Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск

Автор: Гоша Ваюсов, 11 Июня 2010 в 00:36, лекция

Описание работы

По подсчетам военных специалистов, только после 1945 г. на нашей планете приходилось на каждый год в среднем по пять войн и военных конфликтов. В этих условиях поддержание высокой боевой готовности Вооруженных сил России к отпору любой внешней агрессии, включая вооруженные вылазки международного терроризма, остается приоритетной задачей военной политики государства, в которой особое внимание уделяется роли морально-психологического фактора в современной войне.

Содержание

При рассмотрении 1-ого вопроса основное внимание обучаемых сосредоточить на раскрытии структуры морально-психологического фактора и причинах возрастания его роли в современных условиях. Раскрыть механизм влияния морального фактора на деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества.
При рассмотрении 2-ого вопроса раскрыть систему поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, особенности процесса формирования и поддержания морально-психологического состояния. Указать, какие требования учитываются командирами, штабами, органами воспитательной работы в процессе формирования морально- психологического состояния.
При рассмотрении 3-ого вопроса раскрыть содержание основных видов морально-психологического обеспечения.
Подводя итоги занятия напомнить тему и цели занятия и дать занятия на самостоятельную подготовку. Ответить на поставленные вопросы.

Работа содержит 1 файл

МПО-1.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

      Содержательные  компоненты информационно-воспитательной работы в системе морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) весьма разнообразны и взаимосвязаны. Основные из них представлены на рисунке.

      

 

      В условиях боевой обстановки содержание информационно- воспитательной работы в частях (на кораблях) и подразделениях должно быть направлено на обеспечение высокой  боеспособности, устойчивого  управления войсками и поддержание  морально-психологического состояния личного  состава на уровне, позволяющем успешно  выполнять поставленные задачи.

      Следует подчеркнуть, что в содержании информационно-воспитательной работы содержится аналитическая составляющая. Она предусматривает поиск, сбор и аналитическую обработку военно-социальной информации в интересах морально-психологического обеспечения. Анализ военно-политической обстановки в мире, на ТВД и в  районе дислокации частей, морально- психологического состояния личного состава, оценка сильных и слабых сторон своих  сил и противника, прогнозы ведения  боевых действий составляют основу предложений  командиру (начальнику) по организации  морально- психологического обеспечения  боевых действий. 

      Важнейшими  компонентами информационно-воспитательной работы в войсках (силах) является общественно-государственная подготовка,

информирование  войск (сил), проведение информационно-пропагандистских акций.

     В Вооруженных Силах Российской Федерации  общественно- государственная подготовка является одним из основных предметов  подготовки личного состава и  важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового  и эстетического воспитания. Она  проводится в соответствии с требованиями "Руководства по организации общественно-государственной  подготовки в Вооруженных Силах  Российской Федерации". Особенностью организации и проведения общественно-государственной  подготовки личного состава войск (сил) в системе морально-психологического обеспечения боевых действий войск (сил) является то, что она будет  проводиться в подразделениях и  частях, расположенных либо в тылу, либо в прифронтовой полосе. Непосредственно  же в боевой обстановке она трансформируется по формам и методам проведения в  боевое и политическое информирование.

     Под информированием войск (сил) понимается деятельность командиров, органов военного управления и структур воспитательной работы, направленная на своевременное предоставление личному составу необходимой для управления, жизнедеятельности и выполнения боевых задач социально-политической, военно- технической, правовой, и другой информации. В системе информационно- воспитательной работы осуществляется информирование личного состава о решениях высших органов государственных власти и командования Вооруженных Сил, военно-политической обстановке, морально-психологических условиях выполнения боевых задач, действиях своих войск и войск противника.

     В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов), выполнения задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и  характера решаемых задач, но не менее

3 раз  в неделю по 20 минут.

     В содержании информационно-воспитательной работы проводимой в боевой обстановке возрастает роль и значение пропагандистских задач. Для создания благоприятной  информационной обстановки в районе выполнения боевых задач могут проводиться  информационно-пропагандистские акции, под которыми понимается комплекс информационных, пропагандистских и воспитательных мероприятий, проводимых командованием частей и соединений по единому замыслу и плану среди личного состава подразделений или местного населения в интересах успешного решения оперативных или тактических задач. Она может проводиться с участием представителей региональных и местных органов государственного управления, деятелей общественных, научных и творческих объединений, специалистов печатных и электронных средств массовой информации.

     Для решения пропагандистских задач  еще в мирное время создаются  в центральных органах военного управления, управлениях военных  округов (флотов) и объединений  нештатные лекторские группы (оперативные группы информирования), а в управлениях соединений и воинских частей - информационно-пропагандистские группы. В подразделениях, а так же в дежурных боевых сменах и караулах командирами частей (кораблей) назначаются нештатные помощники командиров (начальников) по информированию личного состава, а так же боевой и информационный актив из наиболее подготовленных и авторитетных военнослужащих. В ротах (и им равных), отдельных подразделениях оборудуются комнаты (каюты) досуга. В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражаются специфика боевых действий, несения боевой службы и боевого дежурства, особенности выполнения боевых задач. Особое внимание должно уделяться оперативному информированию военнослужащих о динамике складывающейся обстановки, упреждению слухов, паники, и различных страхов (самолетофобии, танкофобии, радиофобии), информационному обеспечению профилактики психогенных потерь, воспитанию у личного состава веры в силу и мощь своего оружия и возможность победы.

      К основным формам информационно-воспитательной работы относятся общественно-государственная подготовка военнослужащих и гражданского персонала частей и подразделений; устное информирование (военно- политическое, правовое, техническое, медицинское и др.); прослушивание и просмотр информационных телерадиопередач, видео и аудиоматериалов; тематические вечера и собрания личного состава; прямое обращение командиров к личному составу; обмен опытом участников боевых действий; работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках; индивидуально- воспитательная работа; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, трусость, невыполнение приказов и др.

      Практика  морально-психологического обеспечения  боевых действий войск (сил) накопила значительный арсенал методов информационно-воспитательной работы. Среди них наиболее эффективными являются методы информирования, убеждения, просвещения, внушения, обучения, пропаганды, агитации, инструктажа, приказа, критики, дискуссии, похвалы, рекламы и др.

      К основным средствам информационно-воспитательной работы в частях и подразделениях относятся походные средства связи и управления, культурно- досуговые учреждения, информационно-методические центры, информационные пункты, комнаты (каюты) информирования и досуга, переносные библиотеки, традиционные и электронные военные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, компьютерные сети), полиграфическое оборудование, технические средства воспитания, наглядные средства информации.

      Опыт  боевых действий показывает, что  эффективность информационно- воспитательной работы достигается непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до командиров (начальников) и всего личного состава войск (сил) военно- политической, оперативной, морально-психологической обстановки, оперативной пропагандой решительных и умелых действий личного состава. 

      2. Психологическая  работа.

      Важной  составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) является психологическая работа, которая  организуется в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации и  «Руководством по психологической  работе в Вооруженных Силах Российской Федерации».

      Психологическая работа представляет собой согласованную по месту и времени деятельность командиров, органов воспитательной работы и офицеров по практическому применению положений психологической науки в целях формирования у военнослужащих и гражданского персонала частей и подразделений психологической устойчивости и готовности выполнять боевые задачи в любых условиях обстановки, сохранения и восстановления их физического и психического здоровья.

      Основными задачами психологической работы являются формирование психологической устойчивости и готовности личного состава выполнить поставленные задачи; осуществление психологического сопровождения деятельности войск (сил); восстановление психического и личностного статуса, а также физических сил военнослужащих; проведение мероприятий по снижению

психогенных потерь. 

      

      Психологическая работа включает в себя следующие  основные компоненты

      Под психологической подготовкой военнослужащих понимается комплекс специальных мероприятий, моделирующих действия личного состава в боевых условиях, формирующих навыки и умения поведения в бою, в целях формирования у военнослужащих и гражданского персонала психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач. 

      Психологическая подготовка личного состава организуется и проводится для достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности  выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности. При этом особое внимание обращается на формирование у личного состава  устойчивых навыков владения оружием  и боевой техникой; обучение его  умелым, решительным и инициативным действиям в боевой обстановке; выработку  правильных представлений о предстоящих  боевых действиях, возможном поведении  противника и тенденциях изменения  боевой обстановки; формирование психологической  способности преодолевать страх  и противостоять панике.

     Различают общую, специальную и целевую психологическую подготовку.

     Общая психологическая подготовка осуществляется в период подготовки к боевым действиям и направлена на достижение психологической готовности личного состава войск (сил) к участию в них, выработку у военнослужащих психологической устойчивости к психотравмирующим факторам боя и способности преодолевать страх и противостоять панике.

     Специальная психологическая подготовка осуществляется с учетом видов предстоящих боевых действий (оборона, наступление), наличия боевого опыта у войск, особенностей задач видов Вооруженных Сил и родов войск; сильных и слабых сторон противника, специфики поставленных боевых задач, особенностей тактических приемов, использования вооружений, театра военных действий и природно-климатических условий.

     Целевая психологическая подготовка проводится с личным составом, как правило, перед началом операции (боевых действий) в связи с постановкой перед подразделениями и частями конкретной боевой задачи, когда определены характер и условия боевых действий, а так же выделяемые силы и средства. Она обеспечивает формирование психологической готовности у военнослужащих к решению конкретных боевых задач.

     Психологическое сопровождение боевых действий войск (сил) - это система специальных оперативных мероприятий психологической работы, проводимых в период ведения боевых действий с личным составом частей и подразделений в боевых порядках и в ближайшем тылу своих войск, направленных на поддержание психологической устойчивости войск (сил) к высоким физическим и нервно-психическим нагрузкам, предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психологических состояний, а так же профилактику боевых психологических расстройств (травм).

     Основная  целевая установка психологического сопровождения состоит в достижении высокой боевой активности личного  состава, его способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность в  экстремальных условиях боя. В этой связи важно поддерживать психологическую  устойчивость военнослужащих к воздействию устрашающих и психотравмирующих факторов современного боя. Особое значение приобретает работа по предупреждению психических расстройств, оказанию психологической помощи пострадавшим в ходе боев и восстановлению психических и физических сил военнослужащих.

     Для успешного решения задач психологического сопровождения боевых действий войск (сил) заместителям командиров частей (кораблей) по воспитательной работе необходимо своевременно вырабатывать и докладывать  командирам (начальникам) и органам  воспитательной работы предложения  и рекомендации по управлению психологическими процессами в войсках (силах), поддержанию  высокого морально-психологического состояния  личного состава.

Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск