Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:39, курсовая работа
К важным профессиональным качествам руководителя необходимо отнести также умение вовремя принимать решения, доводить начатое дело до конца и следовать собственным указаниям. Кроме того, начальнику важно развивать в себе культуру общения с людьми - то есть быть вежливым и уметь объяснять неспециалистам сложные вопросы. И, конечно же, хороший руководитель не должен проявлять высокомерие к людям.
Содержание
Введение
1.Личность руководителя.
2.Типы руководителя.
3. Имидж руководителя.
4. Авторитет руководителя.
5. Психологическая специфика труда руководителя.
6. Функции и роли руководителя.
7. Портрет современного руководителя.
8. Профессиональная этика руководителя.
9. Умение разбираться в людях.
10. Умение убеждать и организаторские способности.
11. Управленческий стиль руководителя.
Заключение
Использованная литература
Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений.
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Как правильно отмечает Аджирис: ''…эффективные руководители — это те, кто может вести себя по-разному — в зависимости от требований реальности''.
Использованная
литература
1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех . - М.: Знание, 1994. - 173 с.
2. Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент . - М.: Россмен,
1995. - 491 с.
3. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... – М., 1996. - С. 169.
4. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275 с.
5. Столяренко Н. Умение
руководить. // Эксперт – Урал. 2003. №6. с.
16 – 22.
Культура современного руководителя
Н.В. Сорокина, зам. директора МУК "Централизованная библиотечная система", г. Тамбов
Качество и результаты работы учреждений культуры во многом зависят от уровня управления, таланта и мудрости лиц, наделенных властными полномочиями. Компетентность и личностные свойства руководителей помогают найти наиболее достойный и наименее болезненный выход из многих тупиковых ситуаций, позволяют не только сохранить, но и упрочить репутацию учреждения.
Понятие "культура руководителя" объединяет в себе: я нравственную культуру;
■ управленческую компетентность;
■ культуру организации труда;
■ культуру внешнего облика.
Отсутствие и даже просто недостаточная развитость хотя бы одной из составляющих нарушает целостность облика руководителя. И только навыки, доведенные до автоматизма, могут обеспечить эффективность деятельности и решение задач, стоящих перед вверенным ему учреждением.
Нравственная культура
Это самая весомая составляющая понятия. Сложно переоценить вред, который способен нанести своей организации руководитель с низким уровнем самоцензуры. Именно поэтому нравственную культуру следует поставить на первое место. Она формируется из следующих компонентов:
■ культура поведения;
■ культура общения;
■ культура речи;
■ культура чувств;
■ культура мышления.
Культура поведения руководителя в первую очередь означает выбор правильной линии поведения в любой, даже непредвиденной и нестандартной ситуации. На основе американских и японских исследований в области менеджмента был сконструирован образ идеального руководителя. Вот его характеристики: твердый, но одновременно гибкий; серьезный, но с чувством юмора; дружелюбный, но умеет держать дистанцию; преданный своему делу, но не теряет головы при успехах и поражениях; мечтательный, но с сильно развитой волей; готовый идти на риск, но основательно все просчитывающий. Современный руководитель должен уметь правильно ориентироваться в плохо поддающейся прогнозированию социоэкономической обстановке, находить оптимальные варианты поведения в отношении персонала и посетителей учреждения, а также во взаимоотношениях с внешней средой.
В основе культуры поведения лежат природные и благоприобретенные моральные и волевые качества человека: вежливость, уважение к людям, такт, деликатность, сочувствие, чуткость, обязательность, а также выдержка, самообладание, смелость. В этот перечень можно включить и новое для многих понятие риск-тейкерство. Это оправданная, творческая, основанная на трезвом расчете и интуиции инициатива. В случаях, когда для принятия окончательного решения не хватает 10-15% информации, умелый руководитель способен взять на себя ответственность и пойти на риск, при этом, будучи уверенным, что успех обеспечен, ибо промедление нередко "смерти подобно". Риск не обязательно должен быть связан с вложением денег, инвестициями. Так, при кардинальном изменении целей и форм деятельности существует риск ухудшить свою репутацию, а доброе имя учреждения - весомый капитал, т. к. авторитет организации напрямую способствует ее финансовому благополучию.
Культура общения. Оценки исследователей показывают, что до 80% рабочего времени человека, занимающего пост, расходуется на различные виды общения. В зависимости от того, с кем общается руководитель или менеджер, общение классифицируют по следующим уровням:
■ горизонтальное (между сотрудниками одного уровня);
■ вертикальное (вверх и вниз по иерархическим уровням).
Основные правила общения: внимательно слушать говорящего, давать ему выговориться, пользоваться экспрессивными языковыми и неязыковыми средствами, чаще называть собеседника по имени.
Общение, как известно, начинается с приветствия.
Деловая сфера вносит свои поправки в общие правила вежливости: здесь пол и возраст как критерии того, кто кого должен приветствовать первым, отступают на второй план, а на первый план выступает должность.
Например, секретарь-женщина первой приветствует своего руководителя-мужчину, а нижестоящий по должности сотрудник - вышестоящего. Приветствуя женщину или старшего по должности или возрасту, мужчина обычно встает - это предписывает светский этикет. Деловой этикет и тут вносит свои поправки: женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника - если входящий значительно выше по должности. То есть в данном случае неважно, кто приветствует - мужчина или женщина, - и неважно, кого приветствует - мужчину или женщину, важна должностная иерархия.
При
приветствии лучше всего
Что касается представления, то здесь в основе делового этикета лежат правила этикета светского. Согласно деловому этикету, представить кого-либо - значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Представляющий должен быть знаком с обеими сторонами, поскольку он выступает гарантом достоверности данных и порядочности представляемых друг другу людей.
Данная процедура предполагает соблюдение следующей последовательности: мужчину представляют женщине; младшего по возрасту - старшему; имеющего более низкий должностной статус - тому, кто выше по должности. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно, чтобы не было необходимости переспрашивать. Знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, представляющий может воспользоваться формулировкой: "Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги", не акцентируя внимание на том, кто кому представлен.
Культура делового общения по телефону давно стала частью этикета. Приведем некоторые практические рекомендации.
■ если вы говорите по телефону, а в это время звонит другой аппарат, следует извиниться перед тем, с кем разговариваете в настоящий момент, спросить, может ли звонящий подождать, и, получив согласие на ожидание, взять другую трубку. В случае, если человек на ожидание не согласен, надо попросить его позвонить позже, обязательно согласовав время;
■ если у вас нет времени продолжать слишком затянувшийся разговор, следует извиниться и предложить перенести беседу;
■ следует чаще употреблять глаголы в сослагательном наклонении, т. к. это смягчает общий тон разговора: "Могу ли я быть чем-либо полезен?", "Не могли бы вы перезвонить завтра в первой половине дня?" и т. п.;
■ в телефонном разговоре необходимо лимитировать продолжительность своих реплик и периодически делать паузы, чтобы дать возможность высказаться собеседнику;
■ не стоит допускать избыточности телефонного общения, в результате которого может возникнуть психологическая усталость и напряжение с обеих сторон, которые могут повредить деловым контактам.
При телефонном общении нет возможности видеть лицо собеседника, поэтому вся нагрузка по передаче эмоций ложится на голос - его громкость, тембр, скорость речи, тон, интонацию. Телефон усиливает недостатки речи, поэтому не стоит говорить слишком быстро или медленно; необходимо умерять громкость голоса; надо говорить прямо в трубку; более четко произносить слова, чем при визуальном контакте; стараться не злоупотреблять слишком высокими или низкими частотами звука, поскольку и те и другие раздражают собеседника. Числительные, фамилии, названия городов следует произносить медленно и четко. Следует стараться говорить ровно, доброжелательно. Для передачи этой доброжелательности некоторые зарубежные психологи рекомендуют "улыбаться глазами". Именно тогда голос приобретает положительную, доброжелательную эмоциональную окраску.
Чтобы телефонная беседа была результативной, к разговору надо готовиться. Существуют рекомендации для тех, кто является инициатором разговора:
■ важно обдуманно выбрать день и время звонка;
■ первая фраза должна сразу заинтересовать собеседника, расположить его к дальнейшему обсуждению и даже в некоторой мере настроить на определенное решение;
■ планируя телефонный разговор, следует четко представлять его цель, возможные пути развития и результаты;
■ необходимо подготовить сведения, которые могут понадобиться в процессе разговора: цифры, адреса, номера телефонов и т. п.;
■ целесообразно подготовить перечень вопросов, которые необходимо обсудить, и определить их последовательность, т. е. логику развития разговора;
■ следует заранее найти доводы в пользу предлагаемого решения, постараться предугадать аргументы собеседника и подготовить свои доводы.
Еще один вид делового общения - деловые переговоры. Как и любой вид управленческой деятельности, они требуют тщательного планирования. Их проведение можно условно разделить на три стадии: подготовительную, переговорную и заключительную.
Подготовительная стадия деловых переговоров включает согласование сроков, программ, фамилий участников. Обычно принимающая сторона берет на себя заботы, связанные с размещением гостей, предварительно разрабатывает программу досуга для партнеров, приехавших из других городов. Сторона, приезжающая на переговоры, за день или два до приезда извещает о точном времени приезда и сообщает необходимые сведения о транспорте и месте его пребывания, чтобы приезжающих могли встретить.
Принимающей стороне необходимо организовать встречу партнеров, проводить их в приемную или иную комнату, дать возможность поправить прическу, предложить чашку чая или кофе. Помещение, в котором состоятся переговоры, должно быть чистым, проветренным. На столе желательно поставить бутылки с минеральной водой, стаканы.
Право открытия переговоров и право задавать вопросы первым принадлежит принимающей стороне. В ходе беседы, с одной стороны, нужно избегать прямых вопросов, требующих ответов "да" и "нет". С другой стороны, следует формулировать свои вопросы четко, не заставляя партнера догадываться, чего от него добиваются. Нельзя открыто подталкивать партнера к принятию благоприятного только для вас решения, но когда расхождения преодолены, не следует затягивать с фиксацией договоренности, чтобы не оставлять собеседнику возможности для новых раздумий и колебаний. Может показаться парадоксальным, но успех переговоров часто зависит от умения слушать собеседника. Ничто так не льстит человеку, как внимание к его словам, однако это внимание должно быть искренним.