Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:16, контрольная работа
Учение о порождении речи характеризует правила создания текста (речи). Эти правила составляют 5 классических элементов (идут еще от античной риторики), которые характеризуют, как возникает содержание речи, как оно (содержание) организуется и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Таким образом, учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает:
1. Структура публичного выступления.
2. Виды аргументов.
3. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
на короткий шаг. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не
отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях
рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза
жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов
тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо
сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким
образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего
только одним профессиональным ораторам. Впрочем, для начинающего
оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении,
правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо
приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем
почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на
курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест
руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с
возникшим импульсом.
Если таких импульсов при
технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель
дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности
мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.
Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего
заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность
осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее
характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили
переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками
человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей,
угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками
глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже
говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при
описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение,
они помогают вносить в изложение нужную ясность. Жест имеет ценное значение
и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое
удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в
самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют
удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих
выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого
видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия.
Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает
впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а
движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной
деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать
гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих
слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и
в процессе речи. При жестикуляции пользуйтесь следующими
правилами: Прибегайте к жесту по
мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали
поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то
вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна
у новичков. Не
жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в
подчеркивании жестом. Не старайтесь
походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что
жестикуляция ≈ элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от
подкрепляемого им слова.
Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно
придать словам выразительность. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру
речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают
умеренную жестикуляцию. Как только вы овладели
жестом, необходимо
посвятить некоторое время
отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме
случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует
сократить. В общении оратора с
аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее
общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне
необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние
данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если
манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он
делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому
назначению. Лучшая черта во внешнем облике оратора ≈ корректность.
Неотъемлемые качества хороших ораторских манер ≈непринужденность,
воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются
непринужденность осанки и легкость движений. Жесты≈это любые движения,
усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее
можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная,
описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться
разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда
непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой
проявления настроений и мыслей оратора. Поль Л. Сопер, Основы
искусства речи , Издательство Агентсва Яхтсмен , 1995.