Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:58, реферат
B ХVІІ–ХІХ вв. риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. Постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.
Введение 3
I. Начало европейского ораторского искусства 4
II. Риторика Средневековья 6
III. Риторика в эпоху возрождения 8
IV. Риторика в Новое время 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Оглавление
Введение 3
I. Начало европейского ораторского искусства 4
II. Риторика Средневековья 6
III. Риторика в эпоху возрождения 8
IV. Риторика в Новое время 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Ораторское искусство
– это искусство построения и
публичного произнесения речи с целью
оказания воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства
было принято еще в античные времена.
Ораторским искусством называют также
исторически сложившуюся науку
о красноречии и учебную
В античные времена риторика рассматривалась как наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. Позже риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована не только как устойчивая система научных понятий, но и как учебный предмет.
B ХVІІ–ХІХ вв. риторику
стали понимать как науку об
аргументации преимущественно
Во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.
Современная неориторика несет в себе возврат к наследию христианской культуры с учетом современного научного знания.
В основании всей европейской риторики лежит античная риторика. Труды Аристотеля, Цицерона и других авторов античного мира оказали огромное влияние на тех, кто создал риторики в других странах, в том числе и в России.
Свое начало европейская риторика получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.
Объективной основой зарождения
ораторского искусства как
Риторика как систематическая
дисциплина сложилась в Древней
Греции в эпоху Афинской демократии.
В этот период умение выступать публично
считалось необходимым
Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.
Наиболее известными ораторами Древней Греции были Протагор (ок. 481–411 до н.э.), Платон (427–347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.) и др..
В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э..
Римское ораторское искусство явилось продолжением греческого, и традиции эллинских ораторов нашли широкое применение на трибунах Рима. Но вместе с тем оно было новым этапом в истории развития искусства устной публичной речи. Характер экономического и политического развития Рима определил собой и новый тип ораторского искусства. Риторика находила применение в судах, в сенате, в народном собрании. Кроме того, так же, как и в Греции, существовали приемы, служившие для обучения ораторскому искусству.
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.
Наиболее известным оратором в Риме был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Именно Цицерон – главный объект восхищения и подражания для европейской риторики. Он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.
Живое слово было и остается
важнейшим орудием
Средние века – это тысячелетний период в истории европейской культуры между античностью и Возрождением, эпоха утверждения и торжества христианской веры. Средние века – это «золотой век» духовного красноречия.
Новая социально-экономическая организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.
Господствующим жанром становится
церковное красноречие. Церковная
проповедь стала самой
Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения связаны были, прежде всего, с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы: о чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой – привносило в выступление элементы схоластики1. Церковная риторика носит ярко выраженный дидактический (поучительный) характер, опирается на жития святых, на рассказы о чудесах, о Страшном суде, содержит призывы к покаянию и к праведной жизни. Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви. Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.
Культура средневековья выработала довольно строгие правила создания, произнесения и интерпретации текстов, определенные модели поведения. Все речевое поведение человека было жестко структурировано и подкреплено социальными, сословными нормами. В каждом из сословий – в среде духовенства, феодалов и простого люда – сложились свои требования к речевым умениям, от самых простых до довольно сложных.
С появлением средневековых университетов в 11-12 веках зарождается университетское красноречие. Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой было академическое красноречие, представленное университетской лекцией. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова (лат. lectio – чтение, lector – чтец) прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Позже, в XV – XVI вв., с развитием книгопечатания, читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути, превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.
Исторический опыт средневековья еще раз подтверждает, что ораторское искусство может развиваться лишь при наличии свободы слова, свободного обмена мнениями, без чего любая речь тускнеет, гаснет.
Своим названием культура Возрождения (Ренессанса) обязана главной идее этого периода – идее возрождения античных идеалов.
Возрождение античности означало
прежде всего возвышение гуманитарного,
в первую очередь, светского знания.
Смена мировоззренческих и
Риторика сближается с литературой. Она выходит на первое место, и ораторское искусство становится тесно связано с литературой (поэзией). Поэзия и риторика в эпоху Ренессанса взаимосвязаны. Искусство речи рассматривается как одно из древнейших, от которого пошли другие искусства. Забота о выразительности, красоте, совершенстве языка заставляет поэтов прибегать к богатому риторическому арсеналу. Поэзия, в свою очередь, обогащает риторику и темами, и языковыми средствами. Ода, гимн, элегия, эпическая поэма, характерные для эпохи Возрождения, служат и риторике, пополняя ее набор изобразительно-выразительных средств.
Риторика и музыка, в понимании этой эпохи, питают друг друга, полезны друг для друга и неразрывно связаны. Если музыка берет у риторики ее приемы, то риторика – мелодику речи.
Развивалось следующие направления красноречия:
Эпоха Возрождения стала настоящим триумфом в развитии риторики, что объяснятся возрождением античного идеала человека.
Риторический ренессанс связан с такими именами, как Данте, Петрарка, Латини, Бруни. Создатели новой поэзии считали, что занятия языком необходимы в целях формирования личности. Кумиром итальянского Возрождения стал Цицерон – оратор, писатель, философ – сильная динамическая личность.
Кризис риторики начинается вместе с Возрождением, с воскрешением судебного и парламентского, с появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением «моды» на письменную полемику. Но рост реальных потребностей еще раз обнажает практическую несостоятельность претензий риторической науки.
Новое время в европейской культуре охватывает ХVII–ХIХ вв. Оно ознаменовано социальными, политическими, экономическими и духовными переменами и потрясениями в жизни общества.
Новое научное мышление, значительные открытия во всех областях знания, успехи естественных наук и перемены в общественной жизни привели к изменениям и в речевой сфере, в том числе и в риторической.
Смена художественных стилей влияла и на риторику в ее взаимодействии с искусством. Изменение научной парадигмы меняло и отношение к риторике. Революционные события ХVIII–ХIХ вв. рождали поколения новых ораторов. Так, барокко довело до самых больших высот искусство использования фигур и тропов.
Бурный рост культуры во всех областях, развитие светского мировоззрения, постепенно вытеснявшего богословие, – это наиболее характерные признаки эпохи. В этих условиях красноречие особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в себя лучшие достижения античной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами. Ценится речь, насыщенная мыслью, ясная, точная, логичная, истинная.
В эту эпоху появляется и широко распространяется по Европе новая форма общения людей – салон, в котором утверждается светская риторика – риторика изысканной беседы. Особенно популярны стали салоны во Франции. В этих салонах расцвела риторика загадки, словесной игры, намека, каламбу2; в беседе культивировалась утонченность, в описаниях – красота.
Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б.Паскаль, М.Монтень, Ж.Лабрюйер, Ф.Бэкон, И.Гёте, Г.Лихтенберг и др. В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору, точных рекомендаций. Вновь, как и в античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие.
Информация о работе Ораторское искусство в европейской культуре