Портрет современного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

К важным профессиональным качествам руководителя необходимо отнести также умение вовремя принимать решения, доводить начатое дело до конца и следовать собственным указаниям. Кроме того, начальнику важно развивать в себе культуру общения с людьми - то есть быть вежливым и уметь объяснять неспециалистам сложные вопросы. И, конечно же, хороший руководитель не должен проявлять высокомерие к людям.

Содержание

Содержание

Введение

1.Личность руководителя.

2.Типы руководителя.

3. Имидж руководителя.

4. Авторитет руководителя.

5. Психологическая специфика труда руководителя.

6. Функции и роли руководителя.

7. Портрет современного руководителя.

8. Профессиональная этика руководителя.

9. Умение разбираться в людях.

10. Умение убеждать и организаторские способности.

11. Управленческий стиль руководителя.

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Портрет соврем руковод.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

           Он учитывается особенность человеческого  сенсорного аппарата противиться  резким всплескам информации. Напротив, постепенное и непрерывное наращивание  усилий воздействия дает большой положительный эффект.

           - Принцип «двойного вызова».

           Он означает, что сообщение воспринимается  прежде всего не разумом человека, а его подсознанием. Следовательно,  воздействуя на человека, надо  делать ему «двойной вызов», т.е. обращаться к подсознанию и сознанию.

           Чтобы сыграть свою роль, имидж  должен привлечь к себе внимание  людей, направить их активность  в нужном направлении, а затем  осуществить управление поведением  человека.

           Таким образом, схема поэтапного  управления людей с помощью демонстрации имиджа выглядит так: привлечение внимания — пробуждение интереса — создание потребности — провоцирование действия.

           Так называемое правило «трех  двадцати» гласит: впечатление о  человеке складывается в первую  минуту встречи. В течение первых двадцати секунд оценивается, как мы выглядим, еще двадцати — манера говорить и наконец — умение общаться.

           Внешность недаром стоит на  первом месте («по одежке встречают…»). Умение хорошо выглядеть —  первый и очень важный шаг  к созданию привлекательного имиджа. Одежда должна быть удобной, респектабельный и соответствующей должности и обстановке.

       4. Авторитет руководителя.

       Авторитет руководителя представляет собой один из существенных аспектов проблемы авторитета личности в социальной организации. Поэтому мы начнем с характеристики авторитета личности вообще, а затем рассмотрим особенности, присущие авторитету руководителя

           Феномен авторитета личности  можно рассматривать с разных  сторон, но три из них представляются  наиболее важными - это его сущность, психологические механизмы, обусловливающие его влияние на других людей, и тот конечный эффект, к которому оно приводит.

           Сущность авторитета личности  определяется тем значением, какое  имеет тот или иной человек  для других людей как член коллектива и как участник социально значимой деятельности. Из этого следует, что важнейшим фактором авторитета личности выступает объективная ценность ее свойств, которая выявляется в ходе совместной деятельности с другими людьми. В этом плане все социально значимые свойства данного человека представляют собой атрибуты авторитета. Однако решающим моментом в каждой конкретной ситуации взаимодействия личности с другими людьми оказывается субъективная ценность ее свойств для этих людей, которая формируется под влиянием их перцептивных образов, ценностных установок, оценочных суждений. Это позволяет все социально значимые свойства личности считать основаниями авторитета.

           Авторитет - результат отражения  в сознании людей социальной  значимости, ценности, полезности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально значимой деятельности.

           Такое понимание сущности авторитета  личности позволяет объяснить  особенности его побудительного  воздействия на людей, осуществляемого посредством психологических механизмов внушения и подражания. В этом плане авторитет выступает как особое социально-психологическое свойство личности, обладающее выраженным побудительным эффектом. Любое свойство личности обладает большим или меньшим побудительным эффектом в меру того значения, какое оно имеет для нас.

           Авторитет представляет собой  некоторое интегративное свойство, которое формируется на базе  профессиональных, нравственных, интеллектуальных  свойств. Мощный побудительный эффект феномена авторитета объясняется суммацией значений этих свойств личности. Однако авторитет как социально-психологическое свойство, возникающее в совместной деятельности человека с другими людьми, может быть утрачен, если произойдет переоценка "базовых" свойств личности.

       Характерные формы проявления и существования  побудительного эффекта авторитета — внушение и подражание По мнению А Г Ковалева, внушение представляет собой способ влияния людей друг на друга, а подражание - способ отражения  этого влияния в процессе общения 

           При этом речь прежде всего  идет о так называемом непреднамеренном  или непроизвольном внушении, которое,  по мысли В М. Бехтерева,  может осуществляться незаметно  для воспринимающего его человека  И чем выше эта "незаметность" влияния авторитетного человека, чем более оно кажется нам само собой разумеющимся, тем больше авторитетность этой личности у нас

           Подражание представляет собой  форму отражения побудительного  эффекта авторитета личности. Наиболее  типичной формой подражания авторитетному человеку является так называемое непроизвольное подражание. Такое подражание почти не осознается, хотя это и не исключает контроля с нашей стороны за изменениями личностных особенностей авторитетного человека, их субъективной ценности для нас Но это вторичная форма подражания авторитетному человеку, которой предшествует так называемое произвольное подражание, когда мы вполне осознанно имитируем его поведение, следуем его поступкам, разделяем его взгляды и вкусы.  Следует кратко сказать о важной роли убеждения в проблеме авторитета личности. В отличие от внушения, этот психологический феномен не является формой проявления авторитета личности. Убеждение - средство укрепления и поддержания авторитета, реализуемое в речевой деятельности авторитетного человека.

           Под влиянием перечисленных психологических  механизмов наши мнения, взгляды,  установки, особенности поведения  рефлективно изменяются, приобретая  характеристики, присущие мнениям,  взглядам, установкам авторитетного  человека.

           Согласно концепции X. Келлмана, изменение наших установок может осуществляться в трех формах интернализации, идентификации и внешнего подчинения. Наиболее глубокое изменение их достигается в первом случае. Интернализация - изменение установок, когда мнение авторитетного человека включается в нашу ценностную структуру, становясь нашим личным мнением.

           В зависимости от характера  оснований авторитета личности  выявляются три его формы, моральный,  функциональный и формальный  авторитет. Основаниями первого  служат мировоззрение человека и его нравственные свойства. Эта форма является ядром авторитета личности, ибо она обусловливается системой общественных отношений и социально-политической структурой общества

           Функциональный авторитет формируется  на основе профессиональной компетентности человека, его разнообразных деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности. В совокупности с моральным авторитетом они образуют единый личный авторитет человека, который в известной мере противостоит той разновидности авторитета личности, которую можно назвать "формальным" авторитетом Основанием последнего, в сущности, является то социальное положение, которое человек занимает в общественной структуре Наиболее значительной разновидностью формального авторитета является должностной авторитет руководителя, характерным основанием которого выступают властные полномочия. Любая социальная организация не может эффективно функционировать, если авторитет личности в необходимой мере не формализован. Если организация построена так. что моральным и функциональным авторитетом обладают все ее члены и никто из них -формальным, то такая организация не сможет нормально функционировать -личные предпочтения ее членов будут препятствовать этому.

           Интересна роль формального авторитета  как формы фиксации личного авторитета на определенном социальном уровне; формальный и личный авторитеты могут дополнять, а могут и контрастировать друг с другом. Длительное и значительное расхождение этих форм авторитета может привести к потере авторитета формального, т.е. к изменению социального положения, занимаемого человеком. Иначе говоря, формальный авторитет руководителя постоянно должен подкрепляться его личным авторитетом.

           Интеграция всех трех форм  авторитета личности достигается  в рамках конкретных социальных ролей, исполняемых человеком, что приводит к образованию совокупного авторитета личности как субъекта социальной роли. Это и есть реально существующий авторитет личности, присущий каждому человеку как члену социальной организации. Формируется этот реальный феномен на базе не каких-то отдельных, пусть и очень важных, свойств, а на основе их совокупностей - "оценочных эталонов", в которые они объединяются под влиянием особых социально-психологических факторов. Эти эталоны актуализируются у каждого из нас при оценке другого человека и выполняют, по мысли А. А. Бодалева, роль своеобразных мерок. Основываясь на них, мы относим данного человека к какому-либо психологическому типу людей, представление о котором у нас сформировалось ранее.

           В коллективах, различающихся по характеру деятельности, формам общения и структуре ценностных ориентации, действуют разные по содержанию и факторам "оценочные эталоны". Так, в студенческих коллективах исследование выявило четыре эталона авторитетных и три эталона неавторитетных людей. Одни из них объединяются факторами "общее развитие личности" (информативность равна 25,8%) и "эффективность убеждающей коммуникации" (инф. = 20,1%). Они выступают в качестве определенных критериев отбора, на основе которых индивида признают "своим" и решают вопрос об уровне его авторитета в коллективе. Другие оценочные эталоны более специфичны и связаны с теми или иными особенностями личности и профессиональной деятельности оцениваемого человека.

           В первичном производственном  коллективе действуют иные оценочные эталоны авторитетных и неавторитетных людей. Факторный анализ, в частности, выявил, что свойства личности руководителя первичного производственного коллектива, наиболее тесно связанные с его авторитетом у рабочих, объединяются фактором "эффективность организаторской деятельности" (инф. = 30,2%). Это - основания морального и функционального авторитета руководителя,

           Среди оснований морального авторитета  наибольшим значением обладают  свойства, выражающие отношения  к людям: выдержанность, понимание нужд подчиненных, доброжелательность и др. Особенное значение эти свойства имеют в женских коллективах, в которых неавторитетность руководителя непо¬средственным образом связана с его негативными характерологическими качествами: раздражительностью, самомнением, резкостью в общении с людьми. Объединяются такие качества фактором "негативизм" (инф. = 10,1%).

           Все основания морального авторитета  руководителя оцениваются не  просто как черты характера  личности, а как особенности его  организаторской деятельности. Л. И. Уманским было показано, что так называемая "психологическая избирательность" является важнейшей специфической особенностью талантливых организаторов. Психологическая избирательность - свойство, которое состоите выделении конкретных людей из ряда других, в избирательной чуткости к их психологическим особенностям. Психологическая избирательность характеризуется устойчивостью межличностных отношений. Она дополняется группой свойств, характеризующих психологический такт руководителя Психологический такт - умение найти верный тон, нужную форму общения с человеком. Психологический такт является важнейшей предпосылкой авторитета руководителя, дающей возможность эффективной коммуникации с подчиненными.

           Специфика оснований функционального авторитета руководителя также определяется особенностями его организационной деятельности, поскольку важнейшей его функцией, как известно, является организаторская. Все функционально-психологические свойства руководителя, в том числе деловая компетентность, особенности отношения к профессиональной деятельности, как бы притягиваются к единому центру, обеспечивая в конечном счете эффективную организацию производственного процесса и слаженную работу членов коллектива. Вне этого "притяжения" они утрачивают качество оснований делового автори¬тета руководителя, становясь основаниями авторитета более или менее компетентного специалиста. Не случайно поэтому профессиональная компетентность руководителя воспринимается как нечто само собой разумеющееся, выполняя как бы роль фона, часто не замечаемого подчиненными, внимание которых сосредоточено на особенностях отношения руководителя к ним. Если же профессиональная подготовленность руководителя недостаточна, она становится объектом пристального внимания его подчиненных, ибо у них возникает вопрос - соответствует ли руководитель занимаемой должности.

           Поэтому руководитель первичного  производственного коллектива совершил  бы ошибку, если для завоевания  авторитета у своих подчиненных  он сосредоточил бы все свое  внимание на улучшении взаимоотношений с ними, пренебрегая совершенствованием деловых, организаторских качеств, деловой компетентности. Истина состоит в том, чтобы совершенствовать обе группы этих особенностей личности и деятельности руководителя. Только в этом случае он будет пользоваться у своих подчиненных реальным личным авторитетом.

Информация о работе Портрет современного руководителя