Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск

Автор: Гоша Ваюсов, 11 Июня 2010 в 00:36, лекция

Описание работы

По подсчетам военных специалистов, только после 1945 г. на нашей планете приходилось на каждый год в среднем по пять войн и военных конфликтов. В этих условиях поддержание высокой боевой готовности Вооруженных сил России к отпору любой внешней агрессии, включая вооруженные вылазки международного терроризма, остается приоритетной задачей военной политики государства, в которой особое внимание уделяется роли морально-психологического фактора в современной войне.

Содержание

При рассмотрении 1-ого вопроса основное внимание обучаемых сосредоточить на раскрытии структуры морально-психологического фактора и причинах возрастания его роли в современных условиях. Раскрыть механизм влияния морального фактора на деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества.
При рассмотрении 2-ого вопроса раскрыть систему поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, особенности процесса формирования и поддержания морально-психологического состояния. Указать, какие требования учитываются командирами, штабами, органами воспитательной работы в процессе формирования морально- психологического состояния.
При рассмотрении 3-ого вопроса раскрыть содержание основных видов морально-психологического обеспечения.
Подводя итоги занятия напомнить тему и цели занятия и дать занятия на самостоятельную подготовку. Ответить на поставленные вопросы.

Работа содержит 1 файл

МПО-1.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

      В круг актуальных проблем защиты войск (сил) от информационно- психологического воздействия противника входят противодействие  распространению и восприятию личным составом подрывной информации; воспитание у личного состава бдительности, невосприимчивости к враждебной идеологии; защита систем связи, коммуникаций и управления; перекрытие каналов  проникновения противника в информационные сети, ресурсы и духовно- психологическую  сферу своих подразделений и  частей; разоблачение и разъяснение  воинам коварных замыслов агрессоров, целей и задач, способов и приемов  ведения им информационно-психологической  борьбы; пресечение

ложных  слухов, панических настроений и профилактика различных фобий среди личного  состава частей и подразделений, участвующих в боевых действиях.

      Руководит мероприятиями по защите войск (сил) от информационно- психологического воздействия  противника командир воинской части (корабля). Он координирует эти мероприятия  с деятельностью органов разведки, РЭБ, спецподразделений, пресс-центров  и пресс-служб. Непосредственно отвечает за состояние данного вида морально-психологического обеспечения и организует работу по его функционированию заместитель  командира по воспитательной работе. В обязанности должностных лиц  органов воспитательной работы воинской части так же входят соответствующие  функции по защите войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника. Так, психолог части обязан проводить мероприятия  по противодействию негативному  психологическому воздействию на военнослужащих и вырабатывать предложения командирам по повышению их психологической  устойчивости. Офицер по общественно-государственной  подготовке и информированию воинской части участвует в организации  и проведении мероприятий по защите войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия.

      Основными принципами защиты войск (сил) от информационно- психологического воздействия противника являются тесная связь с целями и задачами морально-психологического обеспечения; активность и оперативность мероприятий по противодействию противнику; упреждение (превентивность) действий противника; системность организации; плановость и непрерывность проведения мероприятий; дезинформация противника; взаимодействие со специальными подразделениями и др.

 

      Прогнозирование и анализ информационно-психологического воздействия противника направлены на изучение особенностей и тенденций развития информационной и морально-психологической обстановки на ТВД; наличных сил и средств, способов и приемов, возможных рубежей и районов ведения противником психологических операций; степени уязвимости и устойчивости личного состава в условиях применения противником информационно-

психологического  оружия; возможных объектов и каналов  потенциального негативного воздействия  на войска (силы); слабых мест пропагандистский акций противника; прогнозирование  возможного уровня деморализации и  психогенных потерь личного состава  от информационно-пропагандистского  и психологического воздействия  противника.

      Кроме того, анализируются районы дислокации и рубежи сосредоточения сил и  средств ведения информационно-психологической  борьбы противника, активность и направленность враждебных информационных потоков  и коммуникаций, особенности содержания и проведения противником информационно-пропагандистских операций.

      Предупреждение информационно-психологического воздействия противника включает своевременное определение начала информационно- психологических акций и операций противника; непрерывное и психологически целесообразное политическое и боевое информирование личного состава; разъяснение ему истинных целей и задач ведения противником подрывных действий. Кроме того, предупреждение информационно-психологического воздействия противника предполагает перекрытие или установление полного контроля над каналами пропагандистского и психологического воздействия противника; организацию работы подразделений по сбору и уничтожению пропагандистских материалов противника; выявление психически неустойчивых или поддавшихся враждебному влиянию военнослужащих и профилактическая работа с ними. Особое место среди предупредительных мероприятий занимают ознакомление военнослужащих с изощренными приемами и методами, используемыми противником в целях подавления индивидуального и группового сознания войск (сил); разведка, подавление и уничтожение сил и средств психологических операций противника; оценка степени уязвимости своих войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника; воспитание у личного состава верности Отчизне и воинскому долгу, убеждений в справедливости нашей борьбы, уверенности в силу и мощь нашего оружия, воспитание ненависти к врагу и веры в победу; наращивание материально- технической базы информационно-психологического воздействия на свои войска и население; дезинформацию врага о наших силах и планах боевых действий;

      Срыв информационно-психологического воздействия противника достигается своевременной разведкой, подавлением или уничтожением сил и средств ведения противником информационно-психологической борьбы; постоянным информированием личного состава о применении противником сил и средств информационно-психологической борьбы и способах противодействия им; информационное взаимодействие войск (сил) с подразделениями психологической борьбы, органами разведки, РЭБ, связи и т.д.

      Предметом особой заботы командиров и органов  воспитательной работы в боевых условиях должно стать предотвращение распространения  среди военнослужащих враждебных листовок, антигосударственных и антиармейских  материалов, другой враждебной информации. Для решения такого рода задач  в подразделениях могут создаваться  нештатные группы информационного  актива для сбора и уничтожения  листовок, радиоприемников с фиксированными частотами, обезвреживание радиопередатчиков, осуществления контроля за трафиком в электронных сетях, реализации дополнительных мер по обеспечению информационной безопасности войск (сил).

      Ликвидация  последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает принятие решительных мер по выявлению и изоляции военнослужащих или подразделений, подвергшихся деморализации и оказанию им психологической помощи; пресечению панических настроений, враждебных слухов, профилактике фобий. Важным аспектом в ликвидации последствий информационно-психологического воздействия противника следует считать выявление и устранение причин, вызвавших психогенные потери или пораженческие настроения среди личного состава; проведение комплекса мер по противодействию силам и средствам информационно-пропагандистского воздействия противника. Особое внимание необходимо обращать на анализ и ликвидацию слабых мест (уязвимостей) в системе защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника; возмещение потерь и наращивание сил и средств информационно-воспитательной работы среди личного состава подразделений и частей, ведущих боевые действия.

      Основными формами защиты войск (сил) от информационно- психологического воздействия противника выступают как отдельные информационно-пропагандистские и психологические акции, оперативно- профилактические мероприятия, так и специальные операции по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию противника.

      Защита  войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника осуществляется с помощью таких методов как приказ, маскировка, разоблачение, инструктажи, пропаганда, контрпропаганда, агитация, дезинформация, методы индивидуально-воспитательной работы, личный пример, методы психологической помощи и др.

      Анализ  боевых действий показывает, что эффективность защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника зависит от учета особенностей психологических операций противника и закономерностей восприятия людьми информации; реального состояния морально- психологического состояния войск (сил) и складывающейся в районе боевых действий обстановке; непрерывности и системного характера проводимых защитных мероприятий; оснащенности войск (сил) современными техническими средствами воспитания.

      6. Обеспечение войск  (сил) техническими  средствами воспитания.

      Особая  роль и эффективность современных  технических средств в системе морально-психологического обеспечения боевых действий войск (сил) предопределили появление такого нового его вида как обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания. Оно представляет собой систему работы командиров, органов воспитательной работы и довольствующих органов по обеспечению войск (сил) техническими средствами воспитания в соответствии с табелями технических средств воспитания к штатам частей и подразделений.

      Организация и планирование обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания осуществляется начальником довольствующего органа по заявкам с частей и подразделений, где они используются и обслуживаются в интересах качественного решения задач морально-психологического обеспечения боевых действий войск (сил).

      Основными целями обеспечения войск техническими средствами воспитания являются накопление до установленных норм запасов технических средств, поддержание их в технической исправности и своевременная подготовка к применению и доставка в воинские части (на корабли) и подразделения.

      В боевой обстановке основными задачами обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания являются укомплектование частей (кораблей) и подразделений техническими средствами воспитания текущего довольствия; накопление мобилизационных ресурсов технических средств воспитания; четкое управление процессами обеспечения ими войск (сил); обеспечение безотказной эксплуатации технических средств воспитания в боевых условиях; эвакуация, ремонт и восполнение потерь и некомплекта технических средств воспитания, а так же обучение специалистов приемам и способам применения их для решения боевых задач.

      В состав технических средств воспитания входят электронные и печатные средства массовой информации (телерадиостудии, типографии), звуковещательные станции; техническое имущество по организации культурно- досуговой работы (походные автоклубы, кинопередвижки, теле-, радио- и киновидеоаппаратура, фототехника, музыкальные инструменты, настольные игры и др.). В соответствии с руководящими документами технические средства воспитания делятся на следующие категории:

  1. штатные (мобильные комплексы приема и передачи информации, звуковещательные станции, походные автоклубы, типографии, автокинопередвижки, передвижные телевизионные комплексы, походные ремонтные мастерские и др.);
  2. табельные (стационарная и передвижная кинопроекционная аппаратура, телевизионные передающие комплексы, видеотелевизионная аппаратура, радиоузлы, усилительные устройства, радиоприемники, телевизоры, звукозаписывающая аппаратура, копировально-множительная техника, музыкальные инструменты, светотехническое оборудование и т.д.);
  3. нетабелъные (средства статической проекции, библиотечный книжный фонд, наглядные пособия, карты мира, видео- и аудиокассеты, диафильмы, слайды и т.д.);
  4. расходные материалы (фотоматериалы, оформительские материалы, бумага, картон, карандаши, тетради, бланки боевых листков, молний, грамоты);
  5. эксплуатационные материалы (микросхемы, кинолампы, кинескопы, запчасти для полиграфического оборудования, элементы питания, копировально-множительные материалы и т.д.).

      Управление  обеспечением войск (сил) техническими средствами воспитания осуществляет заместитель командира соединения (части) по воспитательной работе. На основе решений (указаний) командира и распоряжений заместителя командира по воспитательной работе организуется работа по обеспечению подразделений и частей (кораблей) техническими средствами воспитания. Боевой опыт в Афганистане и Чечне показывает, что укомплектованность ими должна быть, как правило, на 50 % выше, чем в мирное время. Такой задел обеспечивает оперативное восполнение боевых потерь и поломок технических средств воспитания в подразделениях и частях, действующих на направлении главного удара.

 

      Эффективность обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания достигается постоянной и мобилизационной готовностью органов снабжения; четким планированием и высокой организацией обеспечения войск (сил) в соответствии с планами и задачами боевых действий; сосредоточением усилий обеспечения на главных направлениях боевых действий войск (сил); согласованным применением сил и средств обеспечения; маневром техническими средствами воспитания; постоянным наличием резерва техническими средствами воспитания и умелым их использованием; высоким профессионализмом обслуживающего персонала; поддержанием высокой живучести системы снабжения техническими средствами воспитания и т.д.

      Для повышения эффективности морально-психологического обеспечения боевых действий войск (сил) могут привлекаться возможности  региональной и местной полиграфической  базы, печатные и радиоэлектронные средства массовой информации, технические  средства культурно-досуговых учреждений, современные телекоммуникационные средства, включая компьютерную технику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, морально-психологическое  обеспечение боевых действий войск (сил) представляет собой сложную систему, объединяющую в качестве основных видов информационно-воспитательную работу, психологическую работу, военно-социальную работу, культурно-досуговую работу, защиту войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника и обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания. От умелой организации и скоординированного проведения каждого из видов морально-психологического обеспечения зависит эффективность ее системы в целом. 
 

Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск