Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск

Автор: Гоша Ваюсов, 11 Июня 2010 в 00:36, лекция

Описание работы

По подсчетам военных специалистов, только после 1945 г. на нашей планете приходилось на каждый год в среднем по пять войн и военных конфликтов. В этих условиях поддержание высокой боевой готовности Вооруженных сил России к отпору любой внешней агрессии, включая вооруженные вылазки международного терроризма, остается приоритетной задачей военной политики государства, в которой особое внимание уделяется роли морально-психологического фактора в современной войне.

Содержание

При рассмотрении 1-ого вопроса основное внимание обучаемых сосредоточить на раскрытии структуры морально-психологического фактора и причинах возрастания его роли в современных условиях. Раскрыть механизм влияния морального фактора на деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества.
При рассмотрении 2-ого вопроса раскрыть систему поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, особенности процесса формирования и поддержания морально-психологического состояния. Указать, какие требования учитываются командирами, штабами, органами воспитательной работы в процессе формирования морально- психологического состояния.
При рассмотрении 3-ого вопроса раскрыть содержание основных видов морально-психологического обеспечения.
Подводя итоги занятия напомнить тему и цели занятия и дать занятия на самостоятельную подготовку. Ответить на поставленные вопросы.

Работа содержит 1 файл

МПО-1.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

 

   Моральный фактор в современной войне представляет собой совокупность духовных качеств народа и армии, проявляющихся как нравственная сила в вооруженной борьбе с врагом. Моральный дух войск (сил) формируется и закаляется в процессе совершенствования боевого мастерства, выполнения боевых задач, укрепления правопорядка, воинской дисциплины и организованности, воспитания в духе любви к Родине, своему народу и ненависти к врагу, овладения новой боевой техникой и оружием.

      Важнейшая задача морально-психологического обеспечения  в начальный период войны - перевод  сознания воинов с мирного на военный  лад. Она будет решаться путем  мобилизации духовных сил народа и армии на разгром врага и непрерывным поддержанием у личного состава твердой веры в победу, достижением морально-психологического превосходства над противником.

      В современных условиях сохраняет  свою актуальность опыт Великой Отечественной  войны, который учит, что основными  направлениями формирования высоких морально-психологических качеств у личного состава являются разъяснение воинам справедливого, освободительного характера войны и ее благородных целей; убеждение их в неизбежности нашей победы, воспитание в духе патриотизма и жгучей ненависти к врагам. Кроме того, особое значение приобретает пропаганда героических подвигов на фронте и боевых традиций, формирование у личного состава высокой боевой активности, наступательного духа, неуклонной воли к победе. Не менее важной является постоянная забота об укреплении воинской дисциплины среди всего личного состава, своевременное поощрение и представление к правительственным наградам отличившихся в боях воинов. При этом центральное место в агитации и пропаганде отводится раскрытию нравственных истоков, побуждений и мотивов подвигов.

      Психологический фактор в современной войне есть реализация в условиях военного времени всей совокупности психологических возможностей народа и Вооруженных Сил, включая потенциал психологической науки, с целью обеспечения победы минимальной ценой.

      Боевая  деятельность представляет собой активность войск (сил) при достижении целей  вооруженной борьбы. Она отличается целенаправленным взаимодействием  между воинами и боевой обстановкой, коллективным характером применения оружия и боевой техники, стихией смертельной  опасности, поражением живой силы и  систем вооружения противника, ситуациями неопределенности и противоречивости. Каждый вид и род войск Вооруженных  Сил отличается спецификой боевых действий и присущими им психологическими особенностями, вытекающими из характера  той природной среды, в которой  они ведутся, свойств и способов применения оружия.

      Боевая  деятельность характеризуется бескомпромиссностью  целей и задач, вооруженными средствами их достижения, экстремальными условиями, опасными для жизни и здоровья, неимоверными трудностями, тяготами и  лишениями. Она имеет свои моральные  нормы и ценности, психологические  закономерности и определенную структуру, которая включает в себя, с одной  стороны, убеждения, чувство долга, веру и волю к победе, а с другой стороны - цели, мотивы и способы, обусловленные  характером боевой обстановки. На психологическое  содержание и структуру боевой деятельности оказывают влияние сложность  боевых задач, связанных с опасностью для жизни, уничтожением материальных ценностей, значительными потерями в людях и технике.

      Современная война предъявляет особые требования к психике воина, к характеру  его поведения, его эмоционально-волевой  устойчивости, к свойствам личности. Применение ракетно-ядерного оружия, наряду с другими видами ОМП, будет оказывать  большое психотравмирующее воздействие  на психику военнослужащих, находящихся  в боевых порядках, и вызывать сильные  психические потрясения.

      Военная доктрина России в критических для  государства ситуациях допускает  применение ракетно-ядерного оружия, которое  обладает необычайно сильной, опасной  и непривычной для личного  состава ударной волной,

проникающей радиацией, световым излучением и радиоактивным  заражением местности.

      При ядерном взрыве ударная волна  может нарушить нормальное функционирование нервной системы человека, способного потерять самоконтроль, стать безучастным  или наоборот - раздражительным и  легко внушаемым.

      Световое  излучение может вызвать временную  слепоту от ядерной вспышки, ожоги  на незащищенных участках кожи, чувство  страха и даже панические настроения у личного состава. Проникающая  радиация вызывает физиологические  изменения в организме, вследствие чего развиваются недомогание, чувство  тревоги, страха, головокружение, сонливость, шум в ушах и т.д. Радиоактивное  заражение местности, оружия и обмундирования оказывает сильное психологическое  воздействие в силу своей «невидимости», не осязаемости. Личный состав может  быть либо слишком беспечным и  получить высокую дозу облучения, либо чрезмерно напуганным и парализованным неадекватной оценкой степени опасности  радиационного заражения.

      Формирование  у воинов системы навыков и  умений противостоять влиянию факторов ядерного взрыва, эффективного использования  в условиях боя оружия, боевой техники  и средств защиты требует от воинов высоких морально- психологических  качеств, боевого мастерства, высокой  готовности и устойчивости психики, прочных знаний, навыков и умений.

      В современном бою солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы) и офицеры должны проявлять исключительное самообладание и хладнокровие, сохранять  способность правильно мыслить, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке, производить быстро и  безошибочно расчеты, решать сложные  задачи. Нагрузка на психику и интеллект  воина, его эмоционально-волевую  сферу будет очень большой. Предельная ограниченность времени для маневра  войсками (силами), открытия огня, точность в работе с электронной техникой требуют больших умственных и  волевых усилий.

      Духовный  облик военнослужащих формируется  под влиянием целенаправленно проводимой в войсках (силах) воспитательной работы и морально-психологического обеспечения. Воздействуя на все сферы психики, в том числе и чувства военнослужащих, они оказывают решающее воздействие  на поведение и воинскую деятельность личного состава. Такие компоненты духовного мира личности военнослужащего, как мировоззрение, социальные установки, вера, убеждения, мотивы, имеют сложную  психологическую основу. С помощью  целенаправленной воспитательной работы можно формировать духовный мир, систему нравственных ценностей  военнослужащих и влиять на их активность в деле защиты Отечества.

      В современных условиях ряд объективных  тенденций развития военного дела обусловливают  возрастание роли морально-психологического фактора в

современной войне.

      Во-первых, практика боевых действий показывает, что, чем выше интенсивность морально-психологического обеспечения, тем меньше цена победы в бою, сражении или войне, т.е. потери личного состава, материально-технических и природных ресурсов. Кроме того, общемировой опыт в развитии средств и методов ведения войны свидетельствует о том, что последствия интенсивно

проводимой  информационно-психологической борьбы с противником могут быть настолько  эффективными, что ведение разрушительных и экологически опасных боевых действий во многих случаях становится бессмысленным.

     Во-вторых, анализ истории войн и военных конфликтов показывает, что в них отчетливо просматривается тенденция применения воюющими сторонами специальных сил и средств, направленных на достижение морально- психологического и информационного превосходства над противником. В армиях многих стран мира неотъемлемым компонентом подготовки и проведения боевых операций стала информационно-психологическая борьба. За последние десятилетия произошло превращение эпизодически проводимых на войне пропагандистских кампаний в систему согласованных по задачам, месту и времени информационно-психологических акций и операций. Следует подчеркнуть, что развитие сил и средств информационно-психологической борьбы рассматривается как тенденция, противоположная процессу возрастания роли человеческого фактора в современной войне.

     Среди новейших способов достижения военно-политических целей бурно развивается теория и практика психологической войны, которая понимается как борьба между государствами и вооруженными силами за достижение превосходства в духовной сфере и превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником.

     В-третьих, сегодня крупнейшие мировые державы вышли на принципиально новый технологический уровень разработки неизвестных ранее видов оружия. Наряду с космическим, высокоточным и так называемым несмертоносным оружием за рубежом активно создается новый класс информационно-психологического оружия, которое предназначено для целенаправленного, воздействия на здоровье, психику и поведение военнослужащих противника. Характер воздействия данного оружия рассчитывается на временное выведение из строя, расстройство здоровья, подавление воли к сопротивлению и «зомбирование» психики (манипулирование сознанием и перестройка мышления), а также на программирование поведения воинов и, в конечном счете, на деморализацию и психическую деградацию живой силы противника.

     В-четвертых, исследования, проведенные в войсках, выявили прямое влияние высокого морально-психологического состояния воинов на уровень боеспособности. Если за основной критерий взять потери в живой силе, которые наиболее ощутимо сказываются на состоянии морального духа войск, то при низком уровне морально-психологического состояния личного состава боеспособность частей и подразделений утрачивается уже при 10-20 % потерь, в то время как при высоком уровне - лишь при 50 - 60 % . Таким образом, чем выше моральный дух войск, тем выше стойкость соединения, части при понесенных боевых потерях. Из данного вывода вытекает важная обратная закономерность - чем ниже будет морально-психологическое состояние противника в результате целенаправленных психологических операций, тем ниже будет уровень его боеспособности.

     В-пятых, по мнению ряда аналитиков, военно-силовая «стратегия сокрушения» все больше уступает место «стратегии непрямых действий», основу которой составляют невоенные способы воздействия на противника. В ней

активная  роль отводится информационно-психологическим  методам и средствам: блокированию средств массовой информации и связи; убеждению общественности в легитимности проведения военных операций; подрыву  морального духа вооруженных сил  противника; стимулированию оппозиционных  движений; разжиганию социальных, национальных и религиозных противоречий; формированию дружественного образа войск, выполняющих  полицейские функции; пропагандистскому  обеспечению гуманитарных миссий и  т.д. В этой связи показательно, что  с помощью подмены общепринятой в мировом сообществе терминологии целенаправленно изменяется психология восприятия ("менеджмент восприятия") мировой общественностью насильственных метод разрешения конфликтов в международных отношениях.

      В-шестых, неоспоримым историческим фактом является общая для XXI века тенденция массированного использования идеологического фактора в подготовке сознания личного состава армий и флотов крупнейших держав мира к ведению вооруженной борьбы. Наряду с другими факторами укрепления морального духа войск (нравственность, вера, право, общественное мнение) он и сегодня способен играть интегрирующую роль в сплочении и духовной мобилизации личного состава на выполнение оборонных задач. Идеология, опирающаяся на основы православия, государственные интересы, военно-патриотические традиции, национальную психологию и культуру, исторический опыт Российских Вооруженных Сил, может выступать государственно- патриотической доктриной новой системы воспитания военнослужащих.

      Опыт  показывает, что в решении боевых задач моральный, психологический, религиозный и культурный факторы, сохраняя свою значимость для морально-психологического обеспечения, в конечном итоге подчиняются  более актуальному в условиях войны идеологическому фактору, который через систему жизненно важных идей, потребностей и интересов  народа (нации) выражает и провозглашает  духовные приоритеты вооруженной борьбы: ее цели,

задачи, характер, особенности и т.д.

      Вместе  с тем важно помнить и другой урок истории. В недалеком прошлом  принципиальной ошибкой всей системы  политработы в армии и на флоте  было формирование морального духа войск (сил) преимущественно на основе идеологического, классового, партийного подходов. Упор делался на идеологическую пропаганду, политическую риторику и агитационные призывы. При этом игнорировался  фактор веры, недооценивались психологические, нравственные, культурные и правовые компоненты в воспитании военнослужащих.

Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск