Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:07, реферат
Исла́м (араб. إسلام) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» законам Аллаха, «принятие» (учения пророка Мухаммеда).
В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами.
Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда.
- активное использование
организованных форм
- деление общества на мусульман и "неверных", противопоставление мусульман ("настоящими" мусульманами считаются только приверженцы салафизма) немусульманам.
Практически все салафиты придерживаются сунны Пророка относительно необходимости ношения бороды и укорачивания усов.
На сегодняшний день салафитские группы существуют во всех странах мусульманского мира, их объединяет единая идеология, мировоззрение и все они находятся в конфликте с обществом, за исключением тех стран, где эта идеология является доминирующей.
В основном, это государства Персидского залива, хотя и там существуют радикальные группы. Однако в них салафиты утратили свою воинственность в силу высокого уровня жизни, хотя многих мусульман - выходцев из этих стран можно обнаружить ведущими джихад в различных уголках земного шара.
Главная и отличительная черта всех салафитских движений как прошлого, так и настоящего, является выделение ими единобожия как основы ислама, (с чем, в общем, согласны все мусульмане), и борьба со всем, что, по их мнению, ему противоречит.
Проблема состоит в классификации поступков, противоречащих единобожию. К ним салафиты относят многие поступки, в которых большинство мусульман не видит ничего, разрушающего их веру и выводящего из ислама. В частности, это посредничество через праведников или Пророка при обращении к Аллаху, посещение могилы Пророка с целью получения благодати (бараката), мольба у могил, обратившись к ним лицом.
Все эти и многие другие вопросы относятся, по мнению салафитов к поступкам, противоречащим единобожию. Однако, примечательно здесь то, что салафиты первых поколений не обвиняли в неверии тех, кто противоречил им, а считали муътазилитов, мутакаллимов и суфиев, утверждающих о единении бытия (вахдатуль-вуджуд) и растворении человека в Аллахе (фана), лишь заблудшими людьми, в отличие от современных последователей - продолжателей дела Ибн Абд Аль-Ваххаба, называющих людей неверными и за гораздо меньшие вещи.
Ваххабизм (Ваххабиты)
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية) — религиозно-политическое движение в исламе, оформившееся в XVIII веке. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328). Ваххабиты являются последователями салафизма.
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Аль-Саляф Ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба основали арабское государство — Саудовскую Аравию.
Первыми противниками нового течения стали собственный отец и брат (сам исламский богослов и кади) Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, осудившие и не принявшие его учения.
На протяжении всей истории своего существования ваххабизм подвергается серьёзной критике внутри исламского мира за присущие ему нетерпимость к чужим взглядам, излишнюю строгость нравов и негибкость.
В 1998 году, как часть кампании по уничтожению идолов, саудовские власти распорядились сравнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб, что привело к волне протестов и резкого осуждения среди мусульман во всём мире.
В наши дни некоторые исламские лидеры, например, Высший исламский совет США и глава итальянских мусульман Абдул Хади Палацци заявляют, что ваххабизм является экстремистским еретическим движением, в основном по причине отрицания его приверженцами традиционных суннитских учений и толкований.
Среди прочего ваххабиты резко отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где имеется несколько суфийских тарикатов. Это обосновано тем, что суфисты наряду с верой в Аллаха, признают различные мистико-аскетические явления, что противоречит главному принципу салафизма и ваххабизма – единобожию.
Отличительные признаки ваххабитов:
На начальном этапе ваххабитской экспансии последователей этого течения можно было распознать по ряду внешних признаков — окладистым бородам, коротким штанам, отсутствию нижнего белья. В повседневной жизни их выделяли нигилизм по отношению к традициям собственных народов, неуважение родителей и пренебрежительное отношение к умершим.
Впоследствии
ваххабиты стали искусно
Внешняя деятельность ваххабитских общин обычно сводится к разного рода диверсиям — как идеологическим, так и вооруженным. Для дискредитации противников ими используются все доступные способы — сбор и распространение слухов, раздача специальной литературы и листовок, подготовка заказных материалов в прессе и прямые провокации.
Особое внимание уделяется работе в сети Интернет, где большая часть сайтов мусульманской тематики уже контролируется ваххабитами и их союзниками.
Наиболее грамотные
амиры создают специальные
Между тем, в настоящее время «ваххабитов» можно «узнавать» по ряду других «признаков».
Большинство ученных сходится во мнении, что «ваххабиты» выглядят следующим образом:
У мужчины - наличие бороды (чаще нестриженной) и головного убора (обычно тюбетейка без узоров и вышивки), отсутствие усов;
У женщины - платок, платье (или юбка), штаны, туфли.
Платок закрывает шею и уши.
Платье (юбка) однотонное, чаще без рисунков, длиной ниже колен или же почти до земли, рукава платья длинные.
Даже в жаркую погоду женщина - “ваххабитка” может быть одета в куртку или в плащ.
И у мужчины, и у женщины, если они одеты в куртки, плащи или пальто, обычно пуговицы (молнии) наглухо застегнуты.
Относительно совершения обрядов бытует мнение о том, что «ваххабиты» во время коллективной молитвы подвигают стопы к стопам соседа, не совершают четырех-ракаатной молитвы после пятничной, а также то, что «ваххабита можно узнать даже по речи и поведению».
Ваххабиты не читают Коран за умерших.
Кроме того, отличительной особенностью ваххабитов является шевеление пальцем при чтении ташаххуда (слова, произносимые молящимся в сидячем положении в намазе).
«Ваххабиты» считают, что нельзя поклоняться и взывать о помощи ни к кому, кроме Аллаха;
нельзя просить заступничества ни у кого, кроме Аллаха;
нельзя приносить жертвы никому, кроме Аллаха;
ангелы, пророки, святые ничем не могут помочь мусульманам в этой жизни и запрещается обращаться к ним в молитве;
нельзя давать обет никому, кроме Аллаха;
нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников Пророка и святых;
нельзя строить мечети, мавзолеи над их могилами. Святым нужно оказывать уважение и почет, но не поклоняться им.
Все эти действия по мнению «ваххабитов» приравниваются к ширку (многобожию), являются неверием (куфр) отвергать предопределение судьбы (кадар) во всех его проявлениях.
Также является неверием (куфр) давать свое толкование Корану (та'вил) (против чего также выступали ибн Ханбал и ибн Таймийа)
По некоторым данным «ваххабиты» распространяют свои идеи следующим образом:
В стране или области появляются «ваххабитские» вербовщики, которые не ведут пропаганды, а просто присматриваются. Без всяких условий они предоставляют финансовую помощь, особенно исламским организациям, отбирают перспективных кандидатов на роль лидеров местных объединений (джамаатов).
Далее, знакомят их со своим учением. Предполагаемым лидерам - будущим амирам в течение хаджа в Мекке обычно открыто предлагают присоединиться к «ваххабитам» (христианам — в течение иностранного визита). Считается, что после предварительной обработки и демонстрации огромных материальных благ кандидат не сможет отказаться.
Будущие амиры пытаются занять видные места в традиционных религиозных структурах данной местности. Открытая пропаганда ими не производится, акцент делается на создании широкого круга сторонников выдачей финансовых субсидий на лечение, на светское образование за границей и т.п.
Формируется небольшая община — «джамаат». Участники нового «джамаата» проходят курсы обучения в иностранных лагерях «ваххабитов». Амиры переходят к широкой проповеди «ваххабизма».
Их признаком
является также "тахлик" (необходимость
брить голову мужчинам и женщинам,
нарушение отношений между
Все эти вышеперечисленные признаки могут иметь так называемые ваххабиты.
При этом следует отметить, что ношение бороды является сунной Пророка, однако ваххабиты отличаются тем, что придают особое значение ношению бороды и называют нововведенцами тех, кто ее не носит.
Как сказано в хадисе, ваххабиты обратили внимание и на подворачивание брюк, и на бритье головы. Историки отмечают, что ваххабиты и женщин заставляли брить головы. То, что они не внимают Корану, стало ясно народу, а особенно алимам.
Многим местам Корана ваххабиты дают дословный перевод. Переводя аяты, связанные со Всевышним, они уподобили Его людям - т. е. имеющим руки, глаза, уши и т. д.
Они также приводят аяты о многобожниках Мекки и о тех мусульманах, которые посредством устазов, валиев молят Аллаха, приписывая, тем самым, верующим куфр. Народ видит то, что ваххабиты проводят параллель между тем, что идолы достойны поклонения, и тем, что поклонения достоин лишь один Аллах, и только по Его воле ни один человек не может ни помочь, ни навредить. Взывание к валиям за помощью тоже происходит по воле Аллаха.
Этими убеждениями ваххабиты приравнивают мусульман к неверным.
Призывая людей к сунне Пророка и придав себе соответствующую внешность, эти люди использовали все, что не подходит к сунне Посланника.
Их нападения на мусульман - всем известный факт.
Известна также чрезмерная строгость в религии, которую требуют ваххабиты. Человека, который совершил что-то греховное, порицаемое или то, что они считают неправильным, приписывают к кяфирам. А мусульманином считают только того, кто следует за ними.
Ваххабиты очень много читают Коран, совершают долгие сужды и другие деяния, они не признают ни одного имама четырех мазхабов, валиев, устазов, не слушаются религиозных предводителей, муфтиев.
По мнению отдельных ученных ваххабиты являются одним из 15 направлений хаварижев, которые в свою очередь являются одним из направлений ислама.
Особое, можно сказать, ключевое место в идеологии ваххабизма занимает категория или принцип, называемый «такфир». Такфир – объявление мусульманина, представляющего другой «фрагмент» ислама, кафиром, то есть «неверным». Некто (чаще всего это ваххабитский улем) заявляет о каком-то мусульманине или группе мусульман, что они «неверные», то есть немусульмане. На неарабские языки такфир нередко переводят как «отлучение» (excommunication) или «анафема». Но такфир отличается от отлучения и анафемы тем, что непокаявшийся «вероотступник» должен быть убит. Такфир распространяется и на тех мусульман, которые от ислама не отступили ни словом, ни делом, ни сомнением, ни колебанием, но не присоединяются к ваххабитскому такфиру. «Тот, кто не считает кафира кафиром или не обвиняет кафира в куфре (неверии), сам становится кафиром»
Такфир
Принцип «такфир», являющийся ключевым в идеологии «ваххабитов» известен также в качестве идеологии секты «Такфир ва-ль Хиджра ва-ль Джихад».
Под ним понимаются обвинения в неверии других, изоляции от общества и вооруженной борьбы против этого общества - в своей современной форме была разработана активистами организации «Братья-мусульмане», арестованных по обвинению в заговоре против государства Египет в середине 60-х годов прошлого столетия.
Большая часть заключенных под стражу «братьев-мусульман» была подвергнута пыткам и казнена. Психологический шок, пережитый выжившими «братьями» и жажда мести оказали существенное влияние на дальнейшую радикализацию идеологии организации.
Многие «такфиры» эммигрировали со временем в такие страны как Афганистан, Босния, Чечня, Ирак, где активисты участвовали в вооруженных действиях. Идеология «такфира» присутствует практически во всех сепаратистских и террористических организациях. Она выполняет роль инструмента мотивации насилия против определенных сил и слоев населения.
Если в начале «такфиры» обвиняли в неверии только «мусульманские» общества, то в дальнейшем идеи «обвинения в неверии и вооруженной борьбы» были расширены и распространены на западные государства и общества. Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия группировки «такфиров» начинают сотрудничать с «Аль-Каидой». Таким образом, идеология «такфира» распространяется на территории европейских государств и США, в среде мусульманских эммигрантов второго поколения и новообращенных мусульман-европейцев.