Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:27, контрольная работа
Когнитивные (cogito –я мыслю) функции риторики есть функции познавательные, номинативные (обозначающие предмет мысли), конструктивные, то есть соединяющие мысли в некий целостный текст, аккумулятивные – накапливающие, концентрирующие знания и передающие их другим. Эти функции осуществляются оратором в процессе создания им риторического текста.
В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
(РГТЭУ)
Контрольная работа по курсу «Бизнес-риторика».
Работу выполнил
студентка группы КТДК-21 з/о
Факультета Коммерции и Маркетинга
Бибарсов Рамиль Наилевич
Преподаватель:
Петрова А.Г.
Москва 2013.
Риторика со стороны познания представляет собой теорию и практику речемыслительной деятельности, связанной с размышлением над научными и социально значимыми проблемами и убеждением других в собственном видении этих проблем. Когнитивные (cogito –я мыслю) функции риторики есть функции познавательные, номинативные (обозначающие предмет мысли), конструктивные, то есть соединяющие мысли в некий целостный текст, аккумулятивные – накапливающие, концентрирующие знания и передающие их другим. Эти функции осуществляются оратором в процессе создания им риторического текста.
В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:
1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.
2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.
3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.
4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.
5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».
Рассмотрим вначале первый этап – инвенцию.
Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти. Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.
В инвенции описываются риторические способы обоснования своего мнения, различные виды умозаключений, например, такие, как:
1) силлогизм (две явно
«Всё, что развивает ум, полезно изучать. Математика развивает ум. Следовательно, математику полезно изучать»;
2) энтимема (вид силлогизма, в котором одна посылка остается неявной, «в уме»): «Математику полезно изучать хотя бы потому, что она развивает ум»;
3) эпихейрема (развернутый силлогизм): «Полезно изучать всё, что развивает наш ум, делает его более гибким. Всякий согласится, что изучение математики - прекрасный способ развития ума, что изучать математику полезно и необходимо»;
4) дилемма (разновидность
5) сорит (цепочка связанных
Третья часть инвенции - наука о страстях (патетика), она учит оратора, как вызывать у аудитории необходимые эмоции и чувства. При этом рекомендуется осторожное обращение с патетикой, высмеивается злоупотребление страстями.
Общие правила инвенции требуют гармонии нравов, аргументов и страстей.
Инвенция, обучая искусству аргументации,
опиралась на различные способы
изобретения, «размножения» идей, некие
смысловые модели. Это концентрированное
знание, его можно увидеть в
таком «сгущенном» виде, например,
в пословицах: «Не плюй в колодец
– пригодится воды напиться». Однако
если к ним присмотреться
Рассмотрим 10 наиболее важных топов.
1. Топ «род – вид»
Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли – её нисхождение от общего к частному (дедукция) или восхождение от частного к общему (индукция). Например, рассуждая о породах собак, мы понимаем, что общим (родовым) понятием по отношению к собаке будет «домашнее животное». В свою очередь понятие «собака» мы можем разложить на некие разновидности, например, на охотничьи, сторожевые, комнатные, которые делятся на породы: овчарка, пинчер, спаниель и т.п. И овчарки в развитие этого понятия могут быть восточноевропейскими, кавказскими и др.
Разновидность является подразделением в топе «род – вид». Осознание предмета кроме возведения к общему (роду, родовой идее) требует умения разделять всё на некие вариативные подвиды. Например, осмысляя понятие «игра», мы выделим игру как детское развлечение, как творческий, актёрский акт, как манипулирование и т.д.
2. Топ «определение»
Определение (definitio, дефиниция) служит ясности и точности речи и является важным элементом её структуры. Часто определение звучит в самом начале речи. Определить предмет речи – значит назвать его общий род (клён – дерево, зима – время года) и видовое, специфическое отличие от других предметов того же рода (демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия). Риторические определения могут быть менее строгими, в том числе образными (метафорическими) и парадоксальными: «Лиса – всем известный зверь, своей хитростью вошедший в пословицу», «Зима – сон природы», «Лень – двигатель прогресса».
3. Топ «целое – части»
Осмысление содержания происходит с использованием модели «целое – части». Это значит, что явление действительности, предмет речи можно рассмотреть:
а) как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом. Если вы говорите о Владивостоке, то можете рассмотреть его в составе и Приморского края, и России;
б) как целое, состоящее из элементов, и говорить об этих элементах. Например, рассказ о Владивостоке - это рассказ о специфике его районов – мыса Чуркин, Второй Речки, 71-го микрорайона и т.д.
Разделение предмета речи на части – непростая задача. Необходимо выделить и описать именно только значимые (функционально или ценностно) части предметов, важные, заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие предмет от других, сходных с ним объектов.
Части предмета речи могут служить характеристикой целого. Вспомним портрет Базарова, который даёт Тургенев в романе «Отцы и дети». Одежда-балахон и красные большие руки Базарова подчёркивают сущность этого человека и противопоставляют его миру Кирсановых. Часть может гиперболизироваться (преувеличиваться) в целях создания выразительного образа, достижения комического эффекта:
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице.
А у милого лицо
Занимает всё крыльцо.
4. Топ «свойства»
Под топом «свойства» подразумеваются
очень близкие друг другу смысловые
модели: признаки предмета, его качества,
функции, его характерные действия.
Умение вычленять свойства, определяющие
предмет, а не только перечислять
равнодушно всё подряд, без разбора
– главное и второстепенное, важное
и неважное – это умение свидетельствует
о субъективном, личностном взгляде
на предмет речи, с одной стороны,
и о грамотном, объективном, аналитическом
подходе к явлениям действительности,
- с другой. Таким образом, чтобы
правильно применять топ «
5. Топ «сопоставление»
Смысловая модель «сопоставление» отражает универсальность мыслительных операций, направленных на поиск сходства и различия в окружающей нас действительности. Топ «сопоставление» существует в двух видах – сравнение и противопоставление. Если мы ищем сходство (аналогию) между предметами, мы сравниваем. Если фиксируем своё внимание на различиях, то противопоставляем. Сравнение – это механизм познания. Одно познаётся через другое: «Голос любимой подобен флейте», «Человек в драке сходен с животным», «Шум моря похож на удары огромного тамбурина».
Противопоставление часто
6. Топ «причина и следствие»
Это один из универсальных топов, отражающих причинно-следственные отношения между явлениями в мире и, соответственно, между понятиями, идеями, передающими эти отношения. Эта смысловая модель существует в двух разновидностях: в виде веера и в виде цепочки.
Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:
следствие
причина
причина
причина
Когда вы приходите к врачу, жалуясь
на боли в сердце, он пытается найти
причину болезни в вашей
«Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:
причина следствие следствие следствие.
Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».
7. Топ «обстоятельства»
Этот топ выражает место, время,
условия осуществления
Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?
8. Топ «пример»
Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая модель опирается на практицизм и прагматизм нашего мышления, на доверие тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.
Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.
9. Топ «свидетельство»
Топ «свидетельство» носит ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».