Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений
современности, которое приобретает все более разнообразные формы и
угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые
человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей,
не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами,
провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными
группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого
поколения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: Терроризм – глобальная проблема современности.
- Понятие и признаки терроризма как явления
современной действительности……………………………..5
- Причины и условия способствующие совершению
актов терроризма……………………………………………..19
- Особенности терроризма в России………………………………39
Глава 2: Борьба с терроризмом. Криминологический и международно –
правовой аспекты.
- Основные направления предупреждения актов
терроризма………………………………………………………43
- Борьба с терроризмом как общегосударственная
задача………………………………………………………….50
- Международное сотрудничество в борьбе
с терроризмом…………………………………………………58
Глава 3: Проблема уголовно – правового регулирования
борьбы с терроризмом.
- Терроризм и уголовная ответственность………………….…….70
- Пробелы и недостатки уголовного
законодательства регулирующего борьбу с терроризмом…83
Заключение…………………………………………………………………..91
Список литературы…………………………………………
глобальных формах. Двусторонний подход основывается на так называемой
эволюционной модели сотрудничества, для которой характерно постепенное
укрепление системы
характер и предусматривает тщательное укрепление и постепенное расширение
норм, механизмов и инструментов сотрудничества. Укрепление двустороннего
сотрудничества осуществляется снизу вверх, стержневым моментом являются
понятия целесообразности и практичности. Конечная цель отнюдь не
игнорируется, но осознается, что для ее достижения потребуется много
времени. Приверженцы двустороннего подхода считают наилучшей основой для
развития сотрудничества совпадение интересов двух государств, которые
сталкиваются с аналогичными проблемами и проявляют готовность решить эти
проблемы. Эффективность в значительной степени зависит от воли государств,
и это наилучшим образом
готовы налаживать активное и стабильное сотрудничество для достижения общих
целей. При этом действующие двусторонние договоры о взаимной помощи и
выдаче, а также различные другие формы содействия обеспечивают модель для
более высокого уровня сотрудничества.
Комплексный
подход к международному
что, поскольку проблема носит глобальный характер, наилучшим решением
является деятельность, широкая по масштабам, многосторонняя по форме и
глобальная по охвату. Признается необходимость упорядочить ситуацию,
которая может оказаться "довольно беспорядочным набором глобальных,
региональных и двусторонних механизмов, созданных без учета общих
параметров". Применение многостороннего подхода позволило бы исправить
сложившееся положение. Сотрудничество развивалось бы постепенно, без какой-
либо общей стратегии, однако на современном этапе процесс требует
планирования и регулирования, в частности за счет применения более
комплексных и долгосрочных подходов, например, разработки конвенции о
борьбе против организованной транснациональной преступности. Ключевая
концепция многостороннего подхода состоит в том, что для решения острых
проблем необходимы кардинальные меры, но такой подход наталкивается на
традиционную приверженность национальному суверенитету. Но в
действительности речь идет не об утрате суверенитета, а о том, готовы ли
государства пожертвовать частью формальных требований, связанных с ним,
чтобы предотвратить разрушения в результате деятельности транснациональных
преступных организаций. Как и большинство других теоретических схем,
многосторонний подход ориентирован на определенную конечную цель и
предусматривает наиболее короткий и прямой путь ее достижения. Такой
подход, действующий сверху вниз, учитывает различные проблемы и в то же
время исходит из неумолимой логики, которая обеспечивает стимулы для их
преодоления.1
В каждый
исторический период
хранила черты своей эпохи. В период рабовладения все межгосударственные
связи в этой области сводились к заключению договоров о выдаче или просто к
практике выдачи политических беглецов. Данные связи, естественно, имели
только двусторонний характер и развивались в немногих регионах. Развитых
принципов сотрудничества не существовало. При феодализме круг государств,
имеющих связи в деле борьбы с преступными деяниями, расширился, активная
роль в этом принадлежала церкви. И хотя межгосударственные связи по-
прежнему ограничивались заключением договоров и практикой выдачи
преступников, детальнее стал определяться круг лиц, подлежащих выдаче. В
период феодализма широко применялись обычные нормы, но появлялось все
большее количество договоров. Господствующим принципом был принцип борьбы с
политическими преступлениями.
С появлением капитализма в международной борьбе с преступностью
произошли кардинальные изменения. Во-первых, стало общепризнанным
совершенно новое правило: не выдавать политических деятелей и сотрудничать
только в борьбе с общеуголовными преступлениями, что, однако, не означало
точного следования этому принципу на практике. Во-вторых, сам предмет
сотрудничества стал шире. Между государствами начали заключаться соглашения
о борьбе с отдельными видами преступлений. Одним из первых документов
такого рода явилась принятая Венским конгрессом 4 февраля 1815 г.
Декларация, в которой заявлялось о недопустимости торговли африканскими
неграми. Вслед за ней были приняты соглашения о борьбе с торговлей
женщинами и детьми, незаконным распространением наркотических веществ и др.
Далее чрезвычайно усилилась роль уголовного закона в деле борьбы за мир и
безопасность, равноправие народов и наций, против геноцида, расовой
дискриминации и т.д. Новые принципы международного права в ряде случаев
обеспечиваются также силон внутригосударственного принуждения. Например,
многие государства приняли специальные акты, запрещающие пропаганду войны.
Увеличилась роль международных соглашений в борьбе с преступлениями. И дело
не только в том, что увеличивается число таких соглашений, но и в том, что
теперь вначале вырабатывается договор, а затем, в соответствии с его
установлениями, принимаются
Существенная черта современного состояния международной борьбы с
преступностью — возрастание роли международных организаций в качестве
организационных и координирующих центров.
Учитывая, что межгосударственные связи в области борьбы с
преступностью весьма динамичны, что почти ежегодно появляются новые и новые
соглашения относительно отдельных видов преступлений, в данном исследовании
подробно рассмотрим меры по борьбе именно с международным терроризмом.
В документах ООН отмечается, что при рассмотрении деятельности
транснациональных преступных организаций неизменно встают вопросы,
касающиеся использования тактики террора и связей с террористическими
организациями. Преступные организации прибегают к террору чаще всего для
того, чтобы создать более благоприятные условия для деятельности своих
преступных предприятий. Их действия направлены против конкретной политики в
области обеспечения законности, а не против существующих властных структур.
Напротив, террористические группы преследуют политические цели, которые
зачастую направлены на изменение сложившегося положения либо на уровне
государства, либо на международном уровне. В преступной деятельности,
например в торговле наркотиками или оружием, террористические группы
участвуют, как правило, с целью добыть средства, необходимые им для более
эффективного выполнения их политических задач. Однако при том, что средства
и цели преступных и террористических организаций совершенно различны, в
настоящее время все больше проявляется тенденция к их слиянию, которая
может стать необратимой.
Одним из признаков этой тенденции является прямое использование
преступными организациями акций террора.1
Исследуемая проблема являлась предметом неоднократного рассмотрения
в ООН. Так, ее седьмой Конгресс по предупреждению преступности и обращению
с правонарушителями в своей резолюции в Миланском плане действий
подтвердил, что первоочередное внимание должно уделяться борьбе с
терроризмом во всех его формах, в ключах, при необходимости,
скоординированные, согласованные действия международного сообщества.
Седьмой Конгресс ООН просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе
с ней рассмотреть возможность разработки рекомендаций о международных
действиях по укреплению правоохранительных мер, в том числе процедур выдачи
преступников, соглашений о юридической помощи и сотрудничестве в отношении
правонарушений
Будучи обеспокоен быстрым распространением национальной и
международной террористической преступной активности, а также сознавая
серьезную угрозу, которую представляет рассматриваемая активность для
социальной и политической стабильности и жизни огромного числа людей,
восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями особо отметил тенденцию интернационализации терроризма. В
связи с этим Конгресс предложил международному сообществу принятие
согласованных ответных мер по борьбе с национальным и международным
терроризмом глобального характера. С целью скоординированных действий
против международного терроризма как на национальном, так и на
международных уровнях, восьмой Конгресс ООН выработал специальные
рекомендация, именуемые «Приложение «О мерах по борьбе с международным
терроризмом».
В данном «Приложении» отсутствует определение международного
терроризма. Этот пробел можно объяснить следующим. Начиная с первого
исследования международного терроризма, проведенного ООН в 1972 г.,
международное сообщество до настоящего времени не может достигнуть согласия
в отношении общеприемлемого
Не удалось достичь общего согласия и в отношении мер, необходимых для
предотвращения пагубных последствий терроризма и в целом борьбы с ними. До
согласования общеприемлемого определения международного терроризма в
"Приложении" рекомендуется определить
преступное поведение
основе принципов международного права создать систему эффективных мер
превенции и принуждения.
В своем выступлении на пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН
руководитель американской делегации в ООН М. Олбрайт заявила, что США будет
просить Ассамблею принять решения, касающиеся терроризма, коррупции и
преступности, наркобизнеса и незаконной торговли оружием. По ее словам, США
будут лоббировать резолюцию по заключению конвенции против террористических
актов с применением взрывных устройств. "Терроризм подобен чуме,
распространившейся во все уголки земного шара, - заявила Олбрайт, - Мы
должны действовать вместе для того, чтобы предупреждать и предотвращать
террористические акты, а их организаторов и исполнителей привлекать к
ответственности. Мы должны дать ясно понять тем, кто планирует подобные
акты, что международное сообщество выступит против них единым фронтом". Еще
одним приоритетом является запрещение применения, хранения, производства и
передачи наземных мин, сказала М.Олбрайт. США будут добиваться принятия
"международной декларации о безопасности граждан, которая должна
продемонстрировать решимость в борьбе с международной преступностью во всех
ее формах".
Лидеры
крупнейших промышленно-
направленных на борьбу с международной преступностью, незаконным оборотом
наркотиков и терроризмом на состоявшемся саммите в Лионе в 1996 г.1 Этот
пакет, представляющий собой перечень из сорока рекомендаций,
предусматривает принятие конкретных мер со стороны "большой семерки" и
России.
Указанный пакет содержит конкретные рекомендации по четырем
ключевым направлениям.
"Отказ в предоставлении убежища": восемь стран должны обмениваться
информацией в связи с договорами об экстрадиции и запросами об экстрадиции
в отношении разыскиваемых преступников, террористов и преступных
организаций, а также в связи с программами по защите свидетелей. Это будет
осуществляться путем обмена работниками прокуратур, судебных и
правоохранительных органов; за счет координации усилий в сфере
международной подготовки сотрудников правоохранительных органов, а также за
счет увеличения числа договоров и других двусторонних и многосторонних
соглашений, касающихся экстрадиции.
"Лишение
преступников и террористов
стран будут обмениваться информацией, касающейся борьбы с отмыванием денег,
в том числе о методах ведения расследований и методах привлечения
преступников к
стран, относящих практику отмывания денег к преступлениям и принимающих
Информация о работе Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты