Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:16, контрольная работа
Учение о порождении речи характеризует правила создания текста (речи). Эти правила составляют 5 классических элементов (идут еще от античной риторики), которые характеризуют, как возникает содержание речи, как оно (содержание) организуется и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Таким образом, учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает:
1. Структура публичного выступления.
2. Виды аргументов.
3. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
Эпидейктическая речь
√ это так называемая ⌠речь на случай■, торжественная речь на
юбилеях и других торжественных актах,
в дружеском кругу. Главная цель оратора
√ воодушевление и сплочение аудитории.
Задача речи √ хвала всему, что делает
данную общность коллективом, хула всему,
что противостоит данной общности. К разновидностям
эпидейктической речи относятся хвала
лицу по случаю юбилея, похвала какому-то
историческому, общественному явлению
и хула (порицание) какого-то события, явления.
Эпидейктическая речь
√ это призыв к чувствам людей через обращение
к вечным этическим законам и нормам, добру
и злу.
За что хвалят?
1) За добродетель.
Величайшие из добродетелей:
- мужество;
- благоразумие;
- справедливость;
- рассудительность;
- мудрость;
- великодушие;
- бескорыстие;
- щедрость;
- кротость и др.
[Аристотель. Риторика, кн. 1] Все противоположные
качества √ основа для порицания (хулы).
2) Хвалят за то,
что достойно славы предков,
то есть все памятное.
Как хвалят?
1. Учитывается ⌠фактор
адресата■.
Аристотель советует хвалить то, что больше
всего ценится в данной аудитории.
2. В похвальной
речи древние стремились
3. Законы эпидейктической
речи требует усиления и преувеличения.
Например, говорят о человеке, что он действовал
один или первый, несмотря на то, что обстоятельства
не благоприятствовали ему. Таковы законы
этого жанра.
4. Оратор должен
использовать прием сравнения.
Человек, которому посвящена
И в те дни √ от
великого Ярослава и до Владимира, и до
нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия
князя владимирского, √ обрушилась беда
на христиан■. [Красноречие Древней Руси,
с. 13-14]
Прямо противоположны
правила хулы (порицание).
Аргументирующая речь
(от слова аргумент √ довод, служащий
для доказательства, необходимый для убеждения).
Убеждать можно в правоте какого-то мнения
(убеждающая речь) или в необходимости
какого-либо действия (агитирующая речь).
Общая цель аргументирующей
речи √ убедить аудиторию согласиться
с говорящим в спорном вопросе, доказать
правоту говорящего. Для этого четко должен
быть сформулирован тезис говорящего
√ ⌠ответ
на спорный вопрос■, ⌠способ решения проблемы■. При
этом оратор должен предполагать, как
его тезис будет воспринят аудиторией.
От этого зависит способ доказательств
в речи (типы аргументов см. далее).
Уже во вступлении надо:
а) заинтересовать слушателей
вопросом;
б) расположить слушателей
к себе. Для этого существует несколько
приемов.
1. Возможна похвала
в адрес аудитории, но не
слишком явная.
2. Нужно показать,
что оратор не намерен ⌠давить■ на
аудиторию, влиять на нее. Оратору следует
показать свою объективность в решении
вопроса, заинтересованность в общем согласии.
Поэтому необходимо избегать такие слова:
Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас
и т.п. Лучше употреблять слова и выражения,
смягчающие категоричность речи: вероятно,
по-видимому, возможно и под., риторические
вопросы: Можно ли предположить, что┘?, Не
лучше ли признать, что┘.? и т.д.
Разновидностью
Судебная речь строится
по общим правилам публичной речи.
Однако отметим некоторые ее особенности.
Она ограничена сферой употребления:
это узкопрофессиональная речь, которая
отличается большей конкретностью,
чем любая другая публичная речь,
поскольку ее тематика ограничивается
материалами рассматриваемого дела.
И речь адвоката, и речь прокурора
√ это полемическая, убеждающая речь.
В качестве аргументов выступают только
объективные факты. Любой судебной речи
присущ оценочно-правовой характер. Ее
отличие от других видов аргументирующей
речи √ наличие четырех адресатов: судьи,
процессуальный противник оратора, присутствующие
в зале и сам подсудимый.
К языковым особенностям
судебной речи относятся: употребление
юридических формул и терминов, сочетание
стандартных и эмоциональных
средств выражения, например: ⌠Уважаемые
судьи (или: ⌠Господа присяжные заседатели■), разрешите
мне обратиться к присутствующим здесь
гражданам...■. [Н.Н. Ивакина. Культура
судебной речи, с. 34√37]
2. Основные виды
аргументов
В основной части
как информирующей, так и аргументирующей
речи используются аргументы (довод, доказательство),
поэтому эти два типа речей
очень близки между собой.
Аргументы делятся
на две группы:
1) аргументы рациональные,
или ⌠аргументы
по делу■;
2) аргументы иррациональные
(психологические), или ⌠аргументы к человеку■, ⌠доводы
к аудитории■.
К аргументам рациональным
относятся:
а) Факты. Ср.: Факты
√ упрямая вещь. Однако следует иметь
в виду, что не всегда оратор располагает
всеми данными. Чаще всего в распоряжении
оратора (или спорящего) имеются только
отдельные факты, они могут быть и типичными,
и частными, а на их фоне делается общее
заключение. Поэтому к аргументу √ факту
следует относится критически, аналитически.
Это касается и статистических данных
результатов социологических опросов,
так как погрешности в методике сбора
этих данных могут привести к искажению
фактов, реальности.
б) Обращение к
авторитетам √ один из распространенных
видов аргументов. При этом оратору следует
знать, что в данной аудитории упоминаемые
авторитеты действительно признаваемы,
уважаемы. В настоящее время в общих философских
вопросах авторитетным источником является,
например, Библия, а также народная мудрость,
например, пословицы, поговорки. В научных
вопросах авторитетами являются основатели
данной отрасли знаний, крупные ученые.
в) Законы, теории, аксиомы,
традиционно принятые в данном обществе.
К иррациональным аргументам
относится обращение к
Именно благодаря
этому виду аргументов в дискуссиях
часто переходят от дела ⌠на лица■, когда оценивается уже
не предмет спора, а оппонент.
Оба вида аргументов
в риторике различаются по их силе
и выделяются исчерпывающие, главные
и спорные аргументы.
Исчерпывающие аргументы,
чаще всего один, - это такие аргументы,
которые полностью доказывают правоту
какого-то мнения, положения. Такие
аргументы встречаются редко.
Главные аргументы
√ это различные факты, убеждающие в реальности
чего-либо. Теоретики судебной речи отмечают,
что самые сильные аргументы должны быть
даны в конце судебной речи.
Спорные аргументы
могут служить ⌠за■ и ⌠против■ доказываемой позиции.
Подбирая аргументы
для доказательства выдвигаемого положения
(тезиса), оратору необходимо помнить
о требованиях к аргументам. Аргументы
должны быть истинными, непротиворечивыми,
доказанными независимо от тезиса,
достаточными.
Если аргументы
не являются истинными, это или специальный
прием обмана слушателей (часто прием
пропаганды), или их использование
приводит к логической ошибке, которая
называется ⌠ложное основание■, или ⌠ложное
заблуждение■.
Недостаточность аргументов
приводит к тому, что положение, которое
следует доказать, не вытекает из приведенных
аргументов. Истинность аргумента должна
быть доказана независимо от тезиса. Нарушение
этого правила приводит к логической
ошибке ⌠порочный
круг■,
когда тезис доказывается посредством
аргументов, а аргументы являются тезисом
(Бригада добилась успеха, потому что работала
успешно).
Для оратора важно
и то, насколько определенно, ясно,
точно, непротиворечиво сформулирован
выдвигаемый и защищаемый им тезис.
Если тезис сформулирован
не совсем определенно, он в споре
может легко подменяться
Неопределенность, общность
формулировки тезиса может приводить
и ко второй ошибке, которую часто
допускают неопытные ораторы, - ⌠потере
тезиса■,
когда оратор легко теряет главную нить
рассуждений и начинает говорить ⌠вообще■. Разновидностью ⌠подмены
тезиса■
является ⌠фигура
умолчания■, т.е. замалчивание невыгодных
фактов и событий. Это сознательная ⌠ошибка■ очень
часто встречается в трактовке целых исторических
периодов в развитии общества.
Итак, любое доказательство
состоит из трех элементов: тезиса,
аргументов, логической связки (формы
логической связи) между тезисом
и аргументами. Аргументы необходимо
не только подобрать, но и правильно
использовать для доказательства выдвигаемого
положения (тезиса).
Различают прямое и
косвенное доказательство.
Прямое доказательство
строится следующим образом:
- даны аргументы;
- из них выводятся
истинные суждения;
- истинное суждение
доказывает выдвигаемый
Такое доказательство
называется индуктивным доказательством.
Оно особенно продуктивно тогда,
когда оратор располагает в качестве
аргументов неопровержимыми яркими
фактами. Это доказательство продуктивно
потому, что на аудиторию, особенно
в споре, наиболее убедительно действует
конкретное, образное.
Дедуктивный метод
в доказательстве чаще всего опирается
на известные аудитории общие
положения, истинность которых не вызывает
сомнения. Такое доказательство состоит,
таким образом, из известного общего
положения (большой посылки), связанного
с ним суждения, ведущего к его
применению, и заключения.