Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений
современности, которое приобретает все более разнообразные формы и
угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые
человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей,
не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами,
провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными
группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого
поколения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: Терроризм – глобальная проблема современности.
- Понятие и признаки терроризма как явления
современной действительности……………………………..5
- Причины и условия способствующие совершению
актов терроризма……………………………………………..19
- Особенности терроризма в России………………………………39
Глава 2: Борьба с терроризмом. Криминологический и международно –
правовой аспекты.
- Основные направления предупреждения актов
терроризма………………………………………………………43
- Борьба с терроризмом как общегосударственная
задача………………………………………………………….50
- Международное сотрудничество в борьбе
с терроризмом…………………………………………………58
Глава 3: Проблема уголовно – правового регулирования
борьбы с терроризмом.
- Терроризм и уголовная ответственность………………….…….70
- Пробелы и недостатки уголовного
законодательства регулирующего борьбу с терроризмом…83
Заключение…………………………………………………………………..91
Список литературы…………………………………………
же и правоохранительные органы в своей практике противодействия терроризму
сталкиваются, по существу, со следствиями запущенности серьезных
социальных, национальных, экономических и иных проблем на высшем
политическом уровне. Мало того, отдельные непродуманные и
непросчитанные политические решения сами продуцируют терроризм в стране.
Яркий тому пример - события в Чечне.
Терроризм
- одно из проявлений
экстремизма он отличается тем, что, как правило, все его проявления
противоправны. Поэтому при поисках путей адекватного и эффективного
противодействия преступлениям террористического толка уместно будет
применить криминологический алгоритм предупреждения любых противоправных
деяний, совершаемых с явным умыслом. Такие преступления отличаются от
большинства общеуголовных тем, что не могут быть совершены в состоянии
аффекта или по неосторожности и, следовательно, требуют определенного
времени на "созревание", включающее возникновение "злого умысла" и все
этапы подготовки до покушения на совершение преступления. Природа такого
"созревания" противоправных действий заключается в процессе динамичного
диалектического взаимодействия комплекса негативных объективных и
субъективных факторов. К первым относятся внешние для субъекта
потенциального преступления обстоятельства жизни, включающие бытовую,
экономическую, социальную и иные компоненты его существования. Ко вторым
следует отнести психологические, национальные, возрастные,
профессиональные, мировоззренческие и другие особенности личности, которые
могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Подчеркнем,
что совершение преступления возможно лишь в случае активного
диалектического взаимодействия криминогенных объективных и субъективных
факторов. Предупредить противоправное деяние в этом случае можно тремя
путями: 1) устранив негативные объективные факторы действительности; 2)
оказав сдерживающее, положительное, корректирующее влияние на субъективный
криминогенный фактор; 3) внеся дисфункцию во взаимодействие объективного и
субъективного факторов, имеющее противоправную перспективу.
Компетенция специальных и правоохранительных органов в сфере
предупреждения и пресечения терроризма, как было показано выше, весьма
ограничена с точки зрения возможного влияния на объективный фактор
назревания преступления. А это диктует необходимость формирования
комплексного, системного подхода к решению общегосударственной по своей
сути задачи, каковой и является борьба с терроризмом в современных
российских условиях. Что это означает на практике?
С одной стороны, необходимо создание единой, отсутствующей сегодня
в России, целостной, комплексной, стратегически ориентированной
государственной концепции борьбы с терроризмом, которая должна стать
прочным фундаментом организации контртеррористической деятельности в
стране. Разумеется, эта концепция должна согласовываться с
международными подходами к борьбе с терроризмом и учитывать специфические
российские особенности этого явления. Нужна и серьезная модернизация
законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом.
Другая сторона системного подхода к разрешению
общегосударственной проблемы борьбы с терроризмом заключается в
необходимости объединения усилий в противодействии этому социально-
политическому явлению всех ответственных за будущее страны сил государства
и общества. Здесь должны найти свое место и верхние эшелоны
представительной власти России, и законодатель, и спецслужбы, и
правоохранительные органы, и учреждения культуры, и средства массовой
информации, и партийные, религиозные и иные общественные объединения.
Каждый из участников всеобщей борьбы с терроризмом должен отвечать за свой
участок этой деятельности в рамках его компетенции, а координация их усилий
должна быть подчинена единой концепции борьбы с терроризмом.
Заметим,
что и вся
каждого из субъектов ее реализации должны быть адекватны террористической
опасности по своим масштабам, формам, методам реализации, активности и т.д.
Так, если речь идет о предупреждении и пресечении тщательно и конспиративно
подготавливаемых акций
спецслужбы, обладающие необходимыми оперативными силами и средствами для
эффективного противодействия им. Если терроризм выливается в форму
открытых, демонстративных актов по терроризированию населения, с
использованием, большого количества хорошо вооруженных боевиков, как это
было, например, в Буденновске и Кизляре, ответная реакция должна быть
адекватно активна, и состоять в быстро реализуемой карательной операции с
привлечением возможностей спецподразделений и сил министерства обороны. В
ситуации, когда в стране, осуществляются попытки распространения идеологии
экстремизма, фашизма, национализма, религиозной нетерпимости и т.д.,
чреватых террористическими и иными противоправными проявлениями, следует
мобилизовать усилия всех пропагандистских и просветительских
государственных структур, воспитательных и образовательных учреждений и
идеологических институтов, всех прогрессивных общественных объединений, и
самодеятельных организаций в направлении разъяснения: широким слоям
населения опасности политического, национального, клерикального
экстремизма, сепаратизма и иных явлений, порождающих терроризм, а также
содействовать привитию гражданам иммунитета к попыткам втянуть их в такого
рода деятельность.
В этой связи хотелось бы отметить особую роль средств массовой
информации в противодействии террористической угрозе. К сожалению,
приходится констатировать, что их огромный потенциал используется в этом
плане весьма неэффективно. Мало того, можно было бы привести целый ряд
примеров, когда авторы некоторых передач или публикаций либо пытаются
оправдать отдельные террористические акции, либо так обстоятельно описывают
все этапы их подготовки и соответствующие действия противостоящих им
сотрудников контртеррористических подразделений, что такого рода
материалы можно давать под рубрикой "Делай с нами, делай как мы, делай
лучше нас", посвящая их начинающим террористам и киллерам. А ведь можно
сконцентрировать внимание зрителя и читателя на тех факторах, которые
продуцируют терроризм и которые мы должны стремиться устранять из нашей
жизни общими усилиями, или на последствиях противоправной акции для
окружающих, самого террориста и его близких, наконец, на
человеконенавистнической
случае недопустимо раскрывать тактику подготовки и реализации
контртеррористических мер спецподразделений.1
Определенная
ответственность за
электронных средств массовой информации в сфере борьбы с терроризмом лежит
и на российских спецслужбах и
не могут наладить цивилизованных отношений с представителями прессы, радио,
телевидения и, опираясь на опыт неудачного, а порой и вредного для дела
освещения журналистами аспектов и проблем контртеррористической
деятельности, держат их на "голодном информационном пайке". Следует,
однако, признать, что в последнее время отмечаются положительные сдвиги в
этом направлении. Представители специальных подразделений, спецслужб
и правоохранительных органов сами выступают с освещением этой щекотливой
темы; в этих структурах выделяются подготовленные работники, ответственные
за контакты с прессой. Однако и они, и журналисты, рассказывая людям о
такой деликатной сфере деятельности специальных и правоохранительных
органов, каковой является борьба с терроризмом, должны руководствоваться
мудрой заповедью - "не навреди".
Терроризму как сложному, комплексному, многоаспектному социально -
политическому явлению современности следует также противопоставить
комплексную систему контртеррористических мер. В заключение хотелось бы еще
раз подчеркнуть - успех в борьбе терроризмом возможен лишь в том случае,
если в решении этой задачи консолидируют свои усилия мировое сообщество и
все здоровые, прогрессивные элементы государства и общества внутри страны.1
Как видно из сказанного, борьба с терроризмом, прежде всего
политическим, требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать
меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно,
специального характера. Конечно, это долговременная программа, и ее
реализация зависит от многих параметров. А ситуация такова, что решительные
и эффективные меры необходимы уже сегодня. Представляется, что для решения
этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать более узкий
круг действий и включать в себя:
- срочное восстановление основных административно-правовых мер
(режимные меры), по крайней мере тех из них, которые позволят поставить под
контроль миграционные потоки;
- наведение порядка с хранением, владением и
распространением оружия;
- разработку
концепции
условиях;
- тесную взаимосвязь
борьбы с уголовной
политическим терроризмом;
- взаимодействие всех сил правопорядка и спецслужб в
антитеррористической борьбе с выделением головного органа, обладающего
необходимыми полномочиями и правами в организации, координации и
осуществлении всей борьбы с терроризмом, и возложением на него
ответственности за ее результативность;
- создание единой информационной системы как в России, так и в рамках
СНГ по вопросам борьбы с терроризмом (распределенные банки данных с
центральным информационным звеном на базе головного органа) и осуществление
аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом;
- отработку
эффективных методов
совместных операций) с зарубежными органами, осуществляющими борьбу с
уголовным и политическим экстремизмом;
-ужесточение правовых последствий (наказаний, санкций для лиц
связанных в той или иной форме с террористической деятельностью, а именно:
владение оружием и его
технических средств, обеспечение связи, недоносительство о фактах
подготовки и проведения террористических актов, совершение подобных актов и
т.д.1
§3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Борьба
с преступностью
применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и
воспитательного характера. Однако только этих мер для достижения
положительных результатов может быть недостаточно, все большую роль
начинает играть сотрудничество государств. Такое сотрудничество,
развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс
развития международного права. Это сотрудничество нельзя рассматривать
изолированно, ибо оно, как губка, впитывало черты международного права
предшествующих исторических периодов, в его нормах и принципах
фиксировались результаты сотрудничества государств по другим проблемам.2
Региональное и глобальное сотрудничество можно рассматривать в
качестве перекрещивающихся
подход оказывает синтетическое воздействие, особенно в случаях, когда
результаты совместных операций ощущаются на национальном уровне и поощряют
государства к разработке внутреннего права в соответствии с их
обязательствами, принятыми на международном уровне. Но существуют различия
в исходных предпосылках, лежащих в основе двустороннего сотрудничества, с
одной стороны, и многостороннего сотрудничества, с другой стороны, особенно
тогда, когда предпринимаются усилия по многостороннему сотрудничеству в
Информация о работе Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты