Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений
современности, которое приобретает все более разнообразные формы и
угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые
человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей,
не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами,
провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными
группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого
поколения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: Терроризм – глобальная проблема современности.
- Понятие и признаки терроризма как явления
современной действительности……………………………..5
- Причины и условия способствующие совершению
актов терроризма……………………………………………..19
- Особенности терроризма в России………………………………39
Глава 2: Борьба с терроризмом. Криминологический и международно –
правовой аспекты.
- Основные направления предупреждения актов
терроризма………………………………………………………43
- Борьба с терроризмом как общегосударственная
задача………………………………………………………….50
- Международное сотрудничество в борьбе
с терроризмом…………………………………………………58
Глава 3: Проблема уголовно – правового регулирования
борьбы с терроризмом.
- Терроризм и уголовная ответственность………………….…….70
- Пробелы и недостатки уголовного
законодательства регулирующего борьбу с терроризмом…83
Заключение…………………………………………………………………..91
Список литературы…………………………………………
законы, которые позволяют налагать арест на имущество преступников-
террористов.
"Зашита национальных границ": они усилят деятельность по борьбе с
организациями и подпольными рынками, поддерживающими преступную
террористическую деятельность; они будут обмениваться информацией о лицах и
организациях, занимающихся незаконной торговлей оружием, контрабандой
людьми, а также данными о разыскиваемых преступниках; они будут
обмениваться последними достижениями в сфере технологий, применяемых при
защите границ, использовать усовершенствованные виды въездных и выездных
документов и более
содействовать увеличению числа стран, относящих контрабанду людьми к
категории преступлений.
"Выявление и профилактика преступлений и террористических актов,
совершаемых с применением передовых технологий": восемь стран разработают
общие подходы к борьбе с высокотехнологичными преступлениями и компьютерным
пиратством, в том числе с действиями террористов, использующих последние
достижения информационной технологии для проникновения в базы данных
финансовых институтов и государственных учреждений.
В этой связи необходимо выделить еще один документ, принятый
министрами «восьмерки» на совещании в Оттаве от 12.12.95.1 в котором
закреплялись вопросы укрепления международного сотрудничества,
международные и национальные правовые рамки, вопросы обмена опытом и
информацией, вопросы захвата заложников, финансирования террористической
деятельности и др.
В рамках
Интерпола (Международной
сложился постоянно
полиции разных стран в борьбе с общеуголовной преступностью. Но контакты
полицейских служб в системе Интерпола — лишь часть более общего и широкого
международного сотрудничества государств по социальным вопросам, в числе
которых поиски наиболее эффективных форм и методов борьбы с преступностью
как на национальном, так и на международном уровне.
Борьба
Интерпола с терроризмом
времени он вообще не вступал в противоборство с ним из-за опасений
относительно "политической" природы этого преступления. Такое отношение
Интерпола к терроризму основывается на ст.3 Устава Международной
организации уголовной
в которой указано, что
"организации строго
или деятельность политического, военного, религиозного или расового
характера" Исключение составляли лишь проявления "чисто" криминального
терроризма, который отмечался при совершении таких преступлений, как,
например, незаконная торговля
наркотиками или
В 1984 г.
Генеральная ассамблея
новые "Основные направления", позволяющие Интерполу действовать, если
террористы орудуют за пределами своей национальной территории. В январе
1987 г. Генеральной ассамблеей Интерпола была создана специальная
антитеррористическая группа, ее именуют ТЕ-группа. В марте 1987 г.
Генеральный секретариат Интерпола разослал в Национальные центральные бюро
(НЦБ) стран-членов Интерпола "Руководство по борьбе с международным
терроризмом".
В борьбе
с европейским терроризмом
следующих аспектах:
1) Если национальная
полиция страны намерена
пределами, она должна действовать через Интерпол. Никто не имеет права
арестовать иностранца в пределах Европейского сообщества или где-либо еще
за преступление, совершенное за пределами данной страны, без наличия
особого извещения или оповещения из Интерпола.
2) Интерпол используется тогда, когда расследование акта терроризма,
совершенного в Европе, выходит за ее пределы, так как это единственная
полицейская организация, действующая в мировом масштабе.
3) Интерпол помогает в
борьбе с европейским
консультации специалистов и техническое содействие, например проводит
экспертизу по взрывчатым веществам или огнестрельному оружию.
Интерпол главную свою деятельность в борьбе с международным
терроризмом сосредоточил на вопросах предупреждения захватов и взрывов на
воздушном транспорте. Только к сентябрю 1980 г. ТЕ-группа отправила 18
предупреждений, связанных с воздушным терроризмом и нападением на
посольства дипломатов. Данные о готовящихся террористических покушениях
проверяются, затем сообщаются в национальные полиции, а также направляются
в две международные организации, отвечающие за безопасность на воздушном
транспорте: IATA (Международная ассоциация гражданской авиации) и UCAO
(Международная организация гражданской авиации), для принятия
соответствующих мер.
Также необходимо обратить внимание о действующих международных
договорах о выдаче и взаимной помощи. Данные договоры являются эффективным
средством сотрудничества государств в борьбе с террористической
деятельностью, вместе с тем двусторонним договорам о выдаче и взаимной
помощи присущи недостатки. Для этой формы сотрудничества характерна
нерегулярность, которая является причиной низкой эффективности, плохой
координации и дублирования усилий, если рассматривать деятельность в целом.
Двустороннее сотрудничество требует значительного времени и ресурсов, что
сложно для малых государств, не обладающих надлежащими ресурсами и опытом
ведения многочисленных двусторонних переговоров для разработки различных
инструментов сотрудничества. Хотя наличие типовых договоров несколько
упрощает эту задачу, нехватка ресурсов, по-видимому, будет и впредь
являться существенным препятствием. Отсюда следует, что, хотя система
двустороннего сотрудничества будет и далее укрепляться, ее необходимо
дополнить различными формами многостороннего сотрудничества.
Региональное сотрудничество в вопросах судебного и уголовного
преследования является естественным дополнением усилий по созданию
политического и экономического союза,
хотя оно связано с рядом
сложных аспектов национального суверенитета. В этом смысле его можно
рассматривать в качестве очередного этапа (или неизбежного результата)
более обширных политических и экономических процессов, основанного тем не
менее на признании того, что полное единообразие внутригосударственного
законодательства не является ни реальным, ни желательным. Дело в том, что
"все системы уголовного правосудия создаются в полном соответствии с
конкретными особенностями различных стран. Такое хрупкое равновесие можно
нарушать лишь в том случае, если это позволит получить существенные
преимущества". Между тем региональное сотрудничество является признанием
необходимости предпринять конкретные шаги в ответ на обострение
региональных проблем из-за открытия внутренних границ и развития единого
рынка.
Вместе с тем многосторонние механизмы "открывают значительные
преимущества, одним из наиболее важных среди которых является устранение
необходимости в разработке отдельных двусторонних соглашений с большим
числом иностранных
легким делом для крупных государств с высокоразвитыми административными
структурами; однако для мелких государств с ограниченными ресурсами и
опытом более эффективными по затратам являются многосторонние формы
сотрудничества. Они особенно полезны, если правительства не желают
осуществлять двустороннее сотрудничество или оно невозможно по политическим
соображениям. Хотя после окончания "холодной" войны политическое и
идеологическое противостояние не является значительной проблемой,
многостороннее сотрудничество по-прежнему открывает такие возможности для
сотрудничества, каких не существует на двустороннем уровне. Еще одним
преимуществом многостороннего сотрудничества является то, что оно меньше
становится объектом ответных ударов со стороны организованных преступных
групп.1
Глава 3. Проблема уголовно – правового регулирования борьбы с терроризмом.
§ 1. Терроризм и уголовная ответственность.
Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ
от 01 июля 1994 года (ст. 213.3 УК РСФСР). Это многообъектное преступление,
поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на
общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти.
Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой
неопределенному кругу людей, даже к населению целых городов и
административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным
лицам и органам власти, наделенным правом принимать организационные,
управленческие, судебные или иные решения. Указанное воздействие может быть
адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям
культуры; в расчете на желаемую реакцию оно может осуществляться в
отношении представителей деловых кругов, лиц, занятых в производстве и
торговле, наконец, в отношении членов других преступных организаций. Так,
сейчас терроризм достаточно часто применяется при вымогательстве, хотя
далеко не всегда официально фиксируется в таком качестве.
Включение
в уголовный кодекс
терроризма – представляет собой значительный шаг вперед в деле более
эффективного использования
преступлением. До 1994 г. уголовная ответственность предусматривалась
только за убийство государственного или общественного деятеля или
представителя власти в связи с его государственной или общественной
деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за
нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство
представителя иностранного государства с целью провокации войны или
международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения
тем же лицам с той же целью.
Напомним содержание ст. 205 УК РФ:
1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий,
создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного
ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти
действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения
населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а
также угроза совершения указанных действий в тех же целях –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по
б) неоднократно;
в) с применением
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей
статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по
неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно
сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с
использованием ядерных
радиоактивного излучения,
наказываются лишением свобода на срок от десяти до двадцати лет.
Примечание: Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма,
освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным
предупреждением органов власти или иным способом способствовало
предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица
не содержится иного состава преступления.1
В часть
3 данной статьи Федеральным
внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РФ» были внесены
изменения. Объективная сторона данного преступления была дополнена такими
действиями как посягательство на объекты использования атомной энергии либо
Информация о работе Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты