Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:28, доклад
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Оратор- человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.
Красноречие-искусство увлекательно и убедительно говорить. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос. Речевое мастерство, ораторское искусство – это совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
1.Виды ораторской речи. Красноречие.
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Оратор- человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.
Красноречие-искусство
Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.
Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.
Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям:
· В ней не должно быть ничего спорного;
· Она
должна удовлетворять запросы
· Сообщение должно быть актуально
Воодушевляющая речь – Агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию.
Убеждающая речь – убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Это чисто логическая задача. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.
Призывающая к действию речь – слушателя призвали к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда -нибудь или немедленно. Но имеется в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.
Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает:
-Социально политическое красноречие (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь).
-Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)
-Судебное красноречие (обвинительная речь, защитительная речь, речь обвиняемого в свою защиту).
-Социально-бытовое красноречие (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь).
2. Подготовка к публичному выступлению.
Работу по подготовке речи
можно подразделить на две основные
фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку
выступления и коммуникативную–
В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обстановки.
Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.
Уровни ораторского мастерства.
Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора): I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»).
1.Владение материалом:
-Грамотная речь (соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических норм русского литературного языка).
- Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в 4–5 раз меньше пассивного. Задача оратора – увеличивать активный словарный запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, при просмотре теле- и радиопередач, прочтении книг.
-Композиция (принципы построения). Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.
2.Владение собой:
- Естественность поведения оратора - это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном. Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего.
- Техника речи (дикция, темп, интонация, голос).Дикция- это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту.
- Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт. Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.
3.Образ оратора:
- Одежда не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации.
- Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории.
- Жесты (Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной).
Кто может стать великим оратором
Ораторское искусство
– это величайший дар, которым
может обладать человек. Мастерство
публичных выступлений
Некоторые с рождения имеют
предрасположенность к
Великий древнеримский
оратор и философ Цицерон от
рождения обладал не только
тихим, едва слышным голосом,
но и сильно картавил. При выступлении
он сильно волновался, да так,
что одно его плечо начинало
подергиваться, что служило
Да вспомните хотя бы пример из недавней истории. Дедушка Ленин картавил, имел большие проблемы с артикуляцией, но это не помешало ему стать великим оратором, способным произносить пламенные речи, вести за собой толпы восторженных людей, и войти во всемирную историю как великий вождь народа.
Или взять Маргарет Тэтчер. От рождения она имела, скажем так, не очень приятный для уха, визгливый голос. Перед большой аудиторией «железная леди» терялась, пугалась сотен глаз, забывала слова, не знала, куда девать взгляд. На самом деле «железной» Маргарет Тэтчер стала потом. Она прекрасно понимала, что без ораторского искусства она не сможет добиться успеха в большой политике. И она начала работать над собой – занятия по постановке голоса, курсы ораторского мастерства, долгие месяцы подготовки, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства и профессионального имиджмейкера.
Каждый из вас может стать великим оратором. Главное желание.
Использованные источники:
1. "Управление персоналом" №15. Н.Непряхин, 2010 год.
2.Русский язык и культура речи: Учебник Под ред. проф.В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.
3. «Безопасность жизнедеятельности». Н.В.Баранков. Москва, 2001 год.
4. http://www.dofa.ru/open/book/