Автор: Гоша Ваюсов, 11 Июня 2010 в 00:36, лекция
По подсчетам военных специалистов, только после 1945 г. на нашей планете приходилось на каждый год в среднем по пять войн и военных конфликтов. В этих условиях поддержание высокой боевой готовности Вооруженных сил России к отпору любой внешней агрессии, включая вооруженные вылазки международного терроризма, остается приоритетной задачей военной политики государства, в которой особое внимание уделяется роли морально-психологического фактора в современной войне.
При рассмотрении 1-ого вопроса основное внимание обучаемых сосредоточить на раскрытии структуры морально-психологического фактора и причинах возрастания его роли в современных условиях. Раскрыть механизм влияния морального фактора на деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества.
При рассмотрении 2-ого вопроса раскрыть систему поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, особенности процесса формирования и поддержания морально-психологического состояния. Указать, какие требования учитываются командирами, штабами, органами воспитательной работы в процессе формирования морально- психологического состояния.
При рассмотрении 3-ого вопроса раскрыть содержание основных видов морально-психологического обеспечения.
Подводя итоги занятия напомнить тему и цели занятия и дать занятия на самостоятельную подготовку. Ответить на поставленные вопросы.
Содержательные
компоненты информационно-воспитательной
работы в системе морально-
В условиях боевой обстановки содержание информационно- воспитательной работы в частях (на кораблях) и подразделениях должно быть направлено на обеспечение высокой боеспособности, устойчивого управления войсками и поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, позволяющем успешно выполнять поставленные задачи.
Следует
подчеркнуть, что в содержании информационно-воспитательной
работы содержится аналитическая составляющая.
Она предусматривает поиск, сбор
и аналитическую обработку
Важнейшими компонентами информационно-воспитательной работы в войсках (силах) является общественно-государственная подготовка,
информирование войск (сил), проведение информационно-пропагандистских акций.
В
Вооруженных Силах Российской Федерации
общественно- государственная подготовка
является одним из основных предметов
подготовки личного состава и
важнейшей формой государственно-
Под информированием войск (сил) понимается деятельность командиров, органов военного управления и структур воспитательной работы, направленная на своевременное предоставление личному составу необходимой для управления, жизнедеятельности и выполнения боевых задач социально-политической, военно- технической, правовой, и другой информации. В системе информационно- воспитательной работы осуществляется информирование личного состава о решениях высших органов государственных власти и командования Вооруженных Сил, военно-политической обстановке, морально-психологических условиях выполнения боевых задач, действиях своих войск и войск противника.
В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов), выполнения задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее
3 раз в неделю по 20 минут.
В содержании информационно-воспитательной работы проводимой в боевой обстановке возрастает роль и значение пропагандистских задач. Для создания благоприятной информационной обстановки в районе выполнения боевых задач могут проводиться информационно-пропагандистские акции, под которыми понимается комплекс информационных, пропагандистских и воспитательных мероприятий, проводимых командованием частей и соединений по единому замыслу и плану среди личного состава подразделений или местного населения в интересах успешного решения оперативных или тактических задач. Она может проводиться с участием представителей региональных и местных органов государственного управления, деятелей общественных, научных и творческих объединений, специалистов печатных и электронных средств массовой информации.
Для решения пропагандистских задач еще в мирное время создаются в центральных органах военного управления, управлениях военных округов (флотов) и объединений нештатные лекторские группы (оперативные группы информирования), а в управлениях соединений и воинских частей - информационно-пропагандистские группы. В подразделениях, а так же в дежурных боевых сменах и караулах командирами частей (кораблей) назначаются нештатные помощники командиров (начальников) по информированию личного состава, а так же боевой и информационный актив из наиболее подготовленных и авторитетных военнослужащих. В ротах (и им равных), отдельных подразделениях оборудуются комнаты (каюты) досуга. В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражаются специфика боевых действий, несения боевой службы и боевого дежурства, особенности выполнения боевых задач. Особое внимание должно уделяться оперативному информированию военнослужащих о динамике складывающейся обстановки, упреждению слухов, паники, и различных страхов (самолетофобии, танкофобии, радиофобии), информационному обеспечению профилактики психогенных потерь, воспитанию у личного состава веры в силу и мощь своего оружия и возможность победы.
К основным формам информационно-воспитательной работы относятся общественно-государственная подготовка военнослужащих и гражданского персонала частей и подразделений; устное информирование (военно- политическое, правовое, техническое, медицинское и др.); прослушивание и просмотр информационных телерадиопередач, видео и аудиоматериалов; тематические вечера и собрания личного состава; прямое обращение командиров к личному составу; обмен опытом участников боевых действий; работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках; индивидуально- воспитательная работа; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, трусость, невыполнение приказов и др.
Практика морально-психологического обеспечения боевых действий войск (сил) накопила значительный арсенал методов информационно-воспитательной работы. Среди них наиболее эффективными являются методы информирования, убеждения, просвещения, внушения, обучения, пропаганды, агитации, инструктажа, приказа, критики, дискуссии, похвалы, рекламы и др.
К основным средствам информационно-воспитательной работы в частях и подразделениях относятся походные средства связи и управления, культурно- досуговые учреждения, информационно-методические центры, информационные пункты, комнаты (каюты) информирования и досуга, переносные библиотеки, традиционные и электронные военные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, компьютерные сети), полиграфическое оборудование, технические средства воспитания, наглядные средства информации.
Опыт
боевых действий показывает, что
эффективность информационно-
воспитательной работы достигается
непрерывным анализом, своевременным
прогнозированием, целеустремленным и
систематическим доведением до командиров
(начальников) и всего личного состава
войск (сил) военно- политической, оперативной,
морально-психологической обстановки,
оперативной пропагандой решительных
и умелых действий личного состава.
2. Психологическая работа.
Важной
составной частью морально-психологического
обеспечения деятельности войск (сил)
является психологическая работа, которая
организуется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации,
приказами и директивами
Психологическая работа представляет собой согласованную по месту и времени деятельность командиров, органов воспитательной работы и офицеров по практическому применению положений психологической науки в целях формирования у военнослужащих и гражданского персонала частей и подразделений психологической устойчивости и готовности выполнять боевые задачи в любых условиях обстановки, сохранения и восстановления их физического и психического здоровья.
Основными задачами психологической работы являются формирование психологической устойчивости и готовности личного состава выполнить поставленные задачи; осуществление психологического сопровождения деятельности войск (сил); восстановление психического и личностного статуса, а также физических сил военнослужащих; проведение мероприятий по снижению
психогенных потерь.
Психологическая работа включает в себя следующие основные компоненты
Под
психологической подготовкой военнослужащих
понимается комплекс специальных мероприятий,
моделирующих действия личного состава
в боевых условиях, формирующих навыки
и умения поведения в бою, в целях формирования
у военнослужащих и гражданского персонала
психологических качеств, способствующих
выполнению поставленных задач.
Психологическая
подготовка личного состава организуется
и проводится для достижения военнослужащими,
воинскими коллективами способности
выдерживать высокие нервно-
Различают общую, специальную и целевую психологическую подготовку.
Общая психологическая подготовка осуществляется в период подготовки к боевым действиям и направлена на достижение психологической готовности личного состава войск (сил) к участию в них, выработку у военнослужащих психологической устойчивости к психотравмирующим факторам боя и способности преодолевать страх и противостоять панике.
Специальная психологическая подготовка осуществляется с учетом видов предстоящих боевых действий (оборона, наступление), наличия боевого опыта у войск, особенностей задач видов Вооруженных Сил и родов войск; сильных и слабых сторон противника, специфики поставленных боевых задач, особенностей тактических приемов, использования вооружений, театра военных действий и природно-климатических условий.
Целевая психологическая подготовка проводится с личным составом, как правило, перед началом операции (боевых действий) в связи с постановкой перед подразделениями и частями конкретной боевой задачи, когда определены характер и условия боевых действий, а так же выделяемые силы и средства. Она обеспечивает формирование психологической готовности у военнослужащих к решению конкретных боевых задач.
Психологическое сопровождение боевых действий войск (сил) - это система специальных оперативных мероприятий психологической работы, проводимых в период ведения боевых действий с личным составом частей и подразделений в боевых порядках и в ближайшем тылу своих войск, направленных на поддержание психологической устойчивости войск (сил) к высоким физическим и нервно-психическим нагрузкам, предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психологических состояний, а так же профилактику боевых психологических расстройств (травм).
Основная
целевая установка
Для
успешного решения задач
Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск