Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:22, реферат
Наряду с прочими другими «религиозными культурами»: мусульманской, католической, буддийской, – с такой же степенью обоснованности и необходимости существует понятие православной культуры. Долгое советское время как бы не замечавшаяся православная культура стала фактом современной жизни многих стран, в том числе и Киргизии, учебной дисциплиной, «горячей» темой для публицистики и даже фактором внутренней политики и предметом изучения для исследователей разного профиля.
Православная
культура и научные подходы к
ее изучению
Наряду с прочими
другими «религиозными
Среди научных трудов
ХХ века – сотни интереснейших
исторических и философских исследований,
посвященных разным формам организации
православной жизни: монастырям, братствам,
приходам и т.п. Особняком, в русле
советской традиции, стоит изучение
проблем церковно-
Так может быть, просто
не настал еще тот этап исторического
исследования православной культуры,
когда требуется выйти на уровень
обобщения? Но вот министерство образования
Российской Федерации поставило
вопрос о преподавании основ православной
культуры в школах. Это значит, что
этот предмет будет введен в вузах,
уже написаны учебники, обсуждаются
программы, вызывая массу весьма
болезненных споров. Если оставить
в стороне мировоззренческие
аспекты этой дискуссии, то мы увидим,
что свою отрицательную роль играет
неопределенность самого понятия православной
культуры, которой многие даже отказывают
в праве на существование.
Идеологизированному и политизированному пафосу этой полемики можно было бы противостоять, если бы дискуссия о правомерности существования такого курса была бы переведена из плоскости публицистики в сферу трезвого научного анализа. Для этого надо как минимум «определиться с терминами», а пока содержание курсов и учебников поставлено в зависимость от разнообразных обстоятельств.
Чаще всего православная
культура как учебная дисциплина
отождествляется с предметом
«Закон Божий», проиллюстрированным
произведениями православного искусства,
примерами из житийной литературы и
русской истории. Но православная культура
не является предметом изучения богословской
дисциплины «основное богословие», которое
в целях катехизации преподавалось в дореволюционных
образовательных учреждениях России под
названием «Закон Божий». В системе православного
богословия есть дисциплина, близкая к
истории православной культуры, это –
церковная археология, изучающая историю
атрибутов православного культа (к которым
среди прочего относятся и храмы, и иконы),
раннехристианского церковного обихода
и реалий, упоминаемых в Библии, то есть,
историю церковных древностей. Но и к церковной
археологии нельзя сводить православную
культуру, так как она явно продолжается
и дольше – в современность, и шире – за
пределы собственно церковной проблематики.
Вряд ли могут быть основания для отождествления
православной культуры с предметом изучения
какой-либо богословской дисциплины, но
это нередко происходит на практике, например,
в одном из первых учебников «Основы православной
культуры» А. Бородиной. И дело даже не
в том, светский это курс или не светский
– содержание у них разное. Учебник А.
Бородиной точнее было бы назвать «Православные
основы русской культуры», курс тоже нужный
и интересный, но другой. Если бы в какой-то
момент не происходила подмена одного
предмета изучения другим, то, может быть,
и не возникало бы столько споров вокруг
этой дисциплины.
Во введении к
учебнику А. Бородиной толкование понятия
«православная культура»
Определяя объем
содержания понятия «православная
культура», необходимо отграничить
его от близких и порой
Мы так подробно
остановили свое внимание на содержании
курса «Основ православной культуры»,
потому что сейчас – это одна
из немногих областей, где активно
используется интересующее нас понятие.
Педагогическая практика, которая должна
следовать за наукой, в данном случае
опередила ее и продемонстрировала
не только неопределенность, но и внутреннюю
противоречивость понятия «православная
культура».
Словосочетание «православная
культура» содержит противоречие, так
как православие всегда церковно,
а Церковь не сопрягается так
безусловно с культурой, как некая
абстрактная религия, как «религия
вообще». Во многих случаях культура,
в том виде, в каком она сложилась
у христианских по происхождению
народов, или то, что сейчас понимается
под культурой в научном
Не только в общественном
сознании, но и в научных трудах,
в сфере образования все еще
актуален просветительский миф о
христианстве, как об антикультурной,
темной силе, подавляющей свободу
личности и сковывающей все ее
творческие усилия. Примеров, где этот
миф воспринимается как научная
аксиома – множество. Самые показательные
из них: антихристианский курс «История
свободомыслия» в системе современного
высшего философского и религиоведческого
образования, базовые для многих
современных образовательных
В другом лагере богослов
Андрей Кураев, сравнивая культуру
с жемчужиной, говорит, что она
возникла как следствие болезни
человечества. «Культурой мы обволакиваем
грязь, попавшую в наши души. Слоями
культурного перламутра мы обволакиваемся
от пустоты, вторгшейся в нашу жизнь.
Культура – это следствие грехопадения.
Ведь культура создает вторичный
мир, вторичную реальность. Это искусственный
мир символов, с помощью которых
человек очеловечивает тот мир,
в который он вверг себя грехом»
[Кураев,2002, с. 68-69]. Рассуждая далее
о тех разрывах (человека с бытием,
человека в самом себе – «душевного
чувства и ума»), которые по-настоящему
можно преодолеть только в религии
и которые культура может лишь
маскировать, Кураев пишет, что «любая
религия (за исключением, быть может, религий
Китая) довольно негативно относится
к культуре» «культура, созданная
человеком – вторичный мир, и
его создание свидетельствует о
мире исходном, созданном Творцом. Культура
творится человеком, а религия ставит
человека перед лицом того, что
находится по ту сторону культуры
за пределами человеческой реальности»
[Кураев,2002, с. 76]. Согласно Кураеву, культура
– это уступка социальному
в человеке. «Религия социальным путем
входит в социальную жизнь. Религия
самого небесного происхождения
нуждается в земных механизмах своей
передачи» [Кураев,2002, с. 76] и потому
оправдывает существование
Для культуры, по мнению
русского философа Ивана Ильина, гибельно
отпадение от Церкви. Кризис культуры
связан с ее секуляризацией, считает
Ильин, христианство должно влиять на
культуру, но культура не должна быть церковной.
Прямое назначение церкви, по Ильину, -
сохранять веру, таинства, церковную
иерархию и Дух Христов. Создавать
христианскую культуру в Церкви означало
бы увести Церковь от ее прямого
назначения. Церковь дает силы для
творческой деятельности, но не распространяет
свою власть на всю жизнь человека,
не «регулирует» всю культуру человечества:
ни в науке, ни в искусстве, ни в
политике, ни в хозяйстве. Иван Ильин
помещает Церковь (а для русского
философа это, несомненно, православная
Церковь) вне христианской культуры
и над ней, разводит их функции, видит
для церкви более высокое призвание,
чем культуротворчество, растворяющее
ее в изменчивой и противоречивой
культурной деятельности.
И Андрей Кураев, и
Иван Ильин осмысливают многовековую
христианскую проблему: как согласовать
Церковь, отвергающую мир, и Церковь,
преобразующую и просвещающую мир.
В многочисленных теориях и в
разнообразных конкретно-
Православная церковная
традиция, отвергающая дуализм, пользующаяся
антиномиями в богословии, не склонная
к ригористическим решениям, назвавшая
срединный путь – царским, то есть
лучшим, противопоставив Церковь
и культуру, эту самую культуру
никогда не отвергала и не запрещала
своим членам заниматься широкой
культурной деятельностью. Культура может
даже стать богоугодным делом. Как
писал Феофан Затворник, «дела общественные
и житейские, от которых зависит
состояние домов и обществ, и
исполнение их не есть отбегание в
область небогоугодную, а есть хождение
в делах Божеских» при
Церковь оценивает
культуру только с нравственной точки
зрения, по тому, насколько она соответствует
целям христианской жизни, а в
целом отношение Церкви к культуре
можно определить следующим образом:
«это может быть и хорошим, и нужным,
но не это главное». Культура для
христианина имеет смысл только
в той мере, в какой она содействует
его духовному росту и
Подведем предварительные
итоги. Рассуждая о православной
культуре, нужно помнить, что:
• православная Церковь и ее учение не корректно считать культурой, это – не ее форма, не ее явление, не ее часть;
• православная Церковь по отношению к православной культуре первична, то есть является ее источником;
•
в системе ценностей
• не всякая культурная деятельность членов православной церкви, принимается Церковью, а значит, не всякая может считаться православной;
•
история православной культуры не есть
история Церкви, не есть история
развития христианского вероучения,
не есть история религии.
Кроме этого, из вышесказанного
важно сделать еще один вывод:
словосочетание «православная культура»
не является понятием. Во-первых, потому,
что само слово культура, не имеет
определенного значения, охватывая
границами своего семантического поля
всю вообще человеческую деятельность.
Во-вторых, определение «православная»,
понимаемое как свойство культуры,
неизбежно сопрягается с
Итак, интересующее
словосочетание есть концепт и в
зависимости от целей изучения может
быть востребована его понятийная составляющая,
или какая-то другая. В качестве концепта
православная культура может стать
вместе со всем «гнездом» русских
религиозных концептов (Святой, Дух,
Душа, Бог, Богородица, совесть, грех…)
предметом только концептуального
анализа. Подход к культуре как к
совокупности ключевых слов и отношений
между ними, то есть как к системе
концептов, характерен для этнолингвокультурологии,
изучающей взаимодействие русского
языка и русской духовности путем
анализа «ключевых категорий
русского мировидения» в «макроконтексте
народно-поэтической и книжно-
Информация о работе Православная культура и научные подходы к ее изучению