Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск

Автор: Гоша Ваюсов, 11 Июня 2010 в 00:36, лекция

Описание работы

По подсчетам военных специалистов, только после 1945 г. на нашей планете приходилось на каждый год в среднем по пять войн и военных конфликтов. В этих условиях поддержание высокой боевой готовности Вооруженных сил России к отпору любой внешней агрессии, включая вооруженные вылазки международного терроризма, остается приоритетной задачей военной политики государства, в которой особое внимание уделяется роли морально-психологического фактора в современной войне.

Содержание

При рассмотрении 1-ого вопроса основное внимание обучаемых сосредоточить на раскрытии структуры морально-психологического фактора и причинах возрастания его роли в современных условиях. Раскрыть механизм влияния морального фактора на деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества.
При рассмотрении 2-ого вопроса раскрыть систему поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, особенности процесса формирования и поддержания морально-психологического состояния. Указать, какие требования учитываются командирами, штабами, органами воспитательной работы в процессе формирования морально- психологического состояния.
При рассмотрении 3-ого вопроса раскрыть содержание основных видов морально-психологического обеспечения.
Подводя итоги занятия напомнить тему и цели занятия и дать занятия на самостоятельную подготовку. Ответить на поставленные вопросы.

Работа содержит 1 файл

МПО-1.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

     Первостепенное  значение придавалось обеспечению  непрерывности воздействия на сознание и поведение воинов, что достигалось  своевременным реагированием на изменение обстановки, внесением  корректив в расстановку политработников, боевого актива, усилением политработы  в подразделениях, действующих на главных направлениях. При этом особое внимание обращалось на работу с личным составом разведывательных дозоров, боевого  охранения, водителями боевых и транспортных машин, воинами инженерно-саперных подразделений, тактических воздушных  десантов.

     В последние годы XX века в войсках  и на флотах также проводилась  определенная работа по укреплению морально-психологического состояния, в частности, на тактических  и командно-штабных учениях, в  ходе боевых действий в Чечне.

     Например, на учении «Осень-88» одна из частей связи, уже месяц находившаяся в  поле, получила ориентировку на участие  в учениях в другом регионе. Среди личного состава возникла морально-психологическая напряженность. Командование части провело ряд мероприятий по разъяснению сложности обстановки и показу роли учений как важного звена повышения боевой готовности. Применялись усиленное стимулирование полевого труда, прямое обращение офицеров к боевым коллективам, было повышено внимание к совершенствованию бытовых условий. Все это позволило поднять служебный энтузиазм и в целом состояние людей.

     В ходе одного из учений 1989 года в ряде частей применялись такие меры, как: боевое и политическое информирование (особое внимание обращалось на его  правдивость); пропаганда традиций части, лучших примеров действий военнослужащих; формирование уверенности в боевой технике и оружии,

бесстрашия в  бою и др.

В 1999 г. на учении в ряде частей был накоплен опыт работы по анализу и оценке морально-психологического состояния  военнослужащих, осуществлялся комплекс мероприятий по перестройке сознания военнослужащих, в связи с началом второго этапа Чеченской кампании. При анализе и оценке морального духа учитывалась социально-политическая, национальная, религиозная и демографическая обстановка в регионах проведения тактических учений. Кроме того, в частях были созданы специальные группы анализа и изучения общественного мнения.

      Так, например, при работе одной из групп  оценки общественного мнения в воинской части, где проходил службу подполковник А.В. Бакун, было обнаружено снижение уровня морального духа военнослужащих и членов их семей в связи с отправкой  части личного состава для  оказания помощи в стабилизации обстановки в другом регионе. Группа определила причины снижения уровня состояния  и доложила их старшему командиру. Его  решением был заказан и отправлен  самолет к месту выполнения задачи с посылками от членов семей военнослужащих; улучшено продовольственное снабжение  родственников военнослужащих; в  часть прибыл юрист, который выступил по интересующим военнослужащих и членов их семей проблемам; до личного состава  были доведены требования соответствующих  документов о порядке применения подразделений Вооруженных Сил  для решения определенных задач. По возвращении представители части, сопровождавшие самолет, показали небольшой  видеофильм членам семей военнослужащих с пожеланиями офицеров и прапорщиков  женам и детям. Все эти меры способствовали оздоровлению морально-психологического состояния людей.

      В ряде частей организовывалось наставничество опытных солдат и сержантов в  помощь молодым воинам; к проведению занятий привлекались военнослужащие, отлично владевшие оружием, показывались учебные кинофильмы об особенностях ведения боевых действий в горной местности и в населенных пунктах. На занятиях путем постановки различных  вводных, усложнявших обстановку, создавались  условия, близкие к боевым.

      Путем проведения опросов и бесед офицеры  изучали общественное мнение и настроения военнослужащих, их реакцию на изменения  боевой обстановки, отношение к предстоящей операции, различным слухам. При этом командиры выявляли воинов с недостаточной психической устойчивостью, обостренным чувством тревоги, проявляющих нервозность и неуверенность в своих силах.

      Причиной  неустойчивости психики чаще всего  являлась слабая профессиональная подготовка. С такими военнослужащими проводились  дополнительные занятия и тренировки на боевой технике и с оружием. В ряде случаев недостаточно уверенных  в себе людей переводили в подразделения, непосредственно не принимавшие  участия в боевых действиях.

      Главную задачу командиры видели в том, чтобы  путем непрерывного общения с  военнослужащими укреплять их уверенность  в своих силах, готовить их к боевому  соприкосновению с противником.

      Повышению морально-психологического состояния  личного состава способствовала работа по своевременному доведению  до воинов примеров мужественного поведения  сослуживцев в боях, их героических  подвигов. Одновременно разъяснялись характерные ошибки и неправильные действия, которые в боевой обстановке приводили к ранению или гибели.

      В целях преодоления отрицательного воздействия на военнослужащих фактора  ожидания боя использовались интенсивные  занятия по боевой подготовке, работа на боевой технике, тренировки с оружием, соревнования по выполнению боевых нормативов. Повышению боевого настроя способствовали выступления перед молодыми солдатами военнослужащих, имеющих боевой опыт.

     Большое значение придавалось работе по восстановлению способности личного состава  к выполнению боевых задач после  тяжелых и напряженных боев. Благотворно  сказывалась в этом случае забота командиров об организации снабжения  личного состава всеми видами довольствия, обеспечении горячим  питанием, налаживании повседневного  быта. Усилиями командиров обеспечивались помывка воинов в бане, необходимое  медицинское обслуживание, отдых  в полевых условиях.

     Восстановлению  духовно-нравственных и физических сил личного состава способствовала гуманитарная помощь. К примеру, каждый военнослужащий, призванный из Волгоградской  области, получил от земляков теплый свитер, сигареты, сладости и другие предметы. Психологическую разгрузку  и заряд положительных эмоций военнослужащие получали на концертах  художественной самодеятельности и  профессиональных творческих групп  из армейских ансамблей песни  и пляски. Проявлялась забота о  своевременной отправке писем военнослужащих на родину, о регулярной доставке вестей от родных и близких в боевые части  и подразделения.

     Командование  частей занималось также своевременной  эвакуацией из района боевых действий раненых и убитых, оказывало посильную  помощь семьям погибших воинов. В ряде случаев удалось добиться немедленного выделения квартир. Командиры поддерживали связь с воинами, находившимися  в госпиталях, посещали их, вручали  подарки и боевые награды.

     Таковы  в самом общем виде положительные  и отрицательные аспекты опыта  поддержания высокого морально-психологического состояния военнослужащих на различных  этапах развития армии и флота.

 

3 вопрос. Виды морально-психологического  обеспечения

      В соответствии с руководящими документами  и сложившейся практикой в  Вооруженных Силах Российской Федерации  основными видами морально- психологического обеспечения являются информационно-воспитательная работа, психологическая работа, военно-социальная работа, культурно-досуговая работа, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания. Каждый вид морально-психологического обеспечения имеет свою структуру, содержание, особенности организации и реализации стоящих задач. Вместе с тем они логически и организационно (по месту, времени, силам и средствам) взаимосвязаны и образуют единый комплекс мероприятий, проводимых органами военного управления по единому замыслу и плану.

 

      1. Информационно-воспитательная  работа.

      Как показывает опыт боевых действий, информационно-воспитательная работа при своевременно поставленных задачах, правильной организации использования  современных средств массовой информации, технических средств воспитания и эффективной методике проведения обладает мощным потенциалом духовного  воздействия на умы и сердца воинов. Мероприятия информационно- воспитательной работы имеют ярко выраженный социально-управленческий, мотивирующий и педагогический характер.

      Информационно-воспитательная работа - система целенаправленных, согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время

командирами, штабами, органами воспитательной работы и военными средствами массовой информации по своевременному доведению до личного  состава частей и подразделений  сведений о военно-политической, морально-психологической  и информационной обстановке, принимаемых  решений органами государственной  власти, полученных задачах, действиях  своих войск (сил) и войск противника в целях формирования устойчивого  морально-психологического состояния  военнослужащих, выполняющих боевые задачи.

      Информационно-воспитательная работа является одной из наиболее действенных форм единства обучения и воспитания личного состава. В  ней органично сочетаются воспитательные цели и задачи с информационными  формами и методами обучения и  воспитания. На основе специально подготовленных информационных материалов, формирующих  у личного состава систему  мировоззренческих ценностей и  военно-патриотическое сознание, она  оказывает системное педагогическое воздействие на психику и поведение  военнослужащих частей и подразделений.

      Информационно-воспитательная работа нацелена на военно-политическое ориентирование личного состава, формирование у него высоких морально- психологических  качеств на основе утверждения в  его сознании и поведении общественно  значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов  служения Отечеству, государственных  интересов и высоких духовных потребностей.

      В системе морально-психологического обеспечения основными задачами информационно-воспитательной работы в частях и подразделениях являются:

    1. информирование войск (сил) и разъяснение государственной политики в области обороны и безопасности Российской Федерации, а так же решений военно-политического руководства страны;
    2. разъяснение военно-политической обстановки, причин, целей, характера войны (вооруженного конфликта), а так же разоблачение ее виновников и обоснование необходимости вооруженной защиты Отечества;
    3. изучение, анализ и оценка морально-психологической обстановки;
    4. доведение и разъяснение решений ВГК, обращений и заявлений Президента и Правительства Российской Федерации, приказов и директив командования;
    5. сплочение личного состава вокруг идеи защиты Родины, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому Знамени, а так же ненависти к противнику, стремления отомстить за его злодеяния;
    6. перестройка сознания личного состава в соответствии с задачами, поставленными перед войсками (силами) в ходе боевых действий;
    7. постоянное доведение и разъяснение личному составу боевых задач, их важности, значения и способов выполнения;
    8. разъяснение ответственности за воинские преступления, невыполнение боевых задач, приказов, решительное пресечение трусости, малодушия и моральной неустойчивости;
    9. популяризация примеров успешных действий наших войск (сил); пропаганда опыта отличившихся военнослужащих, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки в бою;
    10. информирование о новых системах вооружения и военной техники противника, способах применения и характере их воздействия на наши войска (силы), разъяснение способов индивидуальной и коллективной защиты;
    11. формирование у военнослужащих чувства личной ответственности за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их умелое и эффективное использование;
    12. воспитание у личного состава бдительности, ответственности за сохранение военной и государственной тайны;
    13. формирование у личного состава уверенности в силе и мощи нашего оружия и боевой техники, в надежности командиров (начальников), их профессионализме.

     Цели  и задачи информационно-воспитательной работы реализуются через мобилизующую, информирующую, воспитательную и профилактическую функции.

     Мобилизующая  функция состоит в перестройке сознания военнослужащих с мирный на военный лад и мобилизации их усилий на качественном выполнении поставленных боевых задач. Информирующая функция проявляется в своевременном доведении до частей и подразделений актуальной военно- политической и боевой информации, а так же в удовлетворении возникающих в боевой обстановке информационных потребностей личного состава. Воспитательная функция реализуется через педагогическое воздействие на психику и поведение военнослужащих частей и подразделений. Профилактическая функция выражается в предупреждении и нейтрализации негативных явлений в среде военнослужащих (нарушений воинской дисциплины, фобий, паники), связанных с факторами боевой обстановки и негативным информационно-психологическим воздействием противника.

     В частях и подразделениях информационно-воспитательной работой в системе морально-психологического обеспечения руководят соответствующие  командиры и начальники. За состояние  и эффективность информационно- воспитательной работы в частях и  подразделениях отвечает заместитель  командира по воспитательной работе, а непосредственно планируют, организуют ее и участвует в проведении мероприятий  офицеры (старшие офицеры) по общественно-государственной подготовке и информированию. Они привлекают к этой работе офицеров штабов, органов воспитательной работы, представителей местных органов власти, СМИ, общественных организаций, а также нештатных помощников командиров (начальников) по информированию личного состава и так же так называемый боевой и информационный актив подразделений (почтальоны, киномеханики, редакторы боевых листков и стенгазет и т.д.).

     Организация и проведение информационно-воспитательной работы в системе морально-психологического обеспечения основывается на следующих  принципах: подчиненность ее целей и задач интересам поддержания высокой боевой готовности войск (сил), позволяющей выполнить поставленные командованием боевые задачи; направленность ее форм и методов на обеспечение устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих; приоритетность военной политики государства в области обороны и безопасности в ее содержании; учет в проводимых мероприятиях реальной военно- политической обстановки в мире, стране, регионе дислокации соединений и частей; оперативность и достоверность информирования личного состава.

Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск