Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.)
1.Введение 3стр
2.Вероучение ислама 4-7стр
3.Основные направления ислама 8-10стр
4. Заключение 11стр
5. Список используемой литературы 12стр
Содержание:
1.Введение
2.Вероучение ислама 4-7стр
3.Основные
направления ислама
4. Заключение 11стр
5.
Список используемой
литературы 12стр
1.Введение
История возникновения ислама
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В нашей стране последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г.Москве, Санкт—Петербурге и других регионах Российской Федерации.
Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к появлению там таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями.
Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии — курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и население близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.
2. Вероучение ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «Священной книге» — Коран (араб. куран — чтение). Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения.
В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джабраил, Микаил, Асрафил, Азрил, ангелы смерти — Накир и Мункаф, страж рая — Ридвана, страж ада — Малика и воплощение зла—Иблис, которого проклял Аллах.
Для ислама характерна также вера в пророков: В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Пух (Ной), Иса (Иисус). Однако главное значение придается «печати пророков», «посланнику Аллаха» — Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха».
Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. С этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. Мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. Ад — это место мук и страданий. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.
Какова судьба каждого человека, что ему уготовано — рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Аллах на Страшном суде. Он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай.
В исламе очень сильно выражена вера в божественное предопределение. Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. В 6-ой суре аят 125 говорится: «Кого пожелает вести Аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». Иначе говоря, Аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, тот, от кого Аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. Тем не менее, удел всех — безусловная покорность божественной воле.
Как и в других религиях, значительная роль в культовой системе ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
Ураза-байрам — это праздник окончания поста. Он приходится на начало следующего за рамазаном месяца, т. е. на первое шавваля — десятого месяца мусульманского лунного календаря и называется праздник фитр. Из названия этого праздника следует, что правоверный мусульманин после окончания поста обязан внести представителю духовенства фитр — то есть подношение в натуральном или денежном виде. Часть этого подношения позднее распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождением в гости, угощениями.
Курбан-байрам — день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня. Основанием для этого жертвоприношения служит аят Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвования из того, что любите» (3.86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират «тонкий как волос, острый как лезвие меча, горячий как пламя» — перекинутый над адом, правоверный может проследовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.
Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню. Мавлюд — день рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа раби-аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству.
Пятница — день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения, люди надевают праздничные одежды и т. д.
Кроме
этих основных праздников у каждого
народа в каждом регионе традиционного
распространения ислама существуют свои
специфические обряды и ритуалы, переходящие
из поколения в поколение.
Религиозным центром, местом проведения
культовых мероприятий в исламе является
мечеть. В мечети проводятся богослужения,
читаются проповеди, совершаются различные
обряды. Но в исламе мечеть — это не только
религиозный, но и социокультурный центр.
Здесь решаются текущие дела, проводится
сбор милостыни и пожертвований. Важная
функция мечети — организация обучения
детей. При мечетях создаются школы —
мектебе, в которых преподает мусульманское
духовенство. При наиболее крупных мечетях
существовали и существуют духовные школы
— медресе, где готовят будущих священнослужителей,
специалистов по исламу, богословов и
законоведов. Ислам не имеет единой централизованной
религиозной организации типа церкви.
На базе ислама формируется единая общность—умма.
Первичной же организационной единицей
в исламе выступает религиозная община.
Возглавляет
религиозную общину
имам (впереди стоящий) и мулла. В главных
региональных культовых зданиях — соборных
мечетях имеется разветвленный штат служителей
культа во главе с муфтием. Муллы избираются
мусульманами из своей среды. Это может
быть специально подготовленный человек,
окончивший духовное училище, а может
быть просто обученный человек, приобретший
навыки совершения богослужения и других
обрядов. Муфтий как высшее должностное
лицо, избирается на съездах представителей
духовенства и верующих. В странах, где
ислам является государственной религией,
муфтий назначается правительством.
3. Основные направления в исламе.
Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.
Хариджиты (от арабского хараджи — вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины халифом может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в.
Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть — будущим халифом Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова-законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.
Последователи
шиизма полагают, что государственная
власть имеет божественную природу и должна
переходить по наследству прямым наследникам
— ближайшим родственникам пророка Мухаммеда.
В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся
Али — двоюродный брат и зять пророка
Мухаммеда. Али создал свою группу (партию)
шиитов (шаа — группа, партия), организовал
заговор, в результате которого халиф
Осман был убит, а четвертым халифом был
провозглашен Али. Курейшитский род омейядов
не смирился с поражением. В 661 г. Али был
убит в мечети г. Куф. Халифом стал Муа-вия.
Ему удалось откупиться от внука пророка
Мухаммеда Хасана, и расправиться с его
младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж
против халифа. Никто из воинов халифа
не хотел брать на себя личную ответственность
за убийство родственника пророка, и была
выработана форма коллективного убийства
— Хусейна буквально разорвали на части.
Такая смерть послужила причиной того,
что Хусейн был объявлен святым мучеником,
и шииты ежегодно отмечают день его гибели
— Шахсей -вахсей, который проходит в форме
торжественных процессий, участники которых
подвергают себя самобичеванию. Таким
образом, шииты считают единственно законным
наследником пророка Мухаммеда халифа
Али и его прямых наследников — имамов.
Так возникло шиитское учение об имамате
— форме наследования духовной и светской
власти в исламском обществе.
Последователи шиизма признают 12 имамов
из числа прямых потомков Али. Двенадцатый
имам — Мухаммед бек аль Хасан таинственно
исчез и скрывается от людей. Они называют
этого имама мунта-заром (ожидаемым) и
с считают его мессией (махди). Шииты верят,
что махди явится на Землю перед Страшным
судом для установления равенства и справедливости.
Как и во всех мессианских вероисповеданиях,
в шиизме периодически распространяются
слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел,
что он воплотился в конкретного человека.
Распространение таких слухов в 60—80-х
годах ХХ в. способствовало успеху иранской
клерикальной революции, которую возглавил
аятолла Хомейни, провозглашенный его
последователями имамом.