Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Буддизм возник на территории Индостана в YI в. до н.э.

Пережив расцвет в Индии, он закрепился в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего востока (около 700 млн. верующих).

Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Содержание

Социально-исторические условия и идейные источники возникновения, хронология и география распространения буддизма.


2. Особенности буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма.

3. Основные школы и направления в буддизме.

4. Социально-нравственный смысл буддизма.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная буддизм.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Как писал индийский историк философии  С.Радхакришнан: "Ясность и кроткость  его лика, красота и достоинство  его жизни, серьезность и энтузиазм его любви, мудрость и красноречие его проповеди завоевывали сердца равно мужчин и женщин". 2 В качестве первых учеников он избрал пятерых из своих сподвижников по аскезе. Перед ними он и произнес свою первую проповедь "приведении в движение Колеса Закона". Его ученики первыми были посвящены в члены буддистского ордена (Сангхи).

      В своей первой проповеди Будда  говорил о двух слабостях, которым  не должен потворствовать тот, кто удалился от мирской жизни: 1) предание себя на потворство страстям - оно низко, обыденно, пошло, неблагородно, бесцельно; 2) предание себя самоистязанию - оно болезненно, неблагородно, бесцельно. Не впадая в эти крайности, Будда нашел средний путь, который открывает глаза, открывает разум, ведет к успокоению, познанию, просветлению, т.е. нирване.

      Вероучение  и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет  многослойное строение. Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по  степени своей  возвышенности и одухотворенности.  Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

      В кармалоку  входят  11  ступеней или уровней сознания.  Это  низшая область бытия. Здесь полностью  действует  карма. Это  полностью  телесная  материальная  сфера  бытия, лишь на высших своих уровнях  начинающая переходить в более возвышенные стадии.

      Уровни  с 12-го по 27-й относятся к более  высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но  оно  еще  связано с телесным миром, с формами вещей.

      И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от  формы и от телесного материального начала.

        В Буддизме оно из важнейших  мест занимает так называемое  отрицание единства личности.  Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм.  Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, -  индивидуальное сознание, которое несет в себе  весь  духовный  мир  человека, трансформируется в  процессе  личных  перерождений  и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля  над взглядами, речью, поведением, над  образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.

      На  основании своего духовного опыта Будда приобрел и поведал миру убеждение в существовании четырех благородных истин:

      1) существует страдание, 2) у страдания  есть причина, 3) страдание может  быть прекращено, 4) известен путь, ведущий к этому.

      Первая  истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с нелюбимым - страдание, расставание - страдание, не получение желаемого - страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы не только позволил ему сформулировать идею о страдании, но и прочувствовать ее.

      Он  увидел не просто и не только картины  страданий, но и сами условия жизни  людей, вызывающие несчастья; т.е. все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание.

      Пессимистический  взгляд нового учителя оправдывается, если взглянуть на эту проблему глазами религии, которая освобождает от греха и страданий. Если бы мир был полон счастья, не было бы нужды в религии, а значит, и нагромождения различных религиозно-этических систем, создающих иллюзию избавления людей от жизненных неурядиц и страданий.

      Идея  страдания была сформулирована Буддой следующим образом: "Из незнания возникают скрытые впечатления; из скрытых впечатлений возникает мыслительная субстанция; из мыслительной субстанции возникают имя и форма; из имени и формы возникают шесть органов; из шести органов возникает соприкосновение; из соприкосновения возникает ощущение; из ощущения возникает жажд а; из жажды возникает привязанность; из привязанности (к существованию) возникает образование (зачатие); из образования возникает рождение; из рождения возникают старость и смерть, боль и жалобы, страдание, скорбь и отчаяние. Таково возникновение целого царства страдания".

      Итак, повторяется, что рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние - все, порожденное привязанностью к земному, есть страдание. Источником же страданий являются страсти - это и есть вторая истина, изложенная Буддой.

      Третья  истина буддизма - о прекращении  страданий - вытекает из второй и гласит, что вечное успокоение, т.е. достижение нирваны – это конечная цель буддистов.

      Четвертая истина гласит, что существует путь, где все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угасают, а это и есть тот путь, который приведет к нирване - успокоению от всех страданий.

      Для дальнейшего анализа основ буддизма нам потребуется рассмотреть ряд ключевых понятий, которые в некоторой мере позволят приоткрыть завесу таинственности в построениях буддийских мыслителей.

      При этом необходимо иметь в виду, что  буддисты позаимствовали эти понятия  из предшествующих философско-религиозных  систем древней Индии, приспособив их к особенностям своего учения. В философско-религиозной системе буддизма ключевыми можно считать такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.

      Формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную связь и методы окончательного подавления их действенности, т.е. превращения динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя.

      Понятие "дхарма" - центральный пункт  буддийского учения. В свете этого  понятия бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Термин "дхарма встречается в литературе буддизма очень часто, особенно в философских сочинениях. Как отмечает известный буддолог О.О.Розенберг, "понятие "дхарма" в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм. В таком же смысле мы, например, называем философию Платона учением об идеях или философию Канта трансцендентальной философией".3

        Кроме того, слово "дхарма", согласно словарю, имеет значения: "религия", "закон", "качество". Специалисты по буддизму этимологию этого понятия производят от корня йаг - "носить", йагта значит "носитель", а также "несомое".

      Основное  же и, вероятно, первоначальное значение термина встречается в философских сочинениях, а также в сутрах, где под дхармами понимаются "носители", или истинно-реальные, непознаваемые субстраты тех элементов, на которые в абстракции разлагается поток сознательной жизни, т.е. единство субъекта и переживаемого им мира, как внешнего, так и внутреннего. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только "признаки", или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а "проявлениями дхарм", однако ради краткости часто употребляется термин "дхарма" вместо выражения "проявление дхармы"; в таком случае понятие "дхарма" можно передавать словом "элемент".

      Среди элементов и их носителей упоминается  один, который в метафизике и в теории спасения находится на первом месте, - это элемент "успокоения", "покоя", т.е. нирвана.

      Наконец, понятие "дхарма" включает еще  и значение "учение" Будды. А  в таких словосочетаниях, как "проповедовать  дхарму", "поклоняться дхарме", очень часто дхарма означает не само учение, а его объект, т.е. нирвану. Термин "дхарма" имеет, таким образом, следующие значения:

      1) качество, атрибут;

      2) субстанциальный носитель, трансцендентальный  субстрат единичного элемента сознательной жизни;

      3) элемент сознательной жизни;

      4) нирвана, объект учения Будды;

      5) абсолютное, истинно-реальное;

      6) учение, религия Будды;

      7) вещь, предмет, объект, явление; 

        Но важен только тот аспект  этого учения, который связан  непосредственно с системой буддизма как вероисповедованием. А именно то, что дхармы, охваченные безначальным волнением индивидуального сознания, безостановочно проявляются в виде живых существ, мечущихся в круговороте бытия, в болоте рождения и смерти, существ, подверженных бесчисленным трансформациям, бесконечному повторению жизни со всеми ее страданиями.

      Однако, по учению буддистов, в субстрате  каждого живого существа скрывается тенденция к успокоению, которая начинает проявляться в тот момент, когда в потоке сознания появляется дхарма чистой "мудрости", "прозрения", благодаря которой живое существо начинает понимать смысл бытия, т.е. его отчаяние и бессмысленность, пока оно не обретет цели, к которой должно стремиться.

      Достижение  спасения чрезвычайно трудно и требует  бесконечных усилий, ибо в состав субстрата личности входит бесконечно большое число элементов в состоянии колебания или волнения, беспрерывно рождающихся и исчезающих. На пути к спасению поток бытия принимает форму то одного, то другого сознательного существа вместе с переживаемым им миром и проходит через длинный ряд ступеней, постепенно сокращая число дхарм-носителей, путем их успокоения.

      Следующим важным базовым понятием буддизма является "карма".

      В переводе с санскрита  обозначает действие, деяние, дело, поступок, жребий. Это также одно из центральных  понятий индийской философии, дополняющее учение о перерождении и перевоплощении (сансара). Восходит к арийскому ведическому периоду, тесно увязано с религиозно-философскими исканиями не только брахманизма. Это понятие является существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма. В мифологии и этико-религиозных воззрениях индийцев кармой называется действие, в том числе и религиозное, предполагающее последующее воздаяние.

      В широком смысле карма - это сумма  совершенных в первой жизни поступков, последствия которых определяют вид нового рождения каждого живого существа, т.е. облик и судьбу дальнейшего существования. В узком смысле карма - это влияние совершенных действий на содержание настоящего и последующего существования. Во всех случаях карма понимается как незримая сила, ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм остается скрытым.

      Понятие "карма" восходит отчасти и  к весьма архаическим представлениям о посмертной судьбе человека: пути богов или предков, обусловленном поведением их при первой жизни и соответственно определяющем возвращение или невозвращение к новому земному существованию в том или ином облике. В ранних Упанишадах (санск. сокровенное знание) - заключительной части Вед, утверждается, что человек становится добрым от доброго деяния, дурным от дурного. Люди сами портят свою жизнь эгоистическими помыслами и делами. Карма иногда сближается с понятием судьбы, рока, она отчасти напоминает понятие удела, доли: человек страдает и живет в таких-то условиях, потому что такова его карма. Говорят также, что условия жизни человека являются результатом его кармы, т.е. общего итога действий, совершенных им в предыдущей жизни. При этом имеется в виду, что каждый поступок несет определенную этическую нагрузку, положительную или отрицательную, в зависимости от которой человек будет вознагражден или наказан либо уже в этой жизни, либо в будущей. Карма, следовательно, является чем-то роковым в том смысле, что человек не может избежать последствий своих же поступков. С другой стороны, он в состоянии сознательно создать лучшие условия для своего будущего.

      В этом смысле карма зависит от свободной  творческой силы человека. Карма предполагает определенную конфигурацию или определенное расположение уже упоминавшихся дхарм (психофизических элементов жизни), что, в свою очередь, определяет, в каком виде "живое существо" будет представлено в будущей жизни. Можно сказать, что теория кармы вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределенности идеей космического миропорядка. Сансара

      В переводе с санскрита хапхага  обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение.

      Как и многие другие понятия буддизма, восходит к добрахманистсковедическим представлениям и анимистическим верованиям. Концепция сансары заключает в себе идею не только родственности всего живого и переходности, но неуничтожимое его форм. Смерть в контексте данной концепции является лишь началом последующей жизни. Перевоплощение происходит по закону кармы.

Информация о работе Буддизм