Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений
современности, которое приобретает все более разнообразные формы и
угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые
человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей,
не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами,
провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными
группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого
поколения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: Терроризм – глобальная проблема современности.
- Понятие и признаки терроризма как явления
современной действительности……………………………..5
- Причины и условия способствующие совершению
актов терроризма……………………………………………..19
- Особенности терроризма в России………………………………39
Глава 2: Борьба с терроризмом. Криминологический и международно –
правовой аспекты.
- Основные направления предупреждения актов
терроризма………………………………………………………43
- Борьба с терроризмом как общегосударственная
задача………………………………………………………….50
- Международное сотрудничество в борьбе
с терроризмом…………………………………………………58
Глава 3: Проблема уголовно – правового регулирования
борьбы с терроризмом.
- Терроризм и уголовная ответственность………………….…….70
- Пробелы и недостатки уголовного
законодательства регулирующего борьбу с терроризмом…83
Заключение…………………………………………………………………..91
Список литературы…………………………………………
Традиции политического радикализма в России имеют многовековую
историю. К сожалению, и сегодня ни одна политическая сила, ни один институт
государства не сформулировали идеологию, которая, отвергла бы политический
радикализм и действовала бы в целях его устранения как традиции
политической истории России.
Особенностью терроризма в России сегодня является и его капитальная
вооруженность, вплоть до новейших видов оружия. Распад армии, системы
правоохранительных органов и спецслужб, сложные социальные процессы в армии
по существу открыли военные арсеналы как для уголовных элементов, так и
особенно для представителей политического экстремизма. Более того, крупные
финансовые средства, имеющиеся в руках политических радикалов, сторонников
крайних форм и методов политической борьбы, позволяют оснащать террористов-
боевиков, а если хотите, и просто бандитов, передовым техническим
оборудованием, экипировкой, не только не уступающей, но и нередко более
совершенной, чем та, которая есть у тех, кто должен бороться с терроризмом.
Наличие территорий, находящихся под контролем сил политического
экстремизма, неспособность органов правопорядка и спецслужб контролировать
ситуацию везде привели к тому, что подготовка боевиков, используемых в
террористических акциях, проводится на специальных базах, с участием
опытных инструкторов, в том числе и иностранных.
Необходимо отметить, что российский как уголовный, так и
политический терроризм все в большей мере принимает
интернациональный характер, выражающийся не только в координации
действий с зарубежными террористическими группами или организациями
политического экстремизма, но и в непосредственном участии иностранных
граждан в террористической деятельности на территории России. Об этом
недвусмысленно
В деятельности наиболее жестоких организаций политического
экстремизма, в особенности этнического характера, прослеживается стремление
вынести террор за пределы своей местности, сделать его нормой, по крайней
мере в регионе, с тем чтобы создать единый фронт в борьбе с государственной
властью. Именно такие действия были характерны для группы Радуева в
Кизляре. Явно просматривалась задача сделать Дагестан и другие республики в
этом регионе еще одним очагом терроризма, развязать бандитскую деятельность
на Северном Кавказе в целом.1
То, что в настоящее время происходит в России, при наблюдении со
стороны, вызывает некоторое недоумение. Как можно говорить об эффективной
борьбе с терроризмом в нашей стране, если даже подразделения
предназначенные для этой борьбы дают населению повод сомневаться в их
правильных и эффективных действиях. Приведем такой пример. Вечером 22
сентября 1999 года в 21.05 житель дома № 14/16 по улице Новоселов в Рязани,
видел въезжающую во двор его дома автомашину «Жигули», из которой вышли
трое пассажиров и стали перетаскивать в подвал какие то мешки, после чего
уехали. Сознательный гражданин позвонил в милицию. Приехавшие на место
сотрудники обследовали подвал и обнаружили под одной из опор здания мешки,
наполненные веществом белого цвета, в один из них был вставлен взрыватель с
таймером, установленным на 5.30 утра. Жильцов дома немедленно эвакуировали.
Прибывшие на место происшествия саперы провели предварительный экспресс –
анализ и установили, что в мешках присутствует примесь взрывчатого вещества
– гексогена.
Параллельно разворачивались оперативные мероприятия по розыску
подозреваемых.
На следующий день, 23 сентября, СМИ сообщили о готовящемся теракте.
Страна в очередной раз
ФСБ Николай Патрушев и сообщил, что никакой попытки теракта не было. Просто
ФСБ проводила плановые учения.
Как выяснилось
позже, содержимое найденных
на анализ в Москву. Эксперты заявили, что в мешках находится самый
обыкновенный сахар. Вопрос. Если дирекция ФСБ с уверенностью заявила, что
это были учения, зачем отправлять мешки с обычным сахаром на экспертизу в
Москву? Дальше – больше. Эти самые пресловутые мешки вывезли на полигон и
пытались взорвать. Зачем? Ведь известно каждому, что сахар не взрывается.
Или в мешках был не только сахар? Или ФСБ запуталось в собственном вранье?
И еще один факт без комментариев. На следующий день после
происшедших событий в злополучный дом примерно десять раз приезжала
«неотложка».
Вывод такой: Прежде в рязанской милиции раздавались телефонные
звонки о бесхозных пакетах, сумках и подозрительных предметах. Теперь –
нет. Жители Рязани потеряли бдительность. Таков итог «учений». Снова
возникает вопрос. Кто в этом виноват? А кто в последнее время с экранов
телевизоров и газетных полос призывает всех без исключения граждан быть
бдительными.1
Оставаясь реалистами, мы не можем ожидать в ближайшее время не
только устранения причин терроризма, но и сколько-нибудь существенного их
ослабления. В этих условиях государство должно иметь целостную программу
по борьбе с терроризмом, объединяющую усилия законодательной,
исполнительной и судебной властей, различных ведомств, средств массовой
информации и населения.2
Глава 2. Борьба с терроризмом. Криминологический и международно-правовой
аспекты.
§ 1. Основные направления предупреждения актов терроризма.
Исходя из приведенной выше, далеко не полной характеристики
проблематики терроризма, можно попытаться сформулировать социально –
правовую проблему воздействия на терроризм.
Она включает в себя следующие компоненты: а) анализ насильственного
поведения с целью выделения террористических и квазитеррористических его
разновидностей, причем для этого обязательно должны быть выявлены признаки,
индикаторы, поддающиеся верификации, т.е. проверке на некоторой
общепринятой у профессионалов основе; б) разработку правового понимания
терроризма как поведения субъектов права. Здесь в принципе возможно и
изучение поведения субъектов конституционного права, юридических лиц, но в
любом случае право должно исходить не из политических определений сил,
движений, побудительных факторов, но из четких характеристик субъектов,
поведение которых может быть основанием правовой ответственности; в)
конкретизацию правового понятия терроризма применительно к целям
использования (научным, социально – правовым, догматическим), которое в
свою очередь может быть государственно – правовым, угловно – правовым и,
возможно, соотноситься с другими отраслями права; г) анализ возможностей и
пределов усвоения понятия терроризма действующими нормативными актами. При
этом речь идет именно об усвоении, поскольку сложившиеся нормативные акты,
кодексы, отдельные законы по содержанию своих предписаний и структуре
отнюдь не нейтральны к новым предписаниям; они могут вообще устранять их
необходимость либо, по меньшей мере, определять содержание и форму этих
предписаний; д) уяснение последствий применения или отказа от применения
тех или иных правовых предписаний: кроме излишней политизации поведения
возможны не вызванные необходимостью ограничение свобод и перегрузка
правоохранительной системы; е) определение допустимых и эффективных методов
правового воздействия на террористические поведение, что предполагает
создание набора средств правового воздействия, отражающих весь позитивный
потенциал действующего права (поощрительные нормы, особые условия амнистии,
введение особого
меры, нуждающиеся в специальном анализе); ж) достижение правового и
социального согласия относительно характера правовой борьбы с терроризмом,
ибо это преступление, пожалуй, как никакое другое провоцирует применение
излишне жестоких государственных мер, либо отступление от законности,
способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект
противоположенный ожидаемому. При этом чрезвычайно важно оберегать
авторитет государства, отнюдь не сводимый к авторитету отдельных ведомств
либо должностных лиц.
Наконец правовая борьба с терроризмом предполагает постоянное
использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных
исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно,
осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского,
судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя,
как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы
необходимого.
С этих позиций можно высказать некоторые соображения сугубо
практического свойства. Прежде всего необходимо выработать правовые и
организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления
возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы
Конституции, чем бы они не пытались оправдаться. Одной из таких гарантий
является жесткая
осуществляемые действия. Но в целом предписания, связанные с правовым
воздействием на терроризм (выявление, профилактика, привлечение к уголовной
и иной ответственности, регулирование и ограничение правовых возможностей
граждан и пр.) должны быть внутренне согласованны и на единой основе
проведены через систему уже действующих нормативных актов. Это относится к
законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, в
особенности так называемых силовых структур, устанавливающим статусы
субъектов права, включая граждан, определяющим их права и обязанности,
например, в сфере получения информации, деятельности СМИ, к законам о
чрезвычайном положении, уголовному, уголовно – процессуальному и иному
законодательству. Печальная практика указывает на необходимость введения
жестких правил принятия решений в сфере борьбы с терроризмом, а также иным
противоправным насильственным и в целом антиконституционным поведением.
Более того, необходимо установить запреты на принятие определенного рода
решений без соблюдения необходимого процедурного порядка.
Крайне важно определить компетенцию различных государственных
органов в сфере борьбы с терроризмом. Структуры, выполняющие эти задачи,
должны иметь поддержку государства и общества. Но они должны быть
легитимны, их работа должна быть уважаема обществом и вестись дозволенными
методами. Не следует допускать
использования
борьбы с терроризмом. Такой подход есть проявление монополии государства на
насилие и направлен на повышение авторитета государства. Неумеренное
применение, например, масок, камуфляжа, автоматического оружия структурами,
выполняющими, в сущности, обыденные задачи, подрывает спокойствие в
обществе, снижает авторитет правоохранительных органов и переводит
конфликтность на более высокий уровень.1
Что касается информационного обеспечения антитеррористической
системы, проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и
антитеррористической деятельности; унификация ведомственных и
межгосударственных подходов к статистическим учетам, расширения круга
статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших;
создания единого банка
разбирательства) и режима информационного обмена, согласования
статистической отчетности о террористических преступлениях и смежных
криминальных деяниях, разработки и внедрения методики оценки последствий
террористических преступлений.
Применительно к правовому обеспечению существенных дополнений
требуют законы об оружии, об оперативно – розыскной деятельности, о
милиции, прокуратуре, здравоохранении и психиатрической помощи, об
обеспечении безопасности ядерных, химических, бактериологических и тому
подобных объектов, об информационной безопасности, о рекламе и деятельности
СМИ, о местном самоуправлении и т.д. В рассматриваемом аспекте необходима
Информация о работе Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты