Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:39, курсовая работа
К важным профессиональным качествам руководителя необходимо отнести также умение вовремя принимать решения, доводить начатое дело до конца и следовать собственным указаниям. Кроме того, начальнику важно развивать в себе культуру общения с людьми - то есть быть вежливым и уметь объяснять неспециалистам сложные вопросы. И, конечно же, хороший руководитель не должен проявлять высокомерие к людям.
Содержание
Введение
1.Личность руководителя.
2.Типы руководителя.
3. Имидж руководителя.
4. Авторитет руководителя.
5. Психологическая специфика труда руководителя.
6. Функции и роли руководителя.
7. Портрет современного руководителя.
8. Профессиональная этика руководителя.
9. Умение разбираться в людях.
10. Умение убеждать и организаторские способности.
11. Управленческий стиль руководителя.
Заключение
Использованная литература
Портрет современного руководителя: управленческие характеристики.
Содержание
Введение
1.Личность руководителя.
2.Типы руководителя.
3. Имидж руководителя.
4. Авторитет руководителя.
5. Психологическая специфика труда руководителя.
6. Функции и роли руководителя.
7. Портрет современного руководителя.
8. Профессиональная этика руководителя.
9. Умение разбираться в людях.
10. Умение убеждать и организаторские способности.
11. Управленческий стиль руководителя.
Заключение
Использованная
литература
Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена.
К. Киллен
Введение
"По словам Конфуция, "реки сильнее гор тем, что они умеют течь вниз". Деловые качества современного руководителя этот афоризм китайского философа, на мой взгляд, отражает следующим образом. Человек, занимающий руководящую должность, во-первых, должен уметь ставить себя на место своих подчиненных и вникать, по возможности, в круг их обязанностей - хотя бы в общих чертах. Во-вторых, он обязан быть опытным профессионалом в избранной области, а для этого ему необходимо пройти все ступени служебной лестницы, начиная с самых низов. Только в этом случае руководитель сможет понимать проблемы вверенных ему людей, а также принимать иную точку зрения, в том числе и по профессиональным вопросам, так как эти умения важны для плодотворной деятельности коллектива в целом. Ведь, прежде всего, надо оставаться достойным человеком, вне зависимости от общественного статуса".
На мой взгляд, руководитель, прежде всего, должен быть хорошо образованным человеком. Причем желательно иметь два высших образования. Первое - профильное, а второе либо юридическое, либо психологическое. Знания правоведа необходимы руководителю, чтобы уметь работать с документами, а психолога - для того, чтобы научиться грамотно выстраивать межличностные отношения в коллективе.
К
важным профессиональным качествам
руководителя необходимо отнести также
умение вовремя принимать решения, доводить
начатое дело до конца и следовать собственным
указаниям. Кроме того, начальнику важно
развивать в себе культуру общения с людьми
- то есть быть вежливым и уметь объяснять
неспециалистам сложные вопросы. И, конечно
же, хороший руководитель не должен проявлять
высокомерие к людям.
1.Личность руководителя.
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы (группы) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.
В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности руководителя.
Коллекционный подход основан на представлении о том, что руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств (ПВК).
Так, А.И. Китов (1984) в структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества.
Ограничения анализируемого подхода заключаются в следующем:
– представления о личности руководителя как о наборе качеств, связанных с успешностью деятельности через весовые коэффициенты, не способствовало анализу ее динамических характеристик. Возможность развития личности лишь констатировалась, и предполагалось, что оно происходит как простое изменение отдельных качеств, изолированных свойств.
– абстрактности понимания качеств руководителя, их неувязка с теми или иными управленческими ситуациями;
– субъективизме выделения и понимания профессионально важных качеств; отсутствии разграничения общих качеств от специфических, присущих руководителю как личности.
Близким
по содержанию к указанному выше подходу
является конкурентный
подход. Он предполагает наличие у
руководителей особых, личностных свойств
или определенного уровня развития общих
свойств, отличающих их от других людей.
Поиск этих личностных свойств осуществляется
путем сравнения группы руководителей
и людей, не относящихся к этой категории,
успешных и неуспешных руководителей
различных должностных уровней. Наиболее
полно этот подход разработан в исследованиях
Э.С. Чугуновой (1986). В структуре личности
руководителя она выделяет административно-
В анализируемом подходе при анализе структуры качеств личности руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного.
В рамках вышеуказанных подходов авторы постулируют неизменность внешней среды и ограничения возможностей развития личности руководителя в деятельности, что подтверждается разработкой в рамках данных подходов идеальных, эталонных моделей личности руководителя, которые в основе своей являются статичными, негибкими, пренебрегающими компенсаторными возможностями руководителя. Как правило, модели "идеального руководителя" предполагают наличие энциклопедических знаний и выдающихся личностных качеств.
Парциальный подход сформирован в ходе практической деятельности психологов и предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде. Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений. При этом особое внимание уделяется исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач.
Инженерно-психологический подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.
Рефлексивно-ценностный подход (Ю.Д. Красовский, 1991) изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся "концептуальных моделей" деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.
Содержание управленческой концепции индивидуально, и ее элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности.
Представители анализируемого подхода считают, что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.
Многочисленные
исследования личности
Ситуационно – комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов развития личности руководителя А.В. Филиппов (1990) выделяет комплексное (оценка деятельности во всём объеме её функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание.
Анализ влияния отдельных факторов и условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности предполагает факторный подход. Исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организации, периодом её существования и размерами, типом организации. Существенное значение имеют такие переменные, как система коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения, система ценностей организации, используемая технология.
Следует
подчеркнуть, что Р.Л.
Вторую группу факторов составляют индивидуальные факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные. Выделяются факторы, имеющие первостепенное значение для развития. К ним относят: адаптационную мобильность, контактность, фактор интеграции социальных функций, ролей и лидерство, уровень подготовки и объем знаний.
Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций.
Опираясь на разработанную динамическую функциональную структуру личности руководителя (В.Ф.Рубахин, А.В. Филиппов), где основными подструктурами стали психофизиологическая (первичные познавательные процессы руководителя), психологическая (мотивационная, эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы, темперамент, характер, способности, интересы, знания, навыки и умения руководителя), социальная (нравственные качества руководителя), А.Л. Журавлев предложил выделить общую и специальную структуру личности. Если общей можно считать эту трехкомпонентную структуру, то специальной структурой личности руководителя являются следующие подструктуры: идейно-политические качества, профессиональная компетентность руководителя, организаторские и педагогические способности, морально-этические качества. Эти специфические компоненты структуры личности находят свое соответствие в структурно-функциональной организации деятельности руководителя производственного коллектива.
Сочетание указанных выше подструктур личности определяет типологию и личностное своеобразие руководителей ("руководитель-политический лидер", "руководитель-специалист", "руководитель-организатор", "руководитель-наставник").