Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:58, реферат
B ХVІІ–ХІХ вв. риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. Постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.
Введение 3
I. Начало европейского ораторского искусства 4
II. Риторика Средневековья 6
III. Риторика в эпоху возрождения 8
IV. Риторика в Новое время 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Риторика оказалась востребована в разных сферах общественной жизни – политической, судебной, академической, церковной.
Если в целом оценивать развитие риторики в эпоху Нового времени, то следует отметить ее упадок как отдельной науки. Она все больше сближается с языкознанием, особенно та ее часть, что касается изучения тропов и фигур. Этому во многом способствовал стиль барокко. О значительном влиянии философии на риторику говорить не приходится.
Таким образом, именно в этот период риторика окончательно превращается в дисциплину, которая занимается красотой, изяществом речи. Она все больше отделяется от реальной практики общения и соответственно теряет статус самостоятельной науки. Постепенно складывается негативное представление о риторической речи как о бессодержательной, высокопарной болтовне т.д..
XIX в. - Это упадок риторики и как учебной дисциплины. В 1836 году один французский научный журнал отметил, что если бы риторику по традиции не продолжали изучать в учебных заведениях, то она давно умерла бы.
Риторика в ходе своего существования претерпевала постоянные трансформации в связи с изменениями в культуре, со сменой мировоззренческих установок и системы ценностей. Менялись представления о прекрасной речи и правильном речевом поведении, область риторики оказывалась то более широкой и включала множество филологических, логических и сугубо практических аспектов, то более узкой, уступая свою роль другим наукам.
Европейское ораторское искусство берет начало в античной Греции.
В Древней Греции риторика служила формированию гармоничной личности, входя в систему образования и достигая наивысшего развития в эпоху демократии.
В Древнем Риме овладение риторикой открывало путь к гражданской и юридической карьере. Предмет риторики менялся в связи с переменами в общественной жизни.
Средневековье создает риторику проповеди, молитвы, поучения, эмоционального и яркого, должного оказывать нравственное воздействие на верующего.
К сожалению, к концу Средних веков риторика стала инструментом схоластики, иссушившей богословие и саму риторику. Этому способствовала и практика многочасовых диспутов, в которых не столько доказывалась истина, сколько демонстрировались память и умение с помощью словесных уловок достигать победы в споре.
Эпоха Возрождения отрицает
подобную риторику и возвращает ту,
которая способна служить высокому
искусству слова. Кроме красоты
у речи должен быть глубокий смысл.
В ораторе видят прежде всего
эрудита, чья речь философски диалектична,
эстетически приятна и
Как уже было отмечено, риторика в эпоху Возрождения сближается с поэтикой, уступая ей многое из своего богатого наследия. При этом происходит расширение функций риторики, усиливается ее влияние в гуманитарной сфере, в частности риторика выступает катализатором философской мысли, помогает обрести опору при ведении спора.
Понимание риторики различно в европейской культуре ХVП, ХVIII и ХIХ вв., что неудивительно в свете разнообразия, несхожести и динамизма культурных процессов Нового времени. Смена художественных стилей влияла и на риторику в ее взаимодействии с искусством. Так, барокко видело в риторике прежде всего богатство изобразительно-выразительных средств и довело до самых больших высот искусство использования фигур и тропов.
В культуре Просвещения ценится интеллектуальное общение, которое происходит в кругу философов и ученых, соответственно образцовой считается речь насыщенная мыслью, ясная, точная, логичная, истинная. Вместе с тем риторика оказывается на периферии науки.
Кризис риторики продолжает углубляться, и к началу ХIХ в. почти повсеместно риторика в Западной Европе перестает рассматриваться как наука и вытесняется из сферы образования, однако в начале ХХ века начинается новый этап в развитии риторики в связи с исследованиями в области языка и речи.
1 Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
2 Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.
Информация о работе Ораторское искусство в европейской культуре