Православная церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения р

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1 Особенности исторического становления Православной Церкви
1.2 Особенности современной Православной Церкви
2. ДУХОВЕНСТВО И МОНАШЕСТВО
2.1 Православное духовенство
2.2 Православное монашество
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕ

Работа содержит 1 файл

Православная церковь.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     ПЛАН 

     ВВЕДЕНИЕ

      1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

        1.1 Особенности исторического становления Православной Церкви

           1.2 Особенности современной Православной Церкви

         2. ДУХОВЕНСТВО И МОНАШЕСТВО

                     2.1 Православное духовенство

                     2.2 Православное монашество

     ВЫВОД

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Религия является необходимым составным  элементом общественной жизни, в  том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как "коллективного представления", воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

     Социология  религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм, о степени адекватности отражения религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, общества. Социология религии исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния религии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержание в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.

     В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение церкви в качестве специфического социального института. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку. 
История Украины и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных "действующих лиц" была и продолжает оставаться Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

     1.1. Особенности исторического становления

     Православной  Церкви

     Воздействие религии на общество реализуется через ее институты. Православная Церковь являясь подсистемой общества, в свою очередь оказывает влияние на его жизнь и развитие, на поведение и взаимоотношения людей на разных уровнях - от индивидуального и межличностного, до государственного уровня. Православная Церковь во все периоды истории являлась значительным "действующим лицом" общественно-политической и духовной жизни.

     Со  времен утверждения христианства на Руси православная церковь была важнейшим  и неотъемлемым элементом государственности и всей политической системы российского общества. Однако далеко не всегда государственная политика, проводимая представителями церкви, однозначно вписывалась в политику феодальной монархии. Далеко не всегда были безоблачными взаимоотношения церковной иерархии и властителей Руси. Однако государство и православная церковь так тесно переплетены, что невозможно изложить историю первого, не излагая историю второй. [9, с.207]

     Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. После принятия христианства, при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом Леонтием. С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В 1589 г. по инициативе царя Федора Ивановича был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова. С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность. 
Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном. Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное знамение вместо двуперстного и др.), Никон преследовал цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими церквами. Царь Алексей Михайлович поддержал реформы патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но централизация церковного управления вызвала протест со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу. В основе внутрицерковного конфликта лежала общественные противоречия, которые в силу исторических условий того времени получили религиозное выражение. Это придавало движению раскольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно на первых порах, как протест против существующего строя. Церковь и государство совместными усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковной и государственной власти. [2, с.135]

     В результате церковных реформ Петра I было ликвидировано патриаршество, в 1721 г. его заменило новое высшее церковное учреждение - Синод. Царь стал главой церкви. Церковь была превращена в составную часть государственного аппарата, в институт оправдания его внутренней и внешней политики. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью граждан. Государство на содержание служителей культа господствующей православной церкви, на строительство, ремонт и содержание церковных и монастырских строений, на оплату миссионеров выделяло значительные средства. Оно также оказывало церкви и юридическую поддержку. Всякое выступление против господствующей православной церкви расценивалось как государственное преступление и наказывалось самым жестоким образом вплоть до ссылки на вечное поселение и каторжные работы. За свое тотальное господство в обществе православная церковь платила таким же тотальным подчинением государству, которое боялось самостоятельной церкви не меньше, чем оно боялось проявлений разного рода инакомыслия, подрывавшего основы самодержавия. В конечном счете, подчинение церкви государству привело к тому, что в обществе была преодолена сословная замкнутость духовенства, имелась возможность осуществлять управление церковью со стороны государственных органов. От такого положения дел выигрывало не только государство, но и сама церковь, которая получала колоссальные возможности оказывать свое влияние на значительную часть населения страны, будучи мощной идеологической силой в обществе. 
В качестве официальной идеологии широко использовалась доктрина единства "православия, самодержавия, народности", которая была на вооружении российского абсолютизма вплоть до его падения. Сторонники этой доктрины объявляли православие и самодержавие "исконно русскими началами", составляющими отличительный характер страны. Тем самым обосновывалась исключительность исторического пути развития общества. Тезис "народность" являлся скрепляющим звеном всей этой доктрины. Кроме того, он имел собственное значение, подразумевающее преемственность и сохранение сути существующего абсолютистского режима, а вместе с ним и господствующей церкви. [9, с.208]

     В целом же изучение истории государственно-церковных  отношений в дореволюционный период убеждает, что православная церковь и ее деятели на протяжении многих веков не стремились отстаивать в политических вопросах какую-либо свою особую линию, отличную от позиции государства, а, как правило, разделяли сторону правящих сил, стоящих в данный момент у власти. Сложилась и длительное время существовала такая ситуация, когда в государстве церковь была в крепостной зависимости у государства, а граждане были в крепостной зависимости у государственной власти.

     В конце XIX - начале XX вв. религиозные реформаторы  попытались представить православную церковь жертвой самодержавия, стремясь при этом доказать, что для возрождения православия необходим его разрыв с реакцией и консерватизмом. Для оправдания так называемых "прегрешений" они всячески стремились использовать концепцию о "достоинстве христианства и недостоинстве христиан". Значительный вклад в разработку этой концепции внесли Н. Бердяев, В. Эрн, В. Розанов и некоторые другие мыслители, которые считали своей главной целью вывод православия из кризисного состояния. [9, с.209]

     После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью в 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. Патриархом был избран московский митрополит Тихон. В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия на общество, невмешательству в политические вопросы. Советское правительство публикует декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" и постановления о конфискации синодальной типографии, об изъятии церковных ценностей. Тихон осознавал, что конфронтация с государством может привести к тяжелым для церкви последствиям. В 1927 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий подписал декларацию, в которой призвал верующих и духовенство активно поддерживать советскую власть. [2, с.137]

     Отношения церкви и государства, регулирование  всех сторон жизни Православной Церкви и других конфессий - было одним из центральных мест в "Своде законов  Российской империи" и основой канонического права Православной Церкви. После Декрета об отделении церкви от государства каноническое право перестало быть таковым, поскольку вся внутренняя жизнь церкви перестали регулироваться нормами, санкционированными государством. Зачастую формально эти нормы оставались прежними, но их социальный статус изменился. [4, с.123] Естественно, понизился и социальный статус церкви как социального института.

     Православная  Церковь, как и другие конфессии, действовавшие в стране, считались  контрреволюционными организациями. Вследствие этого последовали жестокие репрессии и физическое уничтожение большинства священников и почти всего епископата Православной Церкви. К началу 40-х годов церковь фактически оказалась разграбленной и разгромленной - количество религиозных объединений исчислялось единицами. Лояльность Православной Церкви по отношению к государству, а также ее патриотическая деятельность в годы Великой Отечественной войны сыграли решающую роль в активизации взаимоотношений между государственными органами и церковью. Осенью 1943 г. под давлением обстоятельств были приняты решения о возобновлении деятельности духовных школ, издании периодической печати для верующих, созыв архиерейского Собора и избрании патриарха. [9, с.210] Это было результатом возросшего авторитета церкви в обществе.

     Годы  перестройки и события последних десятилетий существенно изменили положение Православной Церкви в обществе. Были устранены многие деформации в отношениях государства и церкви, были приняты соответствующие законодательные акты. 

     1.2. Особенности современной Православной Церкви

     Как специфический социальный институт церковь включена в определенную систему общественных отношений. Она  тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными  организациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатировать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды отношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духовной власти.

     Православная  церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий  представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также  являющихся результатом божественного откровения. Основные из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления. 
Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству. [2, с.139]

Информация о работе Православная церковь