Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:16, контрольная работа
Учение о порождении речи характеризует правила создания текста (речи). Эти правила составляют 5 классических элементов (идут еще от античной риторики), которые характеризуют, как возникает содержание речи, как оно (содержание) организуется и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Таким образом, учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает:
1. Структура публичного выступления.
2. Виды аргументов.
3. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед
аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше время требования не так
строги. Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если
погода не слишком жаркая. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без
того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими
полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны.
Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно
связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов,
стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми,
освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из
бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере
оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее
назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти ≈ это помешает слушать, что
вы говорите. Надлежащие манеры
оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле,
если он развернется, то Группа
слушателей ≈ нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена
законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и
все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные
ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная
заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не
захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под
своим влиянием. Психология слушателя такова, что он требует от оратора
больше, чем это возможно в .ином случае. Когда разговаривают двое или трое
знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при
обмене мыслями. Совершенно иное ≈ официальная обстановка, в которой произносится
речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что
приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей
индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений,
налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть
оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству
долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что
слушатели предъявляют к оратору особые тре6ова,ния: они предоставили ему главную
роль ≈ оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя
за свою миссию,
чувство ожидания у слушателя немедленно' сменится разочарованием и
досадой. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность
в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая,
официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы
изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил
ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие
возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей
позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид
которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор ≈ живой человек, а не говорящий
автомат. скромны своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед
слушателями, внушали ли им недоверие; Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться
с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и
первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет
специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с
какого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в
нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется
какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже
впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и отделена
от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более 75
человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких
случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это
окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей
обстановки. Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не
перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не
приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать
заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и
устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не
смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как
только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям.
Изберите какую-либо принятую форму обращения: Г-н
председательствующий, леди и джентльмены... В присутствии почетного гостя
можно обратиться к нему, называя его по имени. Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через
застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы
его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если
слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора.
Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что
благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-
то в пространстве, примете отчужденный вид. Практиковаться перед зеркалом
крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте
свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие
складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас
во время речи Если на нем
застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой
мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями≈печалью,
радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом
участие. До
обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от
времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и
поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки... Наконец, он
может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со
слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на
одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок,
старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей. Но ничто
не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера
смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и
всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного контакта с
аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и
каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с
одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое
испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время
беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины и
выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной
стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным
словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и
корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с
аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к
людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо
воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена
именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь≈
действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он,
слушатели и слово сольются в нераздельном
Не все хорошие
ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая
на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать.
Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами
труд даст. многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в
.описанной ниже
манере правильно стоять, пока
не появится привычное
устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. Ноги расставлены
на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога
выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее
выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и
податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной
клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке;
грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе
дыхания. Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в
колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько
свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов
руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и
поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение
легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь
ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и
наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите
левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага.
Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед,
назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы
упор был там, где онжелателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом
не откидывалась в сторону. Учтите, что для правильной координации
движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы
слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы
более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или
выносом ноги вперед; паузы и передышки ≈ подходящие моменты, чтобы отступить