Понятие ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:07, реферат

Описание работы

Исла́м (араб. إسلام‎‎) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» законам Аллаха, «принятие» (учения пророка Мухаммеда).
В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами.
Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда.

Работа содержит 1 файл

Понятие ислама.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

фетвы сподвижников пророка;

мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;

Хадисы-мурсал и хадисы-да`иф. Ибн Ханбал допускал использование хадисов, в иснаде которых неизвестны передававшие их сподвижники (мурсал), и ссылку на слабые хадисы (да`иф), если не доказана их подложность;

кыяс (метод  аналогии решения проблемы с уже  решенными на основании доводов  Откровения) и истислах.

иджма` (единое мнение различных поколений правоведов);

истисхаб (временность  действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).

В ханбалитском мазхабе существует несколько направлений, опирающихся на различные мнения сахабов и таби`унов, сомнения и разночтения в фетвах самого Ибн Ханбаля, различия в передаче его выводов.

Этот мазхаб никогда не признавал закрытия «врат иджтихада», выступает за продолжение исследований по любым религиозно-правовым вопросам без исключения и настаивает на необходимости наличия муджтахида, наделённого полномочиями вынесения независимых суждений по любым вопросам. (Другие мазхабы, на определённом этапе, сошлись на том, что необходимо закрыть «врата иджтихада» в тех вопросах фикха, которые подробно разобраны ещё основателями мазхабов и их учениками, не имея в виду при этом вновь возникающие проблемы, которым должна быть дана правовая оценка).

Несмотря на фундаментальную  теоретическую основу, признание  иджтихада открытым и др., ханбалитский мазхаб не получил особого распространения. Он появился позже других мазхабов и в некоторых моментах отличается косностью и излишней приверженностью букве (в том числе хадисов-даиф). К видным представителям этого мазхаба можно отнести Абу аль-Фараджа Ибн аль-Джаузи, Такйиддина Ибн Таймия и Ибн аль-Каййима аль-Джаузия.

Сейчас ханбалиты доминируют только в Саудовской Аравии, во многих регионах их вообще нет.

Ханбалиты –  это приверженцы «ортодоксального стиля». Их специфическим отличием является скрупулезное следование Сунне и отвержение любых нововведений. Ханбалитский стиль получил распространение на Юге – в Саудовской Аравии.

В отличие от таких мазхабов как ханафитский, шафиитский и маликитский, которые занимались исключительно правовыми вопросами, не затрагивая идеологию, ханбализм является и идеологическим учением, к последователям которого ныне относятся, например, саляфиты.

 

Различия в мазхабах.

Ханифиты

Маликиты  

Шафииты

Ханбалиты

Коран

Коран

Коран

Коран

Сунна

Сунна

Сунна

Сунна

Догмат 

Догмат 

Догмат 

Догмат 

Обычай

 Обычай мединцец

Логика

Логика

Логика

Логика

Прецедент

Вся Сунна

 

Интуиция 

   



 

В проведении обрядов 4 мазхабов имеются небольшие расхождения.

К примеру, предписания относительно могил усопших немого различаются.

Так, после похорон нельзя поднимать могилу на сколько-нибудь значительную высоту. Ее высота должна быть не больше, чем одна пядь. По этому поводу 3 мазхаба - ханафитский, маликитский и ханбалитский - единогласны.

Шафииты же считают, что поднимать  могилы над уровнем земли вообще нельзя, и они должны быть на уровне земли.

Штукатурить цементом и белить могилы известкой является нежелательным (макрух).

Однако, согласно ханафитам, шафиитам и ханбалитам, разрешено  отштукатурить ее глиной, если это  будет сделано без намерения  украсить могилу.

Маликиты же считают, что штукатурить могилы в любом случае является нежелательным действием (макрух).

Ставить на могилу вертикальный надгробный камень, либо дерево также является нежелательным-макрухом однако, если он ставится с целью того, чтобы эта могила не затерялась, то это является допустимым, шафииты даже считают это желательным (сунной).

Если же это  надгробие ставится из побуждений гордыни, стремления как-то выделить могилу умершего среди остальных могил, сделать ее более привлекательной, то согласно всем мазхабам такое деяние является запретным (См. Харам).

По вопросу  о надписях на могилах исламские  школы придерживаются различных позиций, которые в основном сходны между собой:

- Ханафиты считают  надписи на могилах весьма  нежелательными, граничащими с запретом (тахриман макрух). Однако если на них имеются некоторое записи для того, чтобы они не затерялись, то это допускается.

- Маликиты считают,  что если надписью на могиле  являются аяты Корана, то это  является запретным (харам). Однако если там написано имя умершего и даты его рождения и смерти, то это является макрухом (нежелательным действием).

- Шафииты считают, что любая надпись на могиле, в том числе аяты Корана, являются макрухом. Позволительно только писать имена ученых и праведных людей.

- ханбалиты  считают, что макрухом является  надпись на любой могиле, независимо от того, был ли умерший праведником или нет.

Нельзя также  строить над могилами памятники, помещать портреты. Также нельзя класть в могилу какие-либо предметы или  листы с кораническими аятами.

 

Шииты

Шииты от араб. شيعة‎‎ шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата).

По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.

Шииты традиционно  делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты  и др.)

Шиитским мазхабом является Джафаритский мазхаб

Джафаритский  мазхаб получил распространение  среди шиитов Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана. Основатель Джафар ас-Садык. Джафариты являются представителями «рационалистического» направления мусульманского богословия. Несмотря на многовековую историю, школа заняла положение главного шиитского мазхаба только в XVIII веке. Тогда же джафариты получили признание со стороны суннитов. Источниками религиозного знания джафариты считают Коран, Сунну, иджму и акл («разум»). Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада». Именно иджтихад, с точки зрения джафаритов, является важнейшим средством реализации веры «как доказательства», но не простого подражания благочестивым предкам. Помимо этого, джафариты признают лишь те ахбары (хадисы у суннитов) Сунны, которые восходят к первым сподвижникам Мухаммада. Также джафариты признают принцип «благоразумного скрывания веры» (ат-такийа) в ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина, и институт временного брака (мута).

 

ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Хариджиты

Хариджизм (от араб. خوارج‎‎ х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили


себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.

В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

 

Суфизм (суфисты)

Суфизм (от араб. صوفية‎‎) —  ряд учений, мистико-аскетическое течение в исламе, акцентирующее идею Пути к Аллаху, выделяющее нормой поклонения, которая объявляется несущественной или вторичной, нередко — на основании обращения к опыту Пророка Хызра.


Суфизм опирается  на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование  организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.

В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Представители ортодоксального ислама нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

Суфийские ордена и традиции могут заметно отличаться друг от друга.

По мнению большинства  ученных суфизм - это наука, занимающаяся очищением души и сердца человека от привязанности ко всему мирскому и излечением всевозможных болезней сердца наподобие зависти, высокомерия, скупости и т. д.

только они  стали говорить об излечении болезней души, только они стали уделять  первостепенное внимание сердцу во всех делах и занялись духовным и нравственным воспитанием, начав, прежде всего, с  самих себя и добившись в этом поразительных результатов. Суфии прилагали все свои усилия именно на этом поприще, и, как говорили некоторые из них: “Суфизм - это нрав, и кто выше тебя с нравственной стороны, тот превосходит тебя в суфизме”.

Суфизм многие воспринимают как аскетизм или как  усиленное поклонение, связывая это с их отдалением от мира и постоянным занятием делами поклонения.

Сами же суфии  считают, что являются аскетами в этом мире, потому что их мысли свободны от всего, кроме Аллаха, и движет ими не страх перед адом и не стремление к раю, а полная и всепоглощающая любовь к Всевышнему.

 

Салафия/Саляфия (Салафиты)

Салафи́я (араб. سلف‎‎ —  «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون‎‎).


При этом, квалифицируют как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.

Саляфия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал пророк и  его сподвижники», т.е в чистом, первозданном виде.

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде» потому, что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»).

Салафийя - это, прежде всего, самоназванное движение, возникшее в 4\9 веке среди ученых - последователей ханбалитского мазхаба, хотя они утверждали, что ни в чем не выходят за рамки учения имама Ахмада ибн Ханбала, которому они приписывали, и небезосновательно, возрождение вероубеждений праведных предшественников (салаф) и борьбу против ереси (бид’а).

Затем, в 7\12 веке, их взгляды оживил крупнейший сирийский  ученый Така ад-Дин Ибн Таймийя, который  приложил огромные усилия для  распространения этого движения и внес большой вклад в развитие мысли внутри самого течения.

И, наконец, в  третий раз, после продолжительного пяти-векового застоя исламской мысли, это движение было возрождено на Аравийском полуострове под руководством Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба, при котором эти взгляды приобрели наибольшую популярность и воодушевили многих ученых того времени, продолжая и сегодня находить своих приверженцев во всех уголках мусульманского мира.

К салафитам причисляются, в частности, Ибн Ханбал, аш-Шафии, Ибн Таймийа, ваххабиты, идеологии ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун». В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».

Саляфы, не искажая  и не отрицая имена и качества Аллаха, остерегаются нововведений в поклонении. Однако они не следуют по пути пророка в методологии и призыве, и начинают, сами того не осознавая, придумывать что-то иное. Многие из подобных партий считают себя «фиркъату-ннаджия» (спасшейся группой) или же «тоифатуль-мансура» (победоносной общиной) и по этой причине создают нечто вроде своего джама’ата, искренне стремясь быть из числа тех, о ком пророк сказал: «Группа людей из моей общины будет открыто придерживаться истины и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придёт повеление от Аллаха.

Характерными  чертами салафитского понимания  ислама являются:

- формализм,  стремление к детальной унификации  образа жизни всех мусульман; 

- нетерпимость  к инакомыслящим, пропаганда насилия  по отношению к несогласным; 

- выдвижение на первый план идей джихада, трактуемого как борьба со всем, противоречащим салафитским установкам;

- стремление  к уничтожению других идеологических  систем, к установлению мирового господства;

Информация о работе Понятие ислама