Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:57, реферат
Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на:
Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа;
Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения.
Крещение Господне. Празднуется 19 января. Происхождение праздника связано с проповедью пророка Иоанна Крестителя, возвестившего скорое пришествие Спасителя и призвавшего людей к покаянию. Над кающимися Иоанн совершал обряд омовения в реке Иордан, символизирующий начало праведной жизни.
В момент крещения Иисуса голос Бога с небес возвестил о нем как о Сыне Божием, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя. Праздник Крещения Господня именуют также Богоявлением.
Сретение Господне. Празднуется 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Введен Иерусалимской церковью с IV века в память о принесении младенца Иисуса в Иерусалимский Храм для посвящения его Богу. Во время посвящения произошла встреча («сретение») Иисуса со старцем Симеоном, жившим при храме, которому было предсказано, что он при жизни увидит Спасителя.
Благовещение. Празднуется 7 апреля. Установлен в память о явлении Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего о будущем рождении Сына Божия. Утвержден в IX веке исчислением 9 месяцев назад от Рождества Христова.
Преображение Господне. Празднуется 19 августа. Установлен в память о пребывании Христа на горе Фавор, когда во время молитвы бывшие с ним апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса преображенным Божественным Светом, в окружении пророков Моисея и Илии. Праздник отмечался в Палестине как начало сбора первых плодов. В связи с этим в восточном христианстве утвердился обычай освящения первых плодов (яблок, винограда) в праздник Преображения Господня, после чего разрешалось употреблять их в пищу.
Успение
Пресвятой Богородицы. Отмечает
Помимо двунадесятых праздников почитанием в православии пользуются Великие праздники, связанные с важными событиями церковной истории:
Обрезание Господне (в память о совершении над младенцем Иисусом древнеиудейского обряда обрезания) - празднуется 14 января;
Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) - празднуется 7 июля;
День Первоверховных апостолов Петра и Павла (установлен в память их мученической кончины во время антихристианских гонений при римском императоре Нероне в 64 г.) - отмечается 12 июля;
Усекновение главы Иоанна Предтечи - отмечается 11 сентября;
Покров Пресвятой Богородицы (установлен на основе легендарного видения византийским подвижником Алексием Божиим Человеком в VII веке, во время осады Константинополя арабами, Богоматери в небе, укрывающей город от врага своим покрывалом) - празднуется 14 октября.
Другие, менее значительные праздники посвящены отдельным святым (дате их смерти или прославления церковью), знаменательным событиям в истории православия, а также особо чтимым иконам. В первое воскресенье после Дня Святой Троицы отмечается День Всех Святых - общий праздник всех святых, чтимых в православии, а еще через неделю - особый праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших.
Посты. Помимо праздников, большую роль в православии играют посты - периоды воздержания от животной пиши, чувственных удовольствий и развлечений - с целью достижения молитвенного сосредоточения. Главные среди них - четыре многодневных поста:
Великий Пост (семь недель перед Пасхой - духовное приготовление к празднику Воскресения Христова);
Петров Пост (от праздника Всех Святых до Дня Первоверховных апостолов Петра и Павла);
Успенский Пост (две недели перед Успением Богородицы);
Рождественский Пост (от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества Христова).
Православное богослужение Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из:
молитвенных песнопений,
посвященных церковным
молитвенных прошений (ектений);
чтения Священного
писания в установленном
Центральное место в суточном богослужении занимает литургия (по-гречески - «общее дело»), во время которой совершается евхаристия - таинство причащения.
В период Великого Поста служится также литургия Преждеосвященных Даров, во время которой евхаристия не совершается.
Последование молитв
во время евхаристии составляет анафору (по-
Проповедь в православном богослужении центрального значения не имеет, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами. Богослужение в православных церквах совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском).
В Русской церкви используется церковно-славянский .
Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и богослужебных книг был выполнен в 60-х годах IX века святыми Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки (кириллицы). Получив первоначальное распространение в Болгарии, тексты славянского богослужения после принятия христианства попали на Русь. Попытки перевода православного богослужения на современный русский язык предпринимались неоднократно, но были малоуспешными. В православном богослужении используется хоровое пение без музыкального сопровождения, в котором ранее принимали участие все молящиеся (данный обычай сохранился у старообрядцев).
Впоследствии появились специальные церковные хоры и чтецы (псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены в VIII веке И. Дамаскином и Ф. Студитом.
Раскол христианства:
Внутри христианства
было несколько крупных расколов. К расхождению
в религиозных взглядах, как правило, приводили
различия в социальной и религиозной жизни
разных христианских общин. Так в V веке
в Византии возникло учение монофизитов,
которое не хотели признавать Христа одновременно
и человеком, и Богом. Несмотря на осуждение
этого учения одним из вселенских соборов
(415 г.) оно распространилось в некоторых
византийских провинциях, таких как Египет,
Сирия и Армения.
Одним из самых крупных считается раскол
XI века, который произошёл при разделении
Римской империи на Западную и Восточную.
В первой, в связи с падением власти императора,
сильно вырос авторитет римского епископа
(папы), во второй - где императорская власть
была сохранена, патриархи церквей были
лишены подхода к власти. Таким образом,
исторические условия легли в основу разделения
когда-то единой христианской церкви.
Кроме того, между двумя церквями начали
определённые догматические и даже организационные
разногласия, которые и привели к окончательному
разрыву в 1054 году. Христианство разделилось
на две ветви: католицизм (Западная церковь)
и Православие (Восточная церковь).
Последний раскол христианства произошёл
внутри католической церкви в период Реформации.
Сформировавшееся в XVI веке в Европе антикатолическое
движение привело к отделению от католицизма
нескольких европейских церквей и созданию
нового направления в христианстве - протестантизма.