Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:05, контрольная работа
Дайте письменную характеристику собственной речевой культуре по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать; владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов, просторечных, вульгарных оборотов. Составьте программу повышения личной речевой культуры.
Ответ:
У меня высокий уровень знаний правил русского языка. Я умею правильно писать и говорить. Иногда возникают трудности в восприятии и переработке текстовой информации. При этом обладаю умением организовать речевое общение и знаю этикетные формулы речи, при определенных речевых ситуациях. К сожалению, навыков выступления перед большой аудиторией у меня практически нет. Иногда в разговорной речи у меня присутствуют слова паразиты, но я стараюсь контролировать себя, постепенно искореняя эту проблему.
1 Контрольная работа №1 3
2 Контрольная работа №2 13
3 Контрольная работа №3 26
Список использованных источников 31
Осетины – осетин.
Болгары – болгар.
Туфли – туфель.
Томаты – томатов.
Ясли – яслей.
Задание 1.10
Образуйте форму родительного падежа от имен и фамилий.
Ответ:
Зураб Соткилава – Зураба Соткилава.
Анна Митта –Анну Митт.
Антонио Буэно - Антонио Буэно.
Олег Белых – Олега Белых.
Александр Грин – Александра Грина.
доктор Живаго –доктора Живаго.
леди Макбет – леди Макбет.
Карел Чапек – Карела Чапека.
Галина Луценко – Галину Луценко.
Юрий Пак – Юрия Пака.
Задание 1.11
Запишите словами цифры.
Ответ:
Порывы ветра достигали 15-20 метров в секунду – Порывы ветра достигали пятнадцати – двадцати метров в секунду;
к 850-летию Москвы – к восьмисот пятидесятилетию Москвы;
во всех 479 томах этого дела – во всех четырехсот семидесяти девяти томах этого дела;
проголосовало «за» 370 депутатов при 63 «против» - проголосовало «за» триста семьдесят депутатов при шестидесяти трех «против»;
в 284 выпуске программы – в двести восемьдесят четвертом выпуске программы;
в 2012 году – в две тысячи двенадцатом году.
Задание 1.12
Исправьте ошибки в предложениях:
Ответ:
1) Этот центр расположен в тридцати-сорока минут езды от города. – Этот центр расположен в тридцати-сорока минутах езды от города
2) Шторм бушевал в течение
полтора суток. – Шторм
3) В городе зарегистрировано
более восьмиста семидесяти
4) Двое кошек бежали по улице. – Две кошки бежали по улице.
5) На столе лежал кошелек с
девяностами рублями. – На
столе лежал кошелек с девяност
Задание 1.13
Запишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.
Ответ:
1) Тут открылась картина
2) Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого.
3) Федя принес цветы, однако Маше это не понравилось.
4) Назвался груздем, полезай в кузов.
5) Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.
6) Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность - вот альфа и омега нового периода.
7) Государственное предприятие «Общение», именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице генерального директора Поповича Александра Михайловича, действующего на основании Устава, с одной стороны и гражданин Российской Федерации Бабкин Иван Васильевич, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем...
Задание 1.14
Найдите и исправьте лексические ошибки.
Все зрители отмечали замечательную акустику. Нужно инвестировать в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу. Сегодня днем температура воздуха будет очень холодной. Администрация метро объявила о подорожании цен. Это решение будет нести негативные последствия. Одевайте наушники и слушайте музыку. Нам придется предпринять срочные меры. Не выдавай желательное за действительное. Внезапно вспыхнула нетерпимая боль. В компании появилась свободная вакансия. Вадим растоптал ногами макет, который так старательно клеили ребята. В реальной действительности такого случиться не могло.
Ответ:
Все зрители отметили замечательную акустику.
Нужно инвестировать в те отрасли, которые быстро дадут отдачу.
Сегодня днем температура воздуха будет очень низкой.
Администрация метро объявила о повышении цен.
Это решение будет иметь негативные последствия.
Надевайте наушники и слушайте музыку.
Нам придется предпринимать срочные меры.
Не выдавай желаемое за действительное.
Внезапно вспыхнула
В компании появилась вакансия.
Вадим растоптал ногами макет, который
так старательно склеили
В действительности такого случиться не могло.
Задание 1.15
Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях.
Расскажем более подробнее о погоде. Есть озабоченности, на которые мы не всегда адекватно отвечаем. Я еще не в курсе об этой информации. Мы уже получаем предложения с наших областей. Много негативных слов высказано в сторону компании. Зрители выразили свое восхищение уровню профессионализма режиссера. Согласно неписаных законов они являются героями. В качестве примера приведу визит боливийской делегации, в ходе которой мы подписали договор по сотрудничеству. Я думаю, что не только я, но и вы не верите о том, что это может быть. Он несет не меньшую ответственность в том, что сейчас происходит. Никому не секрет, что главные виновники в развале отрасли не понесли наказания. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. Читая эту статью, возникает много вопросов к ее автору.
Ответ:
Расскажем более подробно о погоде.
Есть проблемы, на которые мы не всегда адекватно реагируем.
Я еще не знаю об этой информации.
Мы уже получаем предложения из наших областей.
Много негативных слов высказано в адрес компании.
Зрители выразили свое восхищение профессионализму режиссера.
Согласно неписаным законам, они являются героями.
В качестве примера приведу визит боливийской делегации, в ходе которой мы подписали договор о сотрудничестве.
Я думаю, что не только я, но и вы не верите в то, что это может быть.
Он несет не меньшую ответственность за то, что сейчас происходит.
Ни для кого не секрет, что главные виновники в развале отрасли не понесли наказания.
Студентов, направляемых на практику, необходимо снабдить подробной программой.
Факты, приведенные в докладе,
Главное, чему необходимо уделить внимание – это художественная сторона произведения.
На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и возможности досрочно сдавать зачеты.
Читая эту статью, возникает много вопросов к автору.
2 Контрольная работа №2
Задание 2.1
Определите стилевую принадлежность каждого фрагмента текста. Аргументируйте свое решение: назовите основные функции и языковые признаки стиля, к которому относится каждый текст, и приведите из этих текстов примеры, подтверждающие наличие в них таких признаков.
Ответ:
1) Научный стиль. Основная функция- сообщение информации и доказательство ее истинности. Признаки – точность, абстрактность, логичность, объективность, использование специальной терминологии. Пример: «Задача эристической аргументации - достижение победы в споре независимо от того, приведет такой спор к изменению взглядов оппонента или нет».
2) Официально-деловой стиль. Основная функция – информативная. Признаки – точность и детальность изложения, стереотипность, официальность, строгость выражения мысли, объективность, логичность, однозначность толкования, отсутствие оценочности, безличность изложения. Пример: «Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».
3) Публицистический стиль. Основная функция – информативно-содержательная функция, функция убеждения, эмоционального воздействия. Признаки – информация адресована огромному кругу лиц, значим временной фактор, тенденция к экспрессивности, тенденция к стандарту, распространены изобразительные средства, оценочное отношение, повышенная эмоциональность. Пример: «Шекспировский балет стоит смотреть – его поставил Джордж Баланчин, маг и волшебник мирового балета, русский американец, родившийся в Петербурге и учившийся в Императорском балетном училище».
Задание 2.2
1) Аннотация к
статье А. Шмелева «Ложная
В статье рассматривается актуальная и гуманитарная проблема современной России: состояние русского языка. За последнее десятилетие русский язык подвергается серьезным изменениям. В новых условиях должно быть возвышение русского языка, который обеспечивает единство народов России. Однако такому возвышению серьезно препятствует состояние живой русской речи, навязывание плохого языкового вкуса средствами масс-медиа и влиянием чиновничества, а также непродуманная языковая политика.
2) Реферат. А.
Шмелев «Ложная тревога и
Мнение о том, что за последнее десятилетие русский язык подвергается серьезным изменениям, широко распространено среди самых разных слоев общества. Многие лингвисты полагают, что говорить о радикальных изменениях в языке нет оснований: снижается речевая культура, уровень владения языком, а язык как таковой остается «великим и могучим». Таки образом, своих богатых возможностей русский язык уже не утратит, а неспособность ими воспользоваться будет характеризовать не язык как инструмент, а тех, кто не умеет пользоваться этим инструментом.
Однако тексты, распространяемые современными средствами массовой информации, изобилуют словами, которые всего лишь двадцать лет тому назад в русской речи не употреблялись и сейчас понятны далеко не всем носителям языка. Заимствование большинства из них связано с тем, что в нашу жизнь входят новые явления, для которых нет готового русского названия. Специфика нашего времени лишь в том, что появилось очень много новых областей жизни, активно обсуждаемых в средствах массовой информации, которые до того появились за границей и уже получили свое наименование на одном из иностранных языков.
Помимо наплыва иностранных слов, публичная речь в наши дни стала весьма неформальной и сниженной, подчас доходящей до прямой грубости. Однако существует мнение, что уровень речевой культуры политиков и журналистов остался прежним — просто раньше у нас было меньше возможностей составить о нем адекватное представление.
Точно также нет оснований полагать, что проникновение скверноматерной брани на полосы печатных изданий свидетельствует о языковых изменениях. Скорее это говорит об упразднении цензурных ограничений. При этом происходит расширение сферы использования скверноматерной лексики в жизни. Такая ситуация приводит к тому, что расширяется круг людей, которым навязывается соответствующий взгляд на жизнь. Таким образом, опасность массового вторжения в литературную речь элементов, присущих различным видам «сниженной» речи, носит вовсе не лингвистический характер. Дело не в «порче» языка, а в «порче нравов»; точнее, в том, что неприметным образом циническое представление о мире подается как нечто само собою разумеющееся, не имеющее альтернатив.
Следует обратить внимание на то, что едва ли уровень грамотности в настоящее время серьезно снизился. Количество орфографических и пунктуационных ошибок было чрезвычайно велико как двадцать пять лет назад, так и в настоящее время, особенно это касается жанров письменной речи, в которых корректуры нет и не было. Однако для общей характеристики языковой ситуации существен жанр массовой коммуникации. У многих людей развита зрительная память, и при отсутствии специальной орфографической рефлексии, многократно сталкиваясь с неправильным написанием, они к нему привыкают и начинают воспринимать как допустимое.
Тревога, связанная с языковыми изменениями не совсем беспочвенна. Дело в том, что язык отражает определенный способ восприятия и устройства мира — «языковую картину мира». Совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в некую единую систему взглядов и предписаний, которая навязывается всем носителям языка.
Представления, формирующие картину мира, входят в значения слов в неявном виде, так что человек принимает их на веру, не задумываясь. Пользуясь языковыми выражениями, содержащими неявные смыслы, человек, сам того не замечая, принимает и заключенный в них взгляд на мир.
Задание 2.3
1) Возложить обязанности; высказать предложение; достигать соглашения; заключить контракт; заслушать партнера; затребовать неустойку; обеспечить гарантию; объявить торги; оказывать влияние; предъявлять иск; открыть кредит; продлить срок; принять оферту; предпринять меры; рассмотреть претензию; расторгнуть договор; составить акт; объявить благодарность; иметь визу; получить выговор; подписать договор; достигнута договоренность; зарегистрировать документ; выплатить задолженность; вручить заявку; подать иск; закрыть кредит; сформировать отчет; написать письмо; поддерживать повестку; поставить подпись; выразить порицание; получить постановление; принять предложение; направить претензию; составить приказ; оформить расписку; огласить резолюцию; составить резюме; написать рекомендацию; принять решение; выдать санкцию; оказать содействие; выдать справку; выставить счет; оплатить требование; поставить на учет; соответствовать характеристике; обосновать цену.
2) Согласованные действия; должностное лицо; крайняя необходимость; смягчающие обстоятельства; бюджетная организация; административная ответственность; деловые отношения; единый порядок; денежное пособие; ускоренное рассмотрение; взаимные расчеты; экономическая рентабельность; дальнейшее сотрудничество; долгий срок; предоставленные скидки; указанные цены.