, выработка общей программы деятельности коллектива, постановка конкретных задач каждому подчиненному.   

  Третий этап решения проблемы является главным: побуждение подчиненных к исполнению намеченной программы, организация коллективной деятельности и ее всестороннее, в первую очередь, психологическое обеспечение с целью повышения эффективности этой деятельности. Этот этап настолько сложен, насыщен операциями, такими, как планирование, организация и согласование коллективной деятельности, корректирование решения и контроль за его выполнением, мобилизация и стимулирование деятельности работников, что его иногда считают самостоятельной деятельностью, а перечисленные операции специфическими функциями руководителя. Будет неправомерно обособлять последнее практическое, исполнительское звено от звеньев предыдущих, интеллектуальных, менее заметных при анализе, но несущих основную смысловую нагрузку, так как это разрывает логическую связь элементов управленческого процесса.   

    

  Психологическая подготовленность руководителя.   

  Работа с людьми требует знания их психологических особенностей. Каждый человек в той или иной мере - психолог, так как он не может жить среди людей, не разбираясь в их внутреннем мире - чувствах и мыслях, настроениях и намерениях, не считаясь с ними, не умея общаться, строить деловые взаимоотношения. У одних это получается лучше, у других - хуже. Одни имеют тонкое чутье на человеческую душу, умеют видеть мельчайшие нюансы в настроении и поведении людей, другие глухи к этим интимным сторонам, плохо понимают людей, не умеют строить свои взаимоотношения с ними, оказываются неуживчивыми, конфликтными.   

 До недавнего времени обыденных психологических знаний и умений было достаточно для любого специалиста - инженера, экономиста, оператора, чтобы возглавить трудовой коллектив. В настоящее время житейских психологических наблюдений для руководителя уже недостаточно. Ему необходима подлинно научная психологическая подготовка.   

 В условиях научно-технического прогресса руководить людьми, управлять коллективом становится все сложнее вследствие целого ряда причин Усложнились хозяйственные связи современного производства. Руководителю в этих условиях нужно уметь убедить работников в целесообразности тех или иных управленческих решений, многих нововведений, сформировать у них положительное отношение к внутреннему принятию его замыслов. Для этого руководителю нужна не только профессиональная компетентность, но и определенная психологическая подготовленность, способность заинтересовывать, переубеждать, доказывать.   

 Изменился и духовный мир личности: всестороннее развитие получают способности, растут и развиваются потребности людей Все большее значение приобретают моральные стимулы труда, а это означает, что существенно изменились мотивы трудовой деятельности. У человека расширился круг интересов, выросли нравственные, политические, эстетические и другие духовные потребности, люди стали более чутки, требовательны в общении друг с другом.   

 Сегодня в работе руководителя особую значимость приобретают знание коллектива и умение им управлять. Подбор людей, формирование между ними правильных взаимоотношений, сплочение их в единый трудовой коллектив, способность предвидеть возможные разногласия и предупреждать их, мобилизация коллективных усилий на выполнение производственных заданий и другие задачи, которые сегодня становятся в центре внимания руководителя, требуют от него глубоких знаний психологии коллектива, развитых умений руководства. Организация эффективной коллективной деятельности - главнейшая функция руководителя, поэтому ему важно сосредоточить свое внимание на психологических закономерностях, обусловливающих успешную совместную деятельность людей.   

Информация о работе Портрет современного руководителя