Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Что такое субъект и предикат логического суждения?
Субъект логического суждения - это понятие о предмете мысли, т. е. то, о чем говорится в данном суждении. Обозначается буквой "S" (от лат. subjektum - лежащий в основе).
Предикат логического суждения - значение о признаке предмета мысли, т. е. то, что говорится о субъекте суждения. Обозначается буквой "Р" (от лат. слова predikatum - сказанный).
Укажите субъекты и предикаты в следующих суждениях: Полемика – это разновидность спора. Мальчик бежит. Многие иностранцы не знают русского языка.
"S" - полемика.
"Р" - разновидность спора.
"S" - мальчик.

Работа содержит 1 файл

Риторика К.Раб..docx

— 35.65 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Риторика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

 студентка группы

 ГМУ 1 (11):

Днеприкова Ю.В.

 

 

 

Проверил:

Переверзева С. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва , 2012

 

ЛОГИКА

 

Что такое субъект и  предикат логического суждения?  

Субъект логического суждения - это понятие о предмете мысли, т. е. то, о чем говорится в данном суждении. Обозначается буквой "S" (от лат. subjektum - лежащий в основе).

Предикат логического суждения - значение о признаке предмета мысли, т. е. то, что говорится о субъекте суждения. Обозначается буквой "Р" (от лат. слова predikatum - сказанный).

Укажите субъекты и предикаты  в следующих суждениях: Полемика – это разновидность спора. Мальчик бежит. Многие иностранцы не знают русского языка.

"S" -  полемика.

"Р" - разновидность спора.

"S" - мальчик.

"Р" - бежит.

"S" - многие иностранцы.

"Р" - не знают русского языка.

Что такое гипотеза, индукция и дедукция (силлогизм); чем отличаются структуры этих выводов?

Гипотеза (древнегреческое) – это «основание», «предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если …, то …»; «так …., как ….», «при условии …, что…».

Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления. Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая нуждается в доказательстве.

  Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Противоположно индукции.

Силлогизм (древнегреческое) — рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на бо́льшую (которая содержит предикат заключения) и меньшую (которая содержит субъект заключения).

Укажите тип вывода (гипотеза, индукция, дедукция) в следующем  примере: Маша хорошо говорит по-французски. Маша – брюнетка. Вывод: Если девушка брюнетка, то она хорошо говорит по-французски.

Это пример неполной индукции - наблюдения за отдельными частными случаями наводящими на гипотезу, которая нуждается в доказательстве.

Что такое объём понятия? Что такое расширение / сужение  объёма понятия?   

Понятие - простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках.

Сужение объёма понятия - логическая операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, от рода к виду. Этот переход осуществляется за счет добавления к содержанию исходного понятия дополнительных признаков, принадлежащих лишь части предметов, входящих в объем исходного понятия. Например, добавив к содержанию понятия «треугольник» свойство «быть прямоугольным», мы получим понятие «прямоугольный треугольник», которое является видовым по отношению к исходному понятию.

Увеличение объёма понятия – это логическая операция, которая противоположна ограничению и представляет собой переход от видового понятия к родовому с помощью отбрасывания от его содержания какого-либо признака. Например, если от содержания понятия «биология», отбросить признак «изучать различные формы жизни», то оно превратится в понятие «наука», которое будет родовым по отношению к исходному видовому» понятию «биология».

Дан софизм. Объясните, в  чём состоит логическое нарушение, указав недопустимую логическую операцию. Вы видите портрет Джона Уилкса Буса. Джон Уилкс Бус убил Авраама Линкольна.  Таким образом, вы видите портрет убийцы.  Убийца – человек. Следовательно, Вы видите портрет человека.  Человек изобрел колесо.  Следовательно, перед Вами портрет изобретателя колеса.

Нетождественные субъекты  в суждениях «Убийца – человек» и «Человек изобрел колесо» преднамеренно и незаметно отождествляются в одном суждении  «Перед Вами портрет изобретателя колеса» с целью ввести слушателя в заблуждение, так как в первом суждении субъектом является конкретный человек (Джон Уилкс Бус), а во втором – абстрактный представитель (и) множества людей.

 

 

 

АНТИЧНАЯ РИТОРИКА 

 

Назовите философа, которого считают основоположником науки «риторика».

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384…322 г. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.

Что представляет собой приём спора «майевтика», и кто считается его автором? Как связано название этого приёма с его содержанием?

Майевтика (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство, родовспоможение) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Что означает слово  «филиппика» в современном русском  языке? Кто был автором первой филиппики, и кому она была адресована?

Филиппика (др.-греч. οἱ (λόγοι) Φιλιππικοί — филиппики) — в переносном смысле гневная, обличительная речь. Термин принадлежит афинскому оратору Демосфену, который произносил подобные речи против македонского царя Филиппа II в IV веке до н. э. (сохранилось четыре речи против Филиппа, причём четвёртую часто считают неподлинной). Филиппиками в подражание Демосфену Цицерон называл свои речи, направленные против Марка Антония (в 44-43 годах до н. э. им были написаны и дошли до нашего времени четырнадцать таких речей).

 

 

 

 

 

 

 

СПОР. ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ 

 

Что такое количество тезиса?

«Количество» тезиса – это его  следующие характеристики:

-  об одном ли только предмете идет речь или обо всех без исключения предметах данного класса, или не обо всех, а о некоторых (большинстве, многих, почти всех, нескольких и т. п.).

- всегда ли свойственен предмету тот признак, который ему приписывается, или не всегда.

Что такое модальность  тезиса?

Модальность тезиса – логическая ошибка, состоящая в том, что суждение, которое является тезисом, выражает предположение, вероятность, возможность при определенных условиях, а не достоверные, обоснованные, бесспорные, доказательные знания. Достоверность знаний обеспечивается практикой, экспериментальными данными. Вероятность же знания характеризует степень возможности проявления того или иного события при определенных условиях. Вероятностные знания дают вероятностное заключение, которое нельзя выдавать за достоверное.

Что такое тезис, антитезис, довод и пункт разногласия?

Тезис (др.-греч. ἡ θέσις (thésis)) - положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Антитезис (др.-греч. ἀντίθεσις «анти́тесис» - противоположение; лат. antithesis «антите́зис») - суждение, противопоставляемое тезису.

Довод - мысль, соображение, приводимые в доказательство чего-либо, аргумент.

Пункт разногласия – место, где слушатель не согласен с мыслью оратора.  Это должно быть исходной точкой каждого правильного спора.

Какие типы спора  выделяются по признаку «цель спора»?

Спор первого типа – спор ради истины - называется диалектическим.

Спор второго типа – спор ради победы – называется эристическим.

Что такое «общее место» («топос»)? Что такое «противоположное общее место»? Приведите примеры тех и других.

«Общее место» (топос) (др.-греч. τόπος κοινός, лат. locus communis) — один из важнейших терминов классической риторики и литературной теории, обозначает воображаемую тему, обусловливающую выбор данной мысли, данного образа из многих других.

К топосам относятся: обозначения природных явлений (пейзажей, времен года), человеческих чувств (дружбы, любви, сознания быстротечности времени), возрастов, эстетических и моральных оценок (хвалы, поношения, утешения), поведения, характерного для отдельных людей или групп.

«Противоположное  общее место» (контр-топос) - это топос, члены которого обозначают предметы мысли, противопоставленные на основе количества, качества, признака и т.д.

Пример  топосов – мудрость народа, зафиксированная в пословицах и поговорках: «Делу - время, потехе – час», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и пр.

Пример  контр-топосов: «Нет нации – нет языка». «Исторически так сложилось, что современное белорусское государство возникло внезапно, вопреки воле и желанию его собственного народа. Не было многовековой борьбы за независимость, не существовало понятия государственности и тяги к национальному обособлению».

Приведите пример (а) ложного тезиса, (б) ложного довода, (в) рассуждения, в котором нарушена связь между тезисом и доводом.

Если утверждение - тезис противоречит фактам или истине (если чёрное выдают за белое), возникает логическая ошибка «ложный тезис».

Пример:

Экономика России за годы демократических  реформ совершила мощный рывок в  развитии, доказав фактами преимущество перед экономикой СССР.

Ложный  довод - ссылка на анонимный авторитет, неполные сравнения, факты, которые  нельзя узнать и многое другое (применяется  в основном в рекламе и предвыборных компаниях):

Примеры:

«Ученые на основании многолетних исследований установили...»

«Ни один патриот нашей страны не будет возражать, если…».

«Нам необходимо увеличить численность  полиции, поскольку резко выросла  численность незарегистрированных изнасилований».

Рассуждения, в котором  нарушена связь между тезисом  и доводом – софизмы:

Примеры:

3 и 4 – два разных  числа, 3 и 4 – это 7, следовательно, 7 – это два разных числа.

Возьмём спичку и сломаем  её пополам. Это один раз два. Затем возьмём одну из половинок и сломаем её пополам. Это второй раз два. В результате получились три части исходной спички. Таким образом, два раза по два будет не четыре, а три.

Что такое инсинуация?

Инсинуация (от лат. insinuatio, буквально — вкрадчивость) - преднамеренное сообщение отрицательных сведений (или даже измышление, клевета), имеющее целью опорочить кого-либо, подаваемое намёком (т. е. не прямо, а косвенным указанием на факты и обстоятельства) или тайно. Цель инсинуации - подорвать в слушателях и/или читателях доверие к объекту инсинуаций, следовательно, к его доводам или поведению.

Что такое «злостное  отрицание доводов», и какие известны способы борьбы с этой уловкой?

Злостное отрицание доводов – нечестная уловка в споре, суть которой состоит в том, что какой бы мы довод в пользу своего тезиса ни привели, противник объявляет его недоказательным.

При таком «злостном отрицании» доводов остается или бросить  спор или, если это неудобно, прибегнуть к уловке. Наиболее характерны две  «защитных уловки»:

а) надо «провести» доводы в пользу доказываемой мысли так, чтобы противник  не за метил, что они предназначаются  для этой цели. Тогда он не станет «злостно упорствовать» и может  их принять. Когда мы проведем все  их в разброс, потом остается только соединить их вместе — и мысль  доказана. Противник попался в  ловушку. Для того, чтобы с успехом выполнить эту уловку, часто нужно очень большое искусство, уменье «владеть спором», уменье вести его по известному плану.

б) Заметив, что противник злостно  отрицает каждый наш довод в пользу доказываемой мысли, а какой-нибудь довод нам необходимо провести, мы ставим ловушку. О нашем доводе умалчиваем, а вместо него берем противоречащую ему мысль и делаем вид, что  ее-то и хотим употребить, как  довод. Если противник «заладил»  отрицать все наши доводы, то он может, не вдумавшись хорошенько, наброситься  и на нее и отвергнуть ее. Тут-то ловушка над ним и захлопнется. Отвергнув мысль, противоречащую нашему доводу, он тем самым принял наш  довод, который мы хотели провести.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"