Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Наука, изучающая ораторское искусство; риторика. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Образ оратора. Типы ораторов…………………………………………4
2. Построение ораторской речи. Композиция……………………………9
3. Контакт с аудиторией………………………………………………….11
4. Техника речи……………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Ораторское искусство.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Образ оратора. Типы ораторов…………………………………………4

     2. Построение ораторской речи. Композиция……………………………9

     3. Контакт с аудиторией………………………………………………….11

     4. Техника речи……………………………………………………………15

     Заключение………………………………………………………………..20

     Список  литературы……………………………………………………….21

 

      Введение

     Ораторское  искусство (от лат. oro — «говорю, молю») — термин античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» (гр. rhetorike) и русское «красноречие».

     Наука, изучающая ораторское искусство; риторика. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

     Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Во–первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их. Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах. В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждения, доказательств и обобщений. Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей.

     Ораторство  представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное  творчество публичной речи. Многие современные исследователи рассматривают  ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

 

      1. Образ оратора. Типы ораторов

     Слушатели не отделяют сведения, которые сообщает оратор от личности самого оратора (любим  или не любим предмет – зависит  от учителя). Аудитория запоминает оратора, а потом, что он сказал. В ораторе  аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других, хочет знать его отличительные черты, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять.

     Личность  оратора составляют:

     1. Лексикон (словарный запас) –  должен превышать лексикон партнера или аудитории. Языковая личность ритора моделируется по следующим параметрам:

  • языковая биография – речевое развитие человека;
  • языковой паспорт (пол, возраст, национальность, профессия, образование, эмоциональное состояние в момент речи);
  • языковая эрудиция – знание языка и текстов на языке;
  • риторическая деятельность;
  • языковой поступок – речевое выступление говорящего, которое стратегически нацелено на изменение его биографии, карьеры, деятельности.

     2. Прагматикон – система ценностных  установок и мотивов речевой деятельности ритора. Адресату или аудитории должны быть понятны мотивы деятельности ритора и они должны иметь нравственную основу.

     3. Картина мира – система категориальных  понятий в сознании ритора, которая  определяет взгляд на мир.

     4.Знание прецедентных текстов – устойчивые единицы (фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы), отражающие картину мира ритора в ее национальном варианте.

     5. Этикетный портрет.

     Образ ритора создается усилиями самого говорящего, который старается создать в  речи впечатление существования у него индивидуальной манеры общения, индивидуального стиля речи.

     Ритор должен быть человеком особого склада:

     – создать впечатление доброжелательности (ритор должен показать, что он не ущемит интересов партнера);

     – создать впечатление речевой эрудиции;

     – создать впечатление человека способного на речевой поступок;

     –ритор должен иметь свой имидж – система предпочтений, осознанных личностью (манера одеваться, улыбаться, выражение лица, манера говорить), главное в нем – цельность.

     Любая аудитория упрощенно воспринимает личность оратора, подводя ее под стереотипные схемы, роли. Нужно заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным, отражал вашу индивидуальность, и вы были восприняты так, как хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, нужно ее демонстрировать, не нужно работать под кого-то. Индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории, все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.

     Ритор должен обладать рядом профессиональных умений:

     – организационные;

     – творческие;

     – планирующие (умение спланировать речь, исполнить ее по плану и с нарушением его);

     – ориентационные (ориентация в содержании речи на тип адресата, его настроение, конкретную обстановку);

     – психолого-педагогические – должен неочевидно воспитывать;

     –перцептивные – умение перерабатывать все видимое  и воспринимаемое для речи;

     – социально-коммуникативные – уметь  общаться;

     – собственно речевые – владеть  языком.

     Выделяют  следующие типы речевых личностей.

     Эмоционально-интуитивный. Во всем, что делает личность, относимая к данному типу, проявляется ярко выраженная экспрессивность. Говорит страстно, увлеченно, пересыпая речь остротами и каламбурами, но не всегда может уследить за логикой развития мысли и "свести концы с концами". И если не запасется карточкой со строгим планом, то может "занестись", потерять мысль и в результате останется впечатление эмоциональной болтовни. Серьезные письменные работы выполняет в два этапа: на первом этапе сразу записывает свободное высказывание на определенную тему. А на втором этапе анализирует структуру и логику записанного, перекраивает текст, а затем переписывает заново, следя за логикой.

     Рационально-логический. К этому типу относятся люди, эмоциональная жизнь которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствие эмоциональности. Они больше склонны к рефлексии, анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Подготовка "логиков" к любому высказыванию отличается систематизацией материала, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы "сидит внутри них", и, как правило, ораторы этого типа во время выступления не пользуются им. Их чаще заботит другое: как сделать свою речь более образной, эмоциональной и какие подобрать примеры. В письменной речи осознавшие свой тип "логики" стремятся использовать выразительные цитаты, афоризмы, пословицы.

     Философский. Люди этого типа труднее поддаются описанию, так как бывают более или менее склонны к анализу; иногда очень организованны в своей работе, а порой действуют по наитию. Людям такого склада чаще характерен устойчивый познавательный интерес, они могут долго и глубоко изучать одну тему, одну проблему, роясь в "архивной пыли". Чаще всего "философы" отказываются от скороспелых заметок в газету, публичных выступлений перед аудиторией, не любят научно-популярного жанра. Зато они могут прекрасно подготовить научную статью, с удовольствием выступят с докладом в научном кружке или обществе, а их письма к друзьям и коллегам отличаются глубоким содержанием, развернутыми рассуждениями. В речи индивидуальность философов выражена не резко, так как в представителях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и сдержанность, и эмоциональность, и даже лиризм.

     Лирический (художественно-образный). Чаще всего это утонченные, художественные натуры, они мыслят более образами, чем логическими категориями. Им свойственно образное восприятие действительности и метафоричность в выражении мыслей. Речь их ярка, богата выразительными средствами. В чистом виде этот тип встречается крайне редко. Чаще всего стремление к философскому осмыслению действительности сочетается с глубоким лиризмом.

     Безусловно, учет психологических и сенсорных  характеристик языковой личности - существенный фактор, определяющий эффективность речевого общения. Однако для риторики наиболее важным является собственно  риторический критерий  описания ораторских типов, а именно - умение (и желание) оратора держать тезис. На основании этого критерия выделяют три типа ораторов: конструктивный, демагогический и популистский.

     Конструктивный оратор нацелен на речь. Его основная задача - показать решение проблемы. Поэтому он точно и определенно формулирует для себя тезис и стремится раскрыть его в речи, старается привести убедительную аргументацию, высказывает конкретные предложения. Именно конструктивный оратор ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: это "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета", т. е. тщательно продумывает и структурирует содержание, соответствующее своей цели и предназначенное конкретной аудитории.

     Демагог ориентирован на оратора, т. е. на самого себя. Его основная цель - предъявить себя. Речи оратора-демагога обычно малосодержательны, тезиса нет совсем или он очень неконкретный. Он говорит общеизвестные истины, его предложения сводятся к расплывчатым лозунгам (необходимо улучшить работу…, нужно повысить сознательность…, разработать программу… и т. п.). В такой речи может быть много критики, но она не направлена на конкретное явление или событие, а носит обобщенный характер (ср."Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…"). Такой оратор ориентируется на определение риторики как "науки хорошо говорить", сформулированное еще Квинтилианом, и ритора как "достойного мужа, готового к речи". Демагог всегда готов к речи, независимо от аудитории и предмета, поскольку им движет желание самовыражения.

     Популист ориентируется на аудиторию. Его задача - завоевать симпатии слушателей любой ценой, поэтому он говорит то, что хочет услышать от него именно эта аудитория в этот момент. В то время как конструктивный оратор борется за привлечение сторонников к тому или иному мнению, старается усилить аргументацию, - популист нацелен на привлечение сторонников к определенной личности (чаще всего к своей), какими бы ни были ее взгляды. Обычно для реализации этого замысла популист прибегает к озвучиванию наиболее заманчивых идей, за осуществление которых призывает бороться совместно с ним, или, напротив, конструирует очевидного и всеми осуждаемого врага, пугает им и призывает расправиться с ним. В большинстве случаев популистская программа реализует в себе так называемый "принцип айсберга". Он заключается в следующем. Центром внимания популизма являются лишь видимые, находящиеся на поверхности, проблемы. Это недостаток популизма, но одновременно и его видимое достоинство, ибо проблемы, лежащие на поверхности, во-первых, более доступны для понимания, а во-вторых, это, как правило, проблемы наболевшие.

     Следует помнить, что особенность программы  популизма - его деструктивность. В  основном популизм работает в области  разрушительных, а не созидательных  действий. Он более приспособлен к  критике, опровержению, а не к доказательству и утверждению.

     Рассмотренная типология ораторов является своего рода отражением известной мысли Аристотеля: "Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается…".

     Те  или иные типологии фиксируют  наблюдения над спецификой речевого поведения обобщенной языковой личности в типичных коммуникативных ситуациях. Любая попытка формирования той или иной типологии, поиск оснований для их создания отражают рефлексию

     исследователей  над многогранностью риторической практики человека и способствуют коррекции собственной  речемыслительной деятельности.   

     2. Построение ораторской  речи. Композиция

     В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также 
близкие по смыслу слова построение, структура.

     Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Информация о работе Ораторское искусство