Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:07, реферат
Исла́м (араб. إسلام) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» законам Аллаха, «принятие» (учения пророка Мухаммеда).
В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами.
Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда.
Такфиры» активно используют современные технологии и достижения цивилизации для своих целей. Также усиливаются контакты между криминалитетом и элементами религиозного экстремизма, наблюдается их взаимное проникновение.
«Такфир» - это прежде всего идеология, основанная на тотальной нетерпимости к обществу и государству и призывающая к вооруженной агрессии против них.
Следует заметить, что идеи «такфира» черпаются их носителями прежде всего из так называемой «сунны» и «хадисов», которые содержат в себе многочисленные элементы, легко оправдывающие агрессию и ксенофобию.
Основным источником идей религиозного экстремизма являются импортированная религиозная литература и проповеди студентов, прошедших обучение в учебных заведениях арабских и других мусульманских стран.
Суть же идеологии «такфиров» - есть обвинение в самом страшном грехе, в неверии, всех членов общества, не делая различий между женщинами и мужчинами, стариками и детьми. Такие убеждения в сознании людей являются питательной средой для распространения идей ненависти и террора.
Зафиксировано множество случаев совершения терактов «такфирами».
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами
Религиозно-экстремистская партия (РЭП) Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (араб. حزب التحرير — «Партия (исламского) освобождения») — организация,
основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани.
В ряде государств Средней Азии, а также в Казахстане и России Хизб ут-Тахрир аль-Ислами считается террористической организацией. В то же время, ни в США, ни в большинстве европейских государств, до настоящего времени Хизб ут-Тахрир не относится к числу структур, поддерживающих терроризм.
После смерти ан-Набхани в 1977 году организацию возглавил палестинец Абдул Кадим Заллум. После смерти Заллума в 2003 году организацию возглавил Ата Абу Рашта.
Декларируемая цель организации — восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы.
Активную деятельность вели филиалы организации в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и странах Западной Европы, в особенности в Германии. С 1995 года организация начала действовать в Узбекистане. Известно также о деятельности группы на территории большинства стран СНГ, в том числе Казахстана.
В 2003 года в России, в 2005 году в Казахстане данная партия признана террористической и ее деятельность была запрещена.
Отличительные особенности.
Главным отличием «Хизб ут-Тахрир» от других радикальных религиозных движений заключается в том, что основной упор в своей деятельности делается на полулегальную «пропаганду» своих целей путем распространения литературы, листовок, полемика с оппонентами, выступление в СМИ, работа в Интернете и организация нелегальных конференций.
Если на начальных этапах в ряды "Хизб ут-Тахрира" привлекались в основном лица с низким достатком, то в последнее время эмиссары этой организации пытаются вовлечь в ее ряды государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, состоятельных бизнесменов, представителей интеллигенции и студентов. Они также пытаются наладить контакты со СМИ. Это говорит о том, что "Хизб ут-Тахрир" стремится внедрить своих людей практически во все сферы общества, в том числе во властные структуры.
Основное предпочтение в вербовании отдается мужчинам, однако в случае их «ареста» и «осуждения законом» вербовщики начинают работать и с членами его семьи, в том числе и женщинами. Женщины участвуют в так называемых «пикетах» и демонстрациях, оказывая давление на исполнительную местную власть, помогают транспортировать грузы, подготовке терактов, организации «оружейных схронов» и т.п.
Эксплуатация женщин выгодна по нескольким причинам:
Легче поддаются психологическому давлению;
Проще поддаются управлению и координированию;
Меньше внимания
со стороны «не-халифатских
Из-за того, что в некоторых этнических группах доминирует «ярые традиционалистические и патерналистские подходы», то объектом вербовки часто выступают несовершеннолетние юноши (от 15 лет). Из них легче и проще создать «активиста партии», который будет работать во благо «Халифата».
Представители таких течений, как Хизб-ут-Тахрир хорошо организованы, мобильны, идеи и задачи партии излагают просто, кратко, доходчиво, используют психологические приемы убеждения, снабжают литературой, обильно цитируют Коран и хадисы, дают конкретные рекомендации, говорят на доступном русском языке, оказывают разностороннюю помощь – в общем, предлагают то, в чем сегодня испытывают потребность некоторые группы мусульман.
Структура Хизб-ут-Тахрир имеет все признаки жесткого вертикального подчинения. Она состоит из ячеек или “халка” (партийного ядра), в которое входит по пять человек. На первом этапе вовлечения в партию, вновь прибывшим присваивают звание “дорис”. Это человек, добровольно изучающий структуру партии, ее цели, задачи и методы. Причем “дорисы” одной пятерки не знают “дорисов” из другой. Подобный метод конспирации позволяет избегать крупных провалов.
Несколько месяцев будущих членов партии обучает наставник – мушриф. В перечень изучаемых предметов входит политика, экономика, социология, география, религия. Причем последней отводится не более 10-15 процентов времени от всего учебного процесса. По окончании первого курса обучения “дорисы” сдают экзамены, принимают присягу – “касам” о верности амиру и делу партии. С этого момента они полностью становятся равноправными членами партии – “хизбийями”.
Далее под началом “накыба” новые члены партии приступают к освоению второго образовательного курса. В основном изучаются запрещенные во многих странах мира книги, именуемые “Устав Ислама”, “Понятие Хизб-ат-Тахрир”, “Пути общества в Исламе”, журнал “Аль-Ваъй” (Разум). Кроме этого, “хизбий” должен внимательно следить за экономическими, социальными и общественно-политическими событиями во всем мире. Кроме получения теоретических знаний, “хизбийи” ведут активную практическую деятельность – распространяют свою литературу, занимаются агитацией. Каждому члену партии необходимо вовлечь в свои ряды не менее пяти человек. Обычно первыми вовлеченными лицами являются ближайшие родственники.
К началу третьей стадии обучения наиболее активным и проявившим себя членам партии присваивают звание “накыба”. В обязанности “накыба” входит не только деятельность по обучению, агитации, распространению листовок, но и партийное руководство районного масштаба. Далее на иерархической лестнице стоит “муса`ид” (помощник руководителя областной организации), “мас`уль” (глава области) и “му`тамад” – лидер Хизб-ут-Тахрир в республике (стране). Все “му`тамад”ы, в свою очередь, подчиняются лидеру организации.
Таким образом, структура Хизб-ут-Тахрир наглядно демонстрирует, что ее члены, привлекая людей и заставляют присягнуть своему лидеру-халифу.
Члены «ячейки» знают друг друга только по именам или по псевдонимам. Более подробная информация о том или ином «ученике» или «активисте» доступна только «учителю». Подобная структура обмена информации в «ячейке», снижает возможность провала при арестах. Так как многие «ученики» проходят обучение на «поведение при допросах», то узнать другую информацию о структуре ячейки или «центральной ячейки/аппарата» практически невозможно. Основной контингент, попадающий на допросы к спецслужбам и правоохранительным органам представляет из себя два типа «партийцев»: «ученики» и «учителя».
Деятельность партии делится на три этапа: 1. Воспитание отдельно взятых людей таким образом, чтобы они приняли идеи, путь партии и готовы были образовать политическую организацию. 2. Распространение идей в обществе. Необходимо, чтобы оно приняло идеологию партии и начало вести жизнь в соответствии с его законами. 3. Приход к власти и внедрение идеологии в реальную жизнь, распространение ее по всему миру.
Отличия в убеждениях:
1. Представители
партии Хизб-ут-Тахрир
2. Утверждают, что
Пророки и Посланники до
3. Считают, что совет теологов имеет право менять халифа, имея или не имея на это какой-либо причины.
4. Убеждены, что
если кто-то умрет, не
5. Считают, что идти с намерением совершить прелюбодеяние или мужеложство не является грехом, а грехом считаются только действия, совершаемые в процессе этого.
6. Считают, что
каждый человек, способный
Таблиги Джамаат (Джамаат Таблиг)
Джамаат Таблиг — (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ) аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом.
Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом.
Деятельность движения одобрена и поддерживается многими авторитетными учеными ислама, которые считают, что Джамаат Таблиг (ДТ) выполняет большую функцию по возрождению ислама в мире.
Вместе с тем, на территории США, Российской Федерации, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии Таблиги Джамаат признано экстремистским движением и его деятельность была запрещена.
Это основано закрытостью движения, а также тем, что существует большое количество террористических группировок, которые в той или иной степени имеют если не непосредственное, то косвенное отношение к Таблиги Джамаат.
К их числу можно отнести «Аль-Каиду», «Харкат-уль Моджахеддин» (Движение моджахеддинов), «Харкат-уль-Джихад-е-Ислами» (Движение исламского джихада) и др.
Следует отметить, что Джамаат делает упор не на призыве иноверцев и атеистов в ислам, а работает в среде так называемых «этнических мусульман». Движение видит свою цель — в оживлении религии в среде народов, традиционно исповедующих ислам. Это правило касается и России, где ислам — одна из традиционных религий.
Сам контингент призывающих также достаточно широк: среди участников движения есть, как простые мусульмане, занятые физическим трудом или торговлей, так и преподаватели университетов и т. д.
Некоторые из участников, проникшись трудом призыва, посвящают этому свою жизнь, регулярно отдавая часть своего времени на то, чтобы выезжать в другие города с призывом к исламу.
Этнический состав и география участников также обширна. Это дает повод утверждать, что ДТ не есть организация в привычном смысле этого слова, а является сообществом мусульман, объединенных на основе следования Корану и Сунне, а также совершении исламского призыва.
«Таблиги Джамаат» – это легионы проповедников, самое крупное на земле движение религиозных пропагандистов, усилиями которых, объясняется взрывной рост числа новообращенных в нетрадиционный ислам и заметное повышение религиозного рвения в мусульманском мире.
Несмотря на огромное число сторонников во всем мире и большую значимость, общество «Таблиги Джамаат» вне мусульманского сообщества оставалось до последнего времени практически незаметным для мирового сообщества. Причина заключается в том, что это общество тщательно скрывает свои истинные цели. В некотором роде это общество-невидимка, изначально предназначенное действовать вне зоны видимости средств массовой информации и правительственных структур.
У «Таблиги Джамаат» отсутствует четкая организационная структура, его представители избегают всяческих контактов с прессой – так же, как и сами они ничего не публикуют ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации. Что еще более важно, общество «Таблиги Джамаат» не выказывает никакого интереса к участию в политике, избегает открытого ее обсуждения и добилось того, что оно не вызывает настороженности правительств и воспринимается как чисто религиозное объединение.
Отношение мирового сообщество, ученных к движению «таблиговцев» неоднохначно.
С самого начала своего существования «Таблиги Джамаат» приобрело образ движения, стремящегося, прежде всего, к укреплению веры, самосознания и духовному развитию личности, не вмешивающегося в политику и сферу светских отношений.
Такая репутация подтверждалась приверженностью миссионеров аскетичному, предполагающему равенство сподвижников, стилю жизни, а также их нетерпимостью к таким социальным порокам, как алкоголизм и наркомания.
Все это сформировало миролюбивый образ организации, полезной для общества. В итоге она практически нигде не вызывала неприятия и приветствовалась даже теми правительствами, которые обычно склонны настороженно относиться к социальным образованиям, не находящимся под их прямым контролем.
Вместе с тем, в восьмидесятых годах ежегодно из одного только Алжира общество Таблиги Джамаат направляло на военную подготовку в Пакистан около 900, а из Узбекистана 400 новобранцев.