Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:05, контрольная работа
Дайте письменную характеристику собственной речевой культуре по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать; владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов, просторечных, вульгарных оборотов. Составьте программу повышения личной речевой культуры.
Ответ:
У меня высокий уровень знаний правил русского языка. Я умею правильно писать и говорить. Иногда возникают трудности в восприятии и переработке текстовой информации. При этом обладаю умением организовать речевое общение и знаю этикетные формулы речи, при определенных речевых ситуациях. К сожалению, навыков выступления перед большой аудиторией у меня практически нет. Иногда в разговорной речи у меня присутствуют слова паразиты, но я стараюсь контролировать себя, постепенно искореняя эту проблему.
1 Контрольная работа №1 3
2 Контрольная работа №2 13
3 Контрольная работа №3 26
Список использованных источников 31
3 Контрольная работа №3
Задание 3.1
Напишите последовательность цифр, соответствующую логичной связи данных предложений.
(1) Для того чтобы обмен мог
состояться, необходимо выполнить
несколько условий. (2) Каждая из
сторон должна также
Ответ:
3, 1, 5, 2, 4.
Задание 3.2
В статье А. Шмелева (Приложение 1) прочитайте раздел, озаглавленный «Изменение речевых норм: мифы и реальность», и напишите:
1) какие виды связи (цепная, параллельная, присоединительная) использованы для соединения предложений в данном разделе; с помощью каких языковых средств обеспечивается структурная соотнесенность между предложениями;
2) какой способ (или способы) рассуждения (индукция, дедукция) использован (использованы) в данном разделе; приведите примеры.
Ответ:
1) Связь – цепная.
Языковые средства: лексический повтор; синонимическая замена; использование союзов, частиц, вводных слов.
2)Способ рассуждения – индукци
Плакаты, украшавшие улицы советских городов, несли лозунги, которые характеризовались определенными языковыми особенностями. → Сейчас советские лозунги на улицах давно не висят, а вместо них (нередко на том же самом месте) висят рекламные плакаты, язык которых значительно отличается от языка советских лозунгов. → Дело не в том, что язык советских лозунгов претерпел серьезные изменения, а в том, что эти лозунги ушли в небытие и сохраняются только в исторической памяти. Вывод: Соответственно, язык рекламы возник не как трансформация языка советских лозунгов, а как нечто новое, появившееся вместе с новым явлением — рекламными плакатами на русском языке.
Задание 3.3
Найдите и исправьте логические ошибки
Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Демократ есть человек демократических убеждений. Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники огня. Вскоре после окончания военных действий приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы и другие культурные учреждения. Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства.
Ответ:
Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика.
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.
Демократ есть человек глубоких убеждений.
Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники питания.
Вскоре после окончания
Нужно подумать о заготовке на зиму
кормов для общественного
Задание 3.4
Укажите номера предложений, в которых нарушение порядка слов или нарушение логики являются ошибкой (и исправьте эти ошибки), и номера предложений, в которых эти нарушения являются стилистическим приемом.
1) Руководитель назначил ответственное лицо за радиационную безопасность.
2) Спорт очень хорошо развивает мышцы тела и здоровье.
3) Выводы из всего этого следуют весьма неутешительные.
4) Хотели как лучше, получилось как всегда.
Ответ:
Ошибки: 1, 2, 3
1) Руководитель назначил лицо, ответственное за радиационную безопасность.
2) Спорт очень хорошо развивает здоровье и мышцы тела.
3) Выводы из всего сказанного следуют весьма неутешительные.
Стилистический прием: 4
4) Хотели как лучше, получилось как всегда.
Задание 3.5
Подберите синонимы к предложенным словам иностранного происхождения и составьте словосочетания с каждым словом из синонимического ряда.
Адекватный, альянс, амбициозный, аннулировать, бестселлер, вердикт, депортация, дисплей, имидж, индифферентный, инцидент, камуфляж, коррумпированный, легитимный, лексикон, лимитировать, менталитет, мониторинг, мораторий, перманентный, пиар, презентация, пролонгировать, пунктуальный, реставрация, рецидив, спонтанный, суверенитет, толерантность, шоу.
Ответ:
Адекватный – нормальный сотрудник
альянс – союз компаний
амбициозный – важный человек
аннулировать – отменить приказ
бестселлер – популярная книга
вердикт – решение суда
депортация – изгнание из страны
дисплей – экран компьютера
имидж – образ компании
индифферентный – равнодушный взгляд
инцидент – случай на производстве
камуфляж – защита сооружения
коррумпированный – купленный голос
легитимный – законный акт
лексикон – словарный запас
лимитировать – ограничивать свободу
менталитет – образ мыслей жителей
мониторинг – наблюдение за ситуацией
мораторий – отсрочка решения
перманентный – постоянный вызов
пиар – реклама депутата
презентация – представление работы
пролонгировать – продлевать срок действия
пунктуальный – точный партнер
реставрация – восстановление картины
рецидив – посторенние истории
спонтанный – неожиданное
суверенитет – независимость страны
толерантность – мягкость руководства
шоу – представление продолжается.
Задание 3.6
Подберите к предложенным словам как можно больше синонимов с различной эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской. Определите, какие из синонимов находятся за пределами литературного языка.
Человек, лицо, глаза, рука, письмо, быстрый, говорить, называть, управлять, строить, препятствие, бояться, бродить, группа, помощник, договор, доход.
Ответ:
человек – человечек, лицо, фигура, тип, существо, личность, особа, кадр, персона, субъект, индивид, некто, человечишка, человечище.
лицо – личико, морда, физиономия, лик, мордочка, обличие.
глаза – очи, глазки, глазенки, зеницы, зенки, гляделки.
рука – лапа, кисть, конечность, десница, длань, клешня, ручища.
письмо – сообщение, послание, телега, депеша, малява, уведомление, писулька
быстрый – скорый, резкий, мгновенный, торопливый, стремительный, проворный.
говорить – указывать, замечать, сообщать, выдавать, болтать, рассуждать, шуршать
называть – упоминать, отмечать, дразнить, обозначать, кликать, нарекать.
управлять – править, руководить, ведать, распоряжаться, ворочать, координировать.
строить – делать, возводить, творить, создавать.
препятствие – проблема, трудность, барьер, заморочка, препона, осложнение
бояться – опасаться, дрожать, испугаться, трястись, тревожиться, трепетать
бродить – ходить, шататься, плутать, слоняться, шастать.
группа – команда, отряд, класс, состав, кучка, ансамбль.
помощник – секретарь, заместитель, ассистент, пособник, помощничек,
договор – сделка, контракт, соглашение, пакт
доход – средства, прибыль, приход, выручка, улов, барыш, выигрыш.
За пределами литературного языка находятся следующие синонимы: морда, глазенки, зенки, клешня, телега, малява, писулька, шуршать, ворочать, заморочка, шастать, помощничек, барыш.
Задание 3.7
Назовите тропы и
1) расставить в речи смысловые акценты
2) показать многосложность и противоречивость явления
3) продемонстрировать волнение говорящего
4) заставить задуматься над тем, о чем недоговаривает автор
5) подчеркнуть эмоциональность автора
6) выразить ироническое отношение к чему-либо
Ответ:
1) расставить в речи смысловые акценты – анафора, эпифора, парцелляция
2) показать многосложность и
противоречивость явления –
3) продемонстрировать волнение
говорящего – риторическое
4) заставить задуматься над тем, о чем недоговаривает автор - умолчание
5) подчеркнуть эмоциональность
автора – риторическое
6) выразить ироническое
Задание 3.8
Какие тропы и стилистические фигуры использованы в следующем фрагменте? Какой эффект дает их употребление?
Поэзия никогда не была особенно рентабельна - даже когда собирала стадионы. Сегодня она не востребована прежде всего потому, что именно в поэзии наиболее оперативно, интуитивно, точно дается оценка этому времени и месту. А в такой оценке современная Россия нуждается меньше всего, ибо, погрузив ее в летаргию, власть даже не пытается навеять ей сны золотые. Россия сейчас беспокойно и безрадостно спит, и видеть себя в состоянии крайней умственной лености, деградации и индифферентности ей глубоко неохота. Молодая поэзия, способная поднести к глазам Родины это зеркало, не имеет ни малейшего шанса пробиться в бумажную прессу. (Д.Быков)
Ответ:
Сны золотые – метафорический эпитет
Россия сейчас беспокойно и безрадостно спит – олицетворение
Молодая поэзия, способная поднести к глазам Родины это зеркало – олицетворение
в бумажную прессу - эпитет
Эпитет – дает дополнительную художественную характеристику.
Олицетворение – использование делает речь образной и интересной
Список использованных источников