Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:32, контрольная работа
Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Буддизм возник на территории Индостана в YI в. до н.э.
Пережив расцвет в Индии, он закрепился в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего востока (около 700 млн. верующих).
Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Социально-исторические условия и идейные источники возникновения, хронология и география распространения буддизма.
2. Особенности буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма.
3. Основные школы и направления в буддизме.
4. Социально-нравственный смысл буддизма.
Список литературы.
Религиозная мифология выделяет в безначальное существующей сансаре шесть видов существ: боги; асуры (высший класс низвергнутых с неба демонов, противостоящих богам); люди, животные, преты (духи умерших, враждебные людям, которые не могут удовлетворить своих желаний; претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми); обыватели нараки (в древнеиндийской мифологии это ад или совокупность адов; в нараку живые существа попадают за тяжкие преступления: убийства, обман, самоубийства, клевету; после отбытия определенного периода наказания возвращаются в круговорот сансары).
Вся сансара представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются в своей прежней сфере или в более, или менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма). Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и является нирвана (успокоение).
Особенности индивидуальной жизни буддисты объясняют своеобразной группировкой дхарм, т.е. процессом, происходящим за пределами воздействия эмпирической личности. Каждый индивидуальный поток дхарм безначален. Под воздействием элементы-дхармы группируются так, что получается видимость иллюзии того, что называется жизнью, от момента зачатия человека до его эмпирической смерти.
Индивидуальный поток дхарм проходит, таким образом, через неограниченное число эмпирически-иллюзорных жизней; каждая жизнь является всего только частичной эпохой в бесконечном процессе бытия потока дхарм. В аспекте теории "перерождения" не какая-либо "душа" переходит из одного тела в другое или из одного мира в другой, а данный один и тот же внеопытный комплекс дхарм, проявляющийся в данное время как одна личность-иллюзия, после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей, четвертой и т.д. до бесконечности - личности. Следовательно, ничего, собственно, не перерождается, а происходит бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов.
Неизменные частицы (дхармы) группируются в новые, более или менее похожие друг на друга фигуры, но все же индивидуально различные, никогда не повторяющиеся. Каждая отдельная фигура до известной степени обусловлена или связана с предыдущей и, в известном смысле, влияет на последующую. Процесс такой перетасовки происходит в силу безначальной инерции, и если не произойдет приостановки или прекращения движения, то колесо бытия будет автоматически продолжать свое вращение.
Таким образом, движение или волнение, присущее данной трансформации комплекса дхарм, является непосредственной причиной, обусловливающей новую конфигурацию элементов в новом вихре после того, как старая перевоплотится в моменте в виде эмпирической смерти.
Буддизм и предлагает такое средство, которое прекращает этот бесконечный круговорот бытия. Таким средством успокоения волнения дхарм является нирвана.
В переводе с санскрита, означает "угасание". В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположное сансаре, когда прекращаются перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой.4 В состоянии нирваны происходит угасание дхарм, которые теперь уже не способны создавать новые комбинации перерождения; происходит остановка "колеса" сансары. По теории буддизма, о нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы духа, покоя, блаженства.
Нирвана изображается как противоположное всему, что может быть в изменчивой жизни, и потому как нечто непостижимое разумом и невыразимое. Нирвана в философско-религиозной системе буддизма означает, прежде всего, этический идеал, который предстает как психологическое состояние законченности внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной отрешенности от него. Это состояние негативно можно изобразить как отсутствие желаний, а позитивно как некое, не поддающееся расчленению, слияние интеллекта, чувств, воли. Последнее предстает с рациональной стороны как истинное понимание, с нравственно-эмоциональной как нравственное совершенство, с волевой как абсолютная несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутренняя гармония, согласованность всех наличных способностей, необязательно выражающихся во внешней деятельности Будды.
О.О.Розенберг так характеризует буддийское понимание нирваны: "Мрак рассеивается, и благодаря мудрости подавляется все большее и большее число элементов, пока не наступает, наконец, последний момент. Тогда данная личность перестает быть эмпирически, тогда уже ни одна дхармане рождается и не исчезает. Часть моря бытия перестает бушевать и погружается в вечный покой, в истинное бытие, к которому не-приложимы выражения эмпирического бытия, но которое, тем не менее, для мистика-созерцателя рисуется в виде высшего блаженства"
Итак, буддизм создал своеобразное учение о спасении, суть которого сводится к тому, что Будда, предавшись созерцанию, узрел человеческое бытие, наполненное постоянным страданием, и познал причину страдания. Вместе с тем он провидел и вечный покой, и путь, который ведет к нему. Конечная цель предначертана ясно: это покой без возвращения в суету, покой, в котором суета и страдания мирские исчезают навеки.
Это и есть состояние нирваны, которая является целью верующего; достигнув ее, человек обретает спасение.
Четвертая истина, открытая Буддой, указывает путь к освобождению от страданий, путь, по которому следовал сам Будда и могут следовать все, кто поверил Учителю. Указанный путь ко спасению состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому называется восьмеричным благородным путем. Учение о восьмеричном пути дает общее представление об основных нормах буддийской морали. Праведный буддист должен обладать восемью добродетелями.
1. Праведная вера (саммадиттихи) - это вера в четыре великих истины, открытых Буддой. Эта добродетель состоит в правильном понимании истин, вере в них в согласии с учением Будды, в нравственном совершенствовании, приводящем верующего к нирване.
2.
Истинная решимость (
3. Праведная речь (саммавача) - это, в первую очередь, контроль человека над своей речью, т.к. праведная решимость не должна оставаться лишь религиозной установкой, а, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать речь, а это, в свою очередь, предполагает воздержание ото лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
4. Праведные дела (саммакамманта). Праведная решимость, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должна воплотиться в правильное действие, достойное поведение, а это предполагает отказ от уничтожения всего живого, от воровства, от удовлетворения низменных чувств, от недобродетельных поступков и активное стремление делать добрые дела.
5. Праведная жизнь (саммааджива). Отвергая дурную речь и недостойные поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путем, и поэтому надо трудиться в соответствии с доброй решимостью, вести достойную жизнь.
6.
Праведные мысли (саммаваяма) - .это
постоянное стремление
7. Праведные помыслы (саммасати) - это постоянное сохранение в памяти того факта, что вещи по своей природе преходящи, а сама жизнь наполнена скорбью. Помня это, верующий, вступивший в поток, не будет сожалеть об утрате всего тленного и не будет зависим от всего окружающего, что поможет ему освободиться от этой зависимости и сосредоточиться на истину, ведущей ко спасению.
8. Истинное созерцание (саммасамадхи) - это последняя ступень на пути ко спасению, нирване. Согласно буддийскому учению, тот, кто ведет свою жизнь в соответствии с семью правилами и с их помощью освобождается от низменных страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более глубокого сосредоточения, которые неуклонно приведут его к конечной цели длинного и трудного пути, к прекращению страдания.
На
первой стадии верующий должен сосредоточить
свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении
истин. На этой стадии он наслаждается
радостью свободной отрешенности и чистого
мышления. Вторая стадия сосредоточения
предполагает усиленное невозмутимое
размышление. Третья стадия наступает
тогда, когда ищущий испытывает совершенную
невозмутимость и освобождается от ощущения
телесности. На четвертой стадии сосредоточения
достигается состояние совершенной невозмутимости,
безразличия и самообладания, без страдания
и без освобождения. Таким образом, верующий
достигает желанной цели - прекращения
всякого страдания, т.е. нирваны. Следовательно,
учат буддисты, совершенная мудрость,
совершенная добродетель, совершенная
невозмутимость - полное избавление от
страданий - все это одновременно достигается
в нирване. 5 Учение нового пророка
о страдании не могло не импонировать
людям, стало быстро распространяться
и нашло своих приверженцев среди различных
слоев населения Индии.
3.
Основные школы
и направления
в буддизме.
Первыми последователями Будды были аскеты, которые небольшими группами собирались в уединенных местах и создавали свои небольшие общины. Те, кто решил вступить в общину, отказывались от личного имущества (всякой собственности), брили головы, облачались в ветхие одежды. Выходцы из этих групп впоследствии положили начало монашеству, а в тех местах, где они проживали, строились монастыри. На первых порах представители новой религии вели странствующий образ жизни, а впоследствии они были вынуждены вести замкнутый образ жизни в стенах монастырей и строго выполнять все предписания монашеского устава. Вскоре монастыри стали главными центрами, где происходила аккумуляция и передача наличного философско-религиозного опыта. Словом, буддийские монастыри стали своеобразными "университетами" культуры. Получить образование здесь мог каждый, кто желал приобщиться к буддизму. Равенство возможностей всех монахов не зависимо от кастового происхождения, что создало почву для активного развития буддизма.
Буддизму
удалось подорвать влияние
Все другие течения, если и возникали вне рамок монастырской жизни, не имели существенного значения для развития буддизма. Можно говорить, что история буддизма есть история его философии, которая развивалась, как правило, в монастырях.
Традиционно сами буддисты признают основными течениями (школами) своей религии хинаяну и махаяну. Своеобразие хинаяны, наиболее древней формы буддизма, заключается в отсутствии в ней Абсолюта (Бога). Его место занимает закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни одно деяние в жизни не проходит бесследно. В результате каждая личность получает впоследствии то, что она заслужила своими прошлыми деяниями. Будда постиг истину бытия и своим жизненным путем и учением указал людям путь ко спасению, к освобождению от страданий.
Этих истин и придерживались идеологи хинаяны ("узкая колесница", "узкий путь спасения"), признающей основным условием движения по пути спасения отказ от участия в мирской жизни, уход в монашескую общину (санхи). Это религия помощи самому себе; каждый может достигнуть спасения, став на указанный учителем трудный и тернистый путь самоусовершенствования, достижимого только через монастырское служение, вдали от мирской суеты. Идеал хинаяны - Будда-человек. Для спасения необходимо строго выполнять все предписания, и тогда любой человек станет Буддой, т.е. просветленным, как и основатель религии. Нет Бога, но есть идеал, к которому необходимо стремиться.
Хинаяна видит единственное средство, при помощи которого можно добиться затухания инстинктов, страстей, жажды жизни, в воздержании от всякой деятельности, в равнодушии к жизни. Именно этим путем можно добиться умиротворения сознания личности, парализовать карму и избежать дальнейших перевоплощений. В известной степени можно уже в земной жизни подготовить себя к переходу в то состояние, которое наступает после смерти, когда уже нет желаний и воли, к нирване. Достичь такого состояния можно только безукоризненным выполнением предписаний восьмеричного пути, длительной концентрацией мыслей и медитацией. В противовес христианству достижение спасения мыслится как отключение всех страстей и чувств, отказ от любой активности, в том числе и религиозной.