Понятие ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:07, реферат

Описание работы

Исла́м (араб. إسلام‎‎) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» законам Аллаха, «принятие» (учения пророка Мухаммеда).
В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами.
Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда.

Работа содержит 1 файл

Понятие ислама.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

По оценкам европейских служб по борьбе с терроризмом, к 1998 году из страны для обучения по программе ведения джихада в Пакистан направилось до двух тысяч граждан.

 

Понятия, наиболее часто употребляемые в  исламе.

 

Шариат (араб. شريعة‎‎ — (правильный) путь, образ действия, в буквальном смысле означает «водопой», «источник» совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Шариат регламентирует в деталях всю повседневную жизнь  верующего от рождения до кончины  и сводится к строгому соблюдению так называемых «столпов веры».

Столпы  ислама сводятся к следующим пяти постулатам:

- Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид).

Предписание засвидетельствовать  принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: «ашхаду ал-ля иляха илля л-Лаху уа ашхаду анна Мухаммадан расулю л-Лах» («Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и ещё свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Бога»).

В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой  следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.

- Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят).

Мусульмане  совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).

- Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.

- Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.

- Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

 

Сунна - арабское слово "сунна" означает - "способ", "путь", мусульманское священное предание, состоящее из хадисов. Сложилось в кон. 7-9 вв.

В этом смысле оно  и использовано в одном из аятов  Корана, где сказано: "... согласно закону Аллаха, который установлен для Его рабов"

Что же касается слова "сунна" как шариатского  термина, то оно имеет несколько значений:

- Так знатоки  религии называют любое дело, соответствующее тому, на что  имеются указания в шариате.  В этом отношении оно является  противоположностью понятия "нововведение" (бидъа).

- Факихи обозначают  словом "сунна" все те рекомендуемые и желательные действия, за совершение которых человеку обещана награда Аллаха, в то время как в случае не совершения их он не подвергается наказанию.

 

Бида́ (бидъа) (араб. بدعة‎‎) – нововведение, новшество. В исламе новшество в вопросах религии, являющееся ересью. В хадисах Посланника Аллаха бида отвергается, и лишь некоторые исламские ученые, такие как Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Иззудин Абдус-Салям, и последовавшие за их мнениями, считают, что некоторые виды бида могут быть дозволенными. Однако в целом это противоречит тому, что говорил Пророк Мухаммад и его сподвижники.

 

Хадис - предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 — нач. 8 вв.

 

Джихад (другое название - Газават) (араб. — священная война, война за веру; букв. — усердие, рвение, усилие), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.

Джихад  понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооруженной борьбой, однако понятие значительно шире.

Джихадом в исламе является также борьба со своими духовными  или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью  общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей.

Кроме того, в  арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и т. д.

Согласно Корану, каждый мусульманин должен проявлять усердие  в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы.

В случае опасности  необходимо подниматься на вооруженную  борьбу против врагов веры.

Джихад - это вершина ислама, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. В период национально-освободительного движения идеи джихада могут быть применены к борьбе против колониализма.

Понятие военного джихада  стало основным значением для  немусульман и получило название «священная война». Однако некоторые мусульманские авторы отвергают такой подход.

В исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:

- Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).

- Джихад против своих пороков (нафс). Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.

- Военный джихад (газават). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д.

Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.

- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, ученость ведет к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.

- Джихад материальными средствами. Этот вид джихада необходим в связи с тем, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи денег, имущества.

Необходимым условием джихада по мнению большинства ученных  является объявление либо призыв джихада амиром (правителем).

В противном  случае, а также в случае если какие-либо действия совершены ради патриотизма, нации, известности, признания, но не ради и во имя Аллаха, такие действия не будут считаться джихадом, а лица, совершивших их не попадут в рай.

Примечательные  факты о джихаде

Со времен первой англо-афганской войны (1838-42), как  и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации.

В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе  отряда мусульман, объявил Джихад (войну) против России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении.

В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских  из региона. В 1834 году он умер в битве, и Имам Шамиль занял его место  в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое  шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859).

Во время  Великой Отечественной войны  Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — германскому фашизму.

 

Джизья (араб. جزْية‎‎) — подушный ежегодный налог, взимаемый в исламских государствах с взрослых и свободных немусульман мужского пола (за исключением монахов.

Сумма джизьи постоянна  в течение всей жизни немусульманина и определяется в зависимости от социального класса.

 

Моджахед (араб. مجاهد‎‎, muǧāhid, более близкая к литературному арабскому передача — муджахид, множественное число муджахидин) — участник джихада (однокоренное слово), буквально «борец», «совершающий усилие».

Моджахед —  это не только воин, но также любой  мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений  джихада.

Таким образом, моджахедом может быть и  учитель, и священнослужитель, и мать, воспитывающая своего ребёнка.

Погибший моджахед считается шахидом - мучеником, засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Усилия на пути Аллаха, совершаемые моджахедом, не примутся, если это всё делалось не ради Аллаха, а ради славы, денег, мести или из иных корыстных побуждений, а также побуждений, которые касаются навязывания особам другого вероисповедания, то есть являющихся «неверными» по мнению моджахедов.

 

Шахид (араб. شَهيد‎‎ šahīd, множественное число شُهَداء šuhadā'; происходит от араб. شهادة‎‎ šahāda шахада, буквально «свидетельствование»).

В исламе этот термин применяется в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне  против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью.

Употребляется в смысле «мученик за веру». С недавнего времени термин «шахид» стали употреблять террористические группировки и те, кто оказывает моральную и идеологическую поддержку терроризму.

В более широком  смысле шахидами являются все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха.

В хадисах «шахидами» называют людей, погибших от рук преступников при самообороне, умерших от различных эпидемий и т. д.

С течением времени  шахидами стали считаться все  умершие насильственной смертью: убитые, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджа и т. д.

Словом «шахид» традиционно называют:

- погибшего в справедливой войне с агрессорами и оккупантами (колонизаторами), защищая ислам и свободу соблюдения мусульманами своей религии;

- людей, погибших от рук бандитов при самообороне, защите семьи или имущества, отстаивании своей веры, умерших от различных эпидемий и даже влюблённых, умерших, сохранив свою честь;

- умерших от мучительных болезней, утопленников, женщин, умерших во время беременности и после родов.

Кроме того, этот термин употребляется  в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т. д.

Примеры современного применения термина

  Аллея Шехидов в Баку.

В узком смысле этот термин используют арабы-христиане, а также индусы и сикхи.

В России мусульмане шахидами называют павших на полях  сражений Великой Отечественной войны.

В Азербайджане шахидами считаются  люди, погибшие в ходе борьбы за независимость  Азербайджана, жертвы событий Черного  января и погибшие в войне за Карабах. В центре Баку в память об этих людях создана Аллея Шахидов.

В Пакистане шахидами зовут  солдат, погибших в войнах, которые  вела эта страна — в частности, в войнах за Кашмир.

В Ираке шахидами называют солдат, погибших на войне. В 1983 году в  Багдаде был открыт крупный мемориальный комплекс «памятник Шахиду» в честь солдат, погибших в ходе ирано-иракской войны.

В столице Бангладеш  Дакке открыт мемориал Шахидов в  честь демонстрантов, погибших в столкновениях с пакистанскими войсками в 1952 году.

Термин «шахид» употребляют также террористические группировки исламистского толка. Как правило, «шахидами» называют террористов-смертников. Распространённой среди исламистских террористов является практика самоподрывов с использованием т.н. «пояса шахида» — начинённого взрывчаткой пояса, который прячут под одеждой и приводят в действие в местах больших скоплений людей.

Исламистские организации  Палестины называют шахидами террористов-смертников, ведущих борьбу против Израиля. Батальоном шахидов называли вооружённое формирование Шамиля Басаева. Шахидами назвали террористов, совершивших нападение 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр.

Критика применения термина «шахид» к террористам

Информация о работе Понятие ислама